Главная Переработка нефти и газа
Поскольку российские нефтеперерабатывающие заводы расположены внутри страны (за исключением Туапсинского НПЗ), морской гранснорт нефти в России не используется. Определенное количество сырья доставляется на НПЗ но железной дороге. Нефть поступает на заводы маршрутами, состоящими из 60-72 цистерн. Протяженность и вес маршрута зависят от технического состояния железной дороги и характеристики сливных устройств на НПЗ. Для транспортировки нефти используются железнодорожные цистерны различных типов. Характеристика цистерн приведена в табл. 4.2.
Выфузка нефти из цистерн производится на сливных эстакадах через нижнее сливное устройство цистерны. Протяженность железнодорожных маршрутов достигает 720 метров, поэтому на НПЗ сооружаются односторонние сливные эстакады длиной до 720 .м или двусторонние - дли1юй до 360 м. По российским нормам продолжительность слива маршрута не должна превышать 2 час. В зимнее время некоторые высоковязкие и парафинис-тые нефти могут поступать на НПЗ в застывшем виде. В России имеются железнодорожные цистерны с паровой рубашкой, однако количество их ограничено, и высоковязкие нефти поступают в обычных цистернах. Перед разфузкой продукт в цистернах необходимо разогреть. Для разогрева применяются различные системы, иснользуюшие пар. Продолжительность слива высоковязких нефтей в зимнее время разрешается увеличивать до 3-4 ч. Нефтепродукты отфужаются по продуктопроводам, же-лезны.м и автомоби.1ьны,м дорогам, водным путям. Свыше 65% нефтепродуктов в России и странах б. СССР отправля- ется но железной дороге, около 17% - по продуктопроводам. Обшая протяженность продуктопроводов в странах б. СССР составляет 15000 км. Перечень основных нефтепро-дуктопроводов приведен в табл. 4.3. Таблица 4.3
Характеристика железиолорожных цистерн, используемых для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов
Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится на товарных базах НПЗ, в состав которых входят товарные резсрвуарные парки, наливные насосные станции и наливные эстакады. На большинстве НПЗ сооружены двусторонние наливные эстакады галерейного типа протяженностью до 360 м. Налив нефтепродуктов производится через верхнее наливное устройство. Темные нефтепродукты (ма.эут, масла) наливаются через нижнее сливо-нативное устройство. На отдельных НПЗ сооружены автоматические наливные станции точечного типа. Характеристика цистерн, используемых для перевозки нефтепродуктов, приводится в табл. 4.2. Продол- жительность налива нефтепродукта в цистерны не должна превышать 1,2 - 1,5 часа. Морской транспорт используется ;г.1я экспора. На территории России сушествует два крупных морских терминала д-1Я отфузки нефтепродуктов - в г Новороссийске и г. Туапсе-и несколько мелких. Российские НПЗ отгружают нефтепродукты также через терминалы в Вентсиилсс (Латвия), Хамина (Финляндия) и др. НПЗ, расположенные возле крупных рек - Волги, Камы, Иртыша, имеют терминаты дш отгрузки нефтепродуктов в танкеры и баржи. Транспортировка по речным путям имеет сезонный характер, поскольку в зимнее время российские реки замерзают Характеристика барж и танкеров приводится в табл. 4.4. Таблица 4.4 Классификация барж и танкеров для транспортировки нефти и нефтепродуктов
4.2. ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ На большинстве российских НПЗ нефть хранится в вертикальных металлических цилиндрических резервуарах вместимостью 10-50 тыс. м\ характеристика которых приведена в главе 5. На некоторых заводах нефть и темные нефтепродукты хранятся в железобетонных заглубленных емкостях, построенных до 1960 п Обшая емкость сырьевых резервуарных парков определяется таким образом, чтобы обеспечить запас по нефти, позволяющий заводу безостановочно работать не менее двух суток при поступлении нефти по магисфатыюму нефтепроводу и в течение 7 суток при поступлении нефти по железной дороге. Емкость товарных парков должна обеспечивать запас хранения до 15-суточной выработки жидких нефтепродуктов и до 3-суточной выработки сжиженных нефтяных га- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||