Главная Переработка нефти и газа Для несамоходных барж стоимость необходимого числа буксиров составляет 4е,,/ ,v, , / =c,N,, -- (1.31) где Cg - стоимость единицы мощности буксира (в ценах 1980 г. Сб=1,8...2,6 тыс. руб/кВт); Ng - необходимая мощность буксиров Нб=РбГ, (1.32) Рб ~ мощность, необходимая для буксировки единицы груза (Рб= 0,06-0,12 кВт/т). Капиталовложения на сооружение необходимой емкости =CpV„, (1.33) где Cp - стоимость единицы емкости (Cp=10...20 руб/м); V„ -практический объем установленных резервуаров при известном теоретическом объеме всех резервуаров 2G„, Зб5-г 365.л, (1.34) Т1 - коэффициент заполнения емкости (см. табл. 2.2). §1.3. Примеры расчетов >> Пример 1.1. Рассчитать кинематическую вязкость ромашкинской нефти при температуре 275 К. Решение 1.Поскольку расчетная температура 275 К выходит за пределы температурного интервала, в котором известна вязкость ромащкин-ской нефти (табл. 1.2), то для расчета выбираем формулу (1.7). 2.Согласно табл. 1.2, для ромащкинской нефти при = 283 К v, = 30,7 mmVc, а при Т, = 293 К = 14,2 mmVc 3.Величины эмпирических коэффициентов в формуле (1.7) по формулам (1.8) Ig (30,7+ 0,8) lg(14,2 + 0,8) 283 293 = -6,97; a = Ig lg(30,7 + 0,8) - 6,97 Ig 283 = 17,27. 4.Кинематическая вязкость ромашкинской нефти при температуре 275 К по формуле (1.7) Ig lg(v + 0,8)-6,971g275 = 0,268; lg(v + 0,8) = 1,853; v + 0,8 = 71,3 mmVc; ,„ v = 71,3-0,8 = 70,5 mmVc. 5.Плотность нефти для примера вычислим по формулам (1.1) и (1.2). Согласно табл. 1.1 при р29з=862 кг/м =0,686 кгДм-К) и Рр=0,000793 1/К. , , По формуле (1.1) * . ч > . . и( ь . , Рт = = 874,5 кг/мз. 1 +0,000793(275-293) По формуле (1.2) Рт = 862 - 0,686 (275 - 293) = 874,4 кг/м\ Так как расхождение результатов расчета по формулам (1.1) и (1.2) составляет 0,011 %, то можно сделать вывод о том, что пользоваться можно обеими. i-.f -. i Пример 1.2. Расчетное значение коэффициента теплопроводности грунта в естественном состоянии для трубопровода длиной 80 км, если известно, что преобладающими являются грунты: на 30 км -глины (р, = 1400 кг/мз, со = 18 %); на 20 км - суглинки (р = 1250 кг/м\ со = 15 %); на 10 км - супеси (р = 1200 кг/м, со = 12 %); на 20 км -песок (рг = 1600 кг/мЗ, со = 8 %). Решение 1.Расчетное значение коэффициентов теплопроводности грунта для каждого участка по формуле (1.11) ;глинА = 1,16 [l, 3 (1400 • 10-Ч 0,1 18 -1,1) - 0,1 • 18" 5суглинок ijfisnso .10- + 0,1 • 15 -1,1) -0,1 15 = 1,080 ВтДмК); = 0,750 Вт/м-К); супЕсь 1 J[i,4(1200 • 10-Ч 0,1 • 12 -1,1) - О, Ы2] = 0,721 Вт/(м-К); jnEcoK = 1д 6 [l, 5 (1600 • 10-Ч 0,1 • 8 -1,1) - 0,1.8] = 1,337 Вт/(мК). 2. Расчетное значение коэффициента теплопроводности грунта в естественном состоянии для всей трассы трубопровода по формуле (1.12) Гор = 1,080 • 30 + 0,750 • 20 + 0,721 • 10 +1,337 • 20 80 = 1,016 ВтДмК). Пример 1.3. Определить целесообразный способ транспортировки 7 млн. т нефти Сургутского месторождения в год на нефтеперерабатывающие заводы г. Омска. Расчетная плотность нефти равна 0,842 т/м. Транспортировку можно осуществлять по рекам Обь и Иртыщ, по железной дороге через Тобольск-Тюмень и по трубопроводу Сургут-Омск. Расстояние, на которое осуществляются перевозки по воде, равно 1500 км, по трубопроводу - 700 км, по электрифицированной железной дороге - 1200 км. ....., ; Решение 1.Для заданного грузопотока по табл. 1.3 выбираем рекомендуемый диаметр трубопровода - 529 мм, для которого себестоимость перекачки в ценах 1980 г. S = 0,13 копДткм) По формуле (1.16) для каждого вида транспорта вычисляем эксплуатационные расходы = 0,13 • 700 • 7 • 10« = 6,37 • 10« руб/год; " = 0,33 • 1200 . 7 • 10« = 27,72 • 10« руб/год; V Эз = 0,17 • 1500 • 7 • 10« = 17,85 • 10« руб/год. 2.Находим капиталовложения в трубопроводный транспорт. В соответствии с нормами технологического проектирования принимаем, что эксплуатационный участок один, т.е. = 1. Вместимость резервуаров на конечном пункте по формуле (2.1) V =3V =3 1 350 о,842-о,84 = 84821 мз, где 0,84 - коэффициент использования емкости (табл. 2.1). Трубопровод должен иметь одну головную и пять-шесть промежуточных перекачивающих станций. Зная, что трасса в основном пройдет по заболоченной местности, и используя формулы (1.17), (1.18), определяем капитальные вложения с учетом топографических коэффициентов К = К, + К„, = ( 56,6 • 700 • 1,43 + 5418 • 1,06 + 6 • 1926 • 1,06) • 10 + + 84821 • 20 = 76,435 • 10« руб. По территории Тюменской области проходит 55% трассы, а по Омской - 45%. С учетом территориальных коэффициентов (см. табл. 1.22 и 1.25) капитальные затраты составят = 76,435 • 10« • (0,55 • 1,1 + 0,45 • 1,11) = 84,423 • 10« руб. 3.Приведенные годовые затраты для трубопроводного транспорта по формуле (1.15) П = 6,37 • 106 + 0,12 • 84,423 • 10« = 16,5 • W руб/год. 4.По формуле (1.25) определяем полное время оборота одной цистерны. Коэффициент неравномерности работы железнодорожного транспорта Хд принимаем равным 1,2. Время погрузки и выгрузки т„ по нормам составляет 4 часа. Тогда 2 1200 \ 240 24 •1,2 = 12,2 сут. 5.ЧИСЛ0 оборотов цистерны за год по формуле (1.24) ; Ч - п„= = 29,9 1/год. 6.Необходимое число вагонов-цистерн модели 15-897 (табл. 1.12) по формуле (1.23) ,. ....,,,...,,„., 7-10 = 4611 щт. 0,842-60,3-29,9 7.Необходимое число электровозов при п„ = 60 по формуле (1.22) 4611 : 77 шт. 8.Капитальные затраты в железнодорожный транспорт при с,= 1,2105 руб и с„=5,6510з руб по формуле (1.21) . ; Кд =1,2105 •77 + 5,65-10-4611 = 35,3-10 РУб 9.Приведенные годовые затраты в железнодорожный транспорт по формуле (1.15) будут равны Пд = 27,72 • 10« + 0,12 • 35,3 • 10 = 31,956 • 10 руб/год. 10.Продолжительность навигационного периода по рекам Обь и Иртыш составляет 180 сут. Принимаем, что транспортировку нефти осуществляют речными танкерами со средней скоростью движения 300 км/сут. Коэффициент неравномерности работы водного транспорта Хз принимаем равным 1,25. Время погрузки и выгрузки для речных танкеров составляет 1 сут. Тогда полное время оборота танкера, определяемое по формуле (1.30), составит 1500 , + 1 •1,25 = 13,76 сут. 11.Число рейсов одного танкера в год по формуле (1.29) Пбр = 13,1 1/год. 13,75 12.0бщая необходимая грузоподъемность всех танкеров по формуле (1.28) „ . 6 Г = - = 535000 т. 13,1 13.Стоимость сооружения дополнительных танкеров без учета силовых установок при Сбр= 40 руб/т по формуле (1.27) ; = 40 535000 = 21,4 • 10<i руб. ;/ 14.Необходимая суммарная мощность силовых установок всех танкеров при pg = 0,1 кВт/т по формуле (1.32) Ng = 0,1 • 535000 = 53500 кВт. 15.Стоимость всех силовых установок танкеров при Сб=2000 руб/кВт по формуле (1.31) : K*vft • Kg = 2 103 53500 = 107 10* руб. 1б.Принимая коэффициент заполнения емкости \ = 0,84, по формуле (1.34) находим емкость резервуарного парка, необходимую для приема нефти в межнавигационный период, 2-l-\Q 365-180 = 10,033 10 и\ 0,842 365-0,84 17.Принимая стоимость сооружения единицы емкости Ср=20 руб/мз, по формуле (1.33) находим капиталовложения на сооружение емкости при V/V = 1,05 К, = 20 • 1,05 • 10,033 • 106 = 210,7 • 10« руб. 18.Суммарные капитальные затраты для транспортировки нефти водным транспортом К, = 21,4 • 10« + 107 • 10« + 210,7 10« = 339,1 • руб. 19.Приведенные годовые затраты при водном транспорте Пз - 17,85 10« + 0,12 339,1 • 10<i = 58,542 • 106 руб/год. Сравнивая приведенные расходы Пр=]6,510б руб/год, 11=31,956-106 руб/год. и П„=58,542-10б руб/год, заключаем, что наиболее экономичным является трубопроводный транспорт нефти, так как в этом случае приведенные годовые затраты наименьшие. ГЛАВА ОБЪЕМЫ ХРАНИЛИЩ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ t Резервуарные парки в системе магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, а также нефтебаз играют очень важную роль. Основное их назначение - выполнение роли буфера между поставщиком и получателем, компенсирующего неравномерности поставок и потребления нефти и нефтепродуктов. К числу других функций резервуарных парков относятся: создание запасов на случай возникновении сбоев в транспортной цепи, доведение качества нефти и нефтепродуктов до требуемого уровня, их замер и учет. §2.1. Определение объема резервуарных парков в системе магистральных нефтепроводов На магистральных нефтепроводах резервуарные парки размещаются: - на головной насосной станции; -г . - на границах эксплуатационных участков; - Б местах подкачки нефти с близлежащих месторождений или сброса нефти попутным потребителям. Полезный суммарный объем резервуарных парков нефтепроводов зависит от диаметра и протяженности последних (габл. 2.1). •чзГя.,.,:;.,,.;-;,;,-щусу • Таблица 2.1 Рекомендуемые суммарные полезные объемы резервуарных парков нефтепроводов (единица измерения - суточный объем перекачки)
0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||