Главная Переработка нефти и газа только в резервуарах нефтебазы. Но эти потери, как и потери при хранении бензина, происходят вне системы магистрального нефтепродуктопровода. 2. Потери бензина на ЛПДС1 складывается из естественной убыли его при приеме, хранении до 1 месяца и при ожачке. Среднегодовой норматив естественной убьыи для каждой операции находим как полусумму соответствующих значений для осенне-зимнего и весенне-летнего периодов (из табл. 9.11...9.14). Соответственно получаем: Улщ(с1 = 5-10- 0,05 + 0,11 0,05 + 0,08 0,01 + 0,02 = 800-103 кг год 2 2 2 , 3. Естественная убыль бензина при его перекачке по МНПП с -учетом путевых отборов по формуле (9.6) У, = 0,01-0,19- [5-10«-40+ (5-106 - lOOW)- (60+120)+ + (5-106 - 150-103)-! 10] = 30 69,5-1103 4. Естественная убыль бензина при сбросе на нефтебазу , У„,6 = 100-103 - QQ + Q34 27-103 2 ГОД 5. Естественная убыль бензина при его прохождении через резервуары ЛПДСЗ Улпдсз = 50-10з- 0,05 + 0,11 0,05 + 0,08 0,01 + 0,02 2 2 2 6. Естественная убыль бензина при наливе в автоцистерны = 8-103 кг У,/, = 50-103 .0,09 + 0,19 7.J03 кг 2 ГОД 7. Общая естественная убыль бензина в системе МНПП У = 800-103+3069,5-103+27-103 +8-10 +7-10 = 3911,5 103 что составляет 0,0782% от объема перекачки. ГЛАВА ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ* Нередки случаи, когда потери нефти или бензинов от испарения превыщают рассчитанные по «Нормам естественной убыли». Прежде всего, это связано с отличием реальных условий эксплуатации резервуаров от принятых при составлении «Норм естественной убыли». Чтобы доказать, что сверхнормативные потери не связаны с хищениями, например, надо владеть современными методами расчета потерь от испарения. Кроме того, расчетными методами можно исследовать влияние различных факторов на величину потерь от испарения и на основании этого планировать мероприятия по их сокращению. Различают следующие виды потерь от испарения: 1) при заполнении резервуаров («большие дыхания»); 2) при неподвижном хранении («малые дыхания»); 3) после выкачки нефтепродукта вследствие донасыщения газового пространства («обратный вьщох»); 4) из-за негерметичности газового пространства («вентиляция»); 5) при заполнении транспортных емкостей. «Нормами естественной убыли» не учитываются и потери, возникающие при истечении нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и резервуаров, юг м;ПТ.=¥ ) H.,:lUr -.S/ViO .УВ- §10.1. Потери от «большого дыхания» Потери нефтепродукта от «бодьшого дыхания» вычисляются по формуле В. И. Черникина Сад. = V„-V P2-P1 Р2 ~Ру.заку у-зак (10.1) * Данная глава написана при участии Коршака С. А. где V„ - объем закачиваемого в резервуар нефтепродукта; - объем газового пространства (ГП) резервуара перед закачкой нефтепродукта; ?2 - абсолютное давление в ГП в конце закачки, = Р, + Р; Р, -то же в начале закачки, Р, = Р, - Р - если закачка начинается ночью и Р, = Р, - если днем; Р, - атмосферное давление; Рз, Р -уставки клапанов соответственно вакуума и давления; р - плотность паров нефтепродукта (10.2) Р, , Т, - абсолютное давление и температура в ГП; R - универсальная газовая постоянная, R =8314 Дж/ (кмоль - К ); М - молярная масса паров нефтепродукта, кг/кмоль -дая бензинов ....... г:jt;.,- у.у,. для нефтей ИННУ . М=60,9-0,306Т„ + 0,00]Т,; (10.3) •=0,0043(Т,,-61); , (10.4) Т",,» ~ температура начала кипения нефтепродукта (нефти). К; Р, -среднее расчетное парциальное давление паров нефтепродукта в процессе заполнения резервуара Р =Г Р - (10.5) Сзак. ср ~ средняя концентрация углеводородов в ПВС, вытесняемой из резервуара при его заполнении. Величина ,р определяется с учетом донасыщения ГП в ходе операций, предшествующих заполнению. Независимо от вида технологической операции (опорожнение, простой или заполнение резервуара) концентрация углеводородов в его ГП находится методом последовательных приближений по следующему алгоритму: 1) задаются средней (за операцию) концентрацией С,р углеводородов в ГП; 2) вычисляют кинематическую вязкость паровоздушной смеси v и коэффициент диффузии паров нефтепродукта D„ при этой концентрации и средней температуре процесса Т; 3) вычисляют полный поток массы J и общую массу А Шу испаряющегося нефтепродукта; 4) находят массовую С и объемную С концентрации углеводородов 360 в ГП к концу рассматриваемой технологической операции, а затем и расчетное значение средней объемной концентрации углеводородов в ГП в течение данной операции Ср p. Необходимо добиться равенства величин Ср и С.р p,,. Основные параметры паровоздушной смеси и паров нефтепродукта вычисляются по формулам: - молярная масса ПВС ( кг/кмоль) Мпвс = • С,р + М, • (1-С,р); (10.6) - плотность ПВС ( кг/мЗ) - по формуле (10.2), в которую вместо надо подставить Мпвс ™и аддитивную величину .j Рпвс=Ру-Сер + Р.-(1-С,р); - кинематическая вязкость ПВС (м/с ) VnBC=- - + 0,1-Т-14,1 0,0225Т-3,61 - коэффициент диффузии паров (мУч) 1 iti ОТ. . (10.6а) (10.7) (10.8) - концентрация насыщенных паров (доли). 5, : Q = Ps/P. . . (10-9) где М, - молярная масса воздуха, М, = 29 кг/кмоль; а„, в„ - эмпирические коэффициенты (табл. 10.1); Таблица 10.1 Значения коэффициентов а„, Ь„
Ps - давление нас;ыщенных паров нефтепродукта при рассматриваемых температуре и соотношении фаз P,=l,22-P-e-("-.F(V„/VJ; (10.10) Pr - давление насыщенных паров нефтепродукта по Рейду (Т=311 К; соотношение объемов паровой и жидкой фаз = 4); - эмпирический коэффициент (табл. 10.2); F (V„/V) - поправка, учитывающая влияние соотношения фаз на давление насыщения (табл. 10.2). Таблица 10.2 Рекомендуемые величины bs и Р(Уп/Уж)
Давление насыщенных паров по Рейду для авиабензинов не должно превышать: дня Б-95/130 - 45400 Па; для Б-91/115 и Б-92 - 48000 Па. Для летних автобензитюв А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 максимально возможная величина Р = 66700 Па, а для зимних - не более 93300 Па. Летние автобензины А-80 и А-92 имеют Р < 80000Па, а у нефтей Pr < 66700 Па. При отсутствии данных о величине Pr рекомендуется принимать величину 1,22 Pr равной: для автобензинов - 57000 Па, для авиабензинов - 65000 Па, для нефтей 25000...45000 Па (обратно пропорционально их плотности). Интенсивность процесса испарения нефтепродуктов в резервуарах характеризуется величиной полного потока массы испаряющегося вещества J, которое показывает, сколько килограммов нефтепродукта испаряется с единицы его поверхности в единицу времени. Этот процесс пока изучен только для автобензинов. Для расчета величин J используются следующие критерианьные уравнения, справедливые для резервуаров типа РВС: - при неподвижном хранении бензина Kt = 2,17 -10-3 - А я°°з .sco.0932 при опорожнении резервуаров Kt„, = Kt„p- (1+7,45-10 --ScO-Ref) (10.11) (10.12) - при заполнении резервуаров К1з..= Kt„Jl+l,34-Sc3-Dp-°"- (FrRe)°»] (10.13) где Kt - безразмерный критерий подобия, характеризующий интенсивность испарения бензинов Kt = Рпвс-Dm \ vL-M.„„-T. g-мл (10.14) Tj, Tg - абсолютные температуры соответственно воздуха и бензина; Лтс - модуль движущей силы процесса испарения д = Г (10.15) 1-е. Sc - число Шмидта; Ке,р - среднее число Рейнольдса, характеризующее скорость омывания поверхности бензина воздухом при опорожнении резервуаров; Fr -Re - параметр подобия, характеризующий интенсивность перемешивания бензина в резервуаре при его заполнении. Величины Sc, Re,p и Fr -Re рассчитываются по следующим зависимостям Sc = ; Re,p = 0,788 • -Vk ; Fr • Re = (10.16) где и - скорость струи воздуха у поверхности откачиваемого нефтепродукта и»14,4- и„/(3,56 + ); (10.17) и„ - скорость струи воздуха у поверхности откачиваемого нефтепродукта Uo=Qoy (ягК,); (10.18) г - рациус монтажного патрубка; Q„, - расход откачки нефтепродукта; - число дыхательных клапанов, установленных на резервуаре; dg - диаметр круга, эквивалентного площаци поверхности бензина, омываемой струей воздуха при входе в резервуар d3=0,44-H,7N7; (10.19) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||