Главная Переработка нефти и газа ГЛАВА СЛИВО-НАЛИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА НЕФТЕБАЗАХ И АЗС §12.1. Определение основных параметров сливо-наливных устройств Значительное количество нефтей и нефтепродуктов доставляется железнодорожным, водным и автомобильным видами транспорта. При использовании любого из них невозможно обойтись без сливо-наливных операций. В зависимости от свойств нефтепродуктов применяют открытые и закрытые системы слива (налива). Нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 393 К можно сливать (наливать) через открытые уС1ройства, а с температурой вспышки паров ниже 393 К, как правило, через закрытые системы. Железная дорога поставляет нефтепродукты, как маршрутами, так и одиночными цистернами. При больших грузооборотах нефтепродуктов применяют маршрутный слив (налив). При заданном годовом обороте нефтепродуктов G расчет проводят по среднесуточному значению (12.1) где , К„ - коэффициенты неравномерности завоза и вывоза нефтепродуктов, определяемые в соответствии с рекомендациями § 2.3. Расчетное число маршрутов N„ , прибывающих на нефтебазу за сутки, определяют по формуле где G„ - грузоподъемность маршрута, G„ = 2...4 тыс. т. Необходимое число эстакад определяют по формуле (12.2) (12.3) где время занятия эстакады маршрутом с учетом времени на технологические операции, подачу и уборку цистерн, и приготовление маршрута на станции, ч. Время сливно-наливных операций регламентируется «Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах». В немеханизированных пунктах налив независимо от рода нефтепродуктов проводят для всей одновременно поданной партии цистерн, двухосных цистерн и бункерных полувагонов -2 ч, четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов - 3 ч. Слив независимо от рода нефтепродуктов также проводят для всей одновременно поданной партии цистерн: из двухосных цистерн -2 ч, четырехосных (и более) цистерн - 4 ч. В механизированных пунктах налив независимо от рода нефтепродукта и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов осуществляют за 2 ч; слив из двухосных цистерн и бункерных полувагонов - за 1 ч 15 мин, из четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов - за 2 ч. В необходимых случаях грузополучателю увеличивают указанный выше срок слива (до 35 мин) на проведение анализов получаемых нефтепродуктов. В холодное время года (с 15 октября по 15 апреля) при сливе вязких или застывающих нефтепродуктов грузополучателю устанавливают сроки слива, приведенные в табл. 12.1. , ...... Таблица 12.1 Суммарное время на разогрев н слив вязких и застывающих иефтегрузов
Примечание: Для нефтегрузов I группы при немеханизированном сливе сроки слива из двухосных цистерн могут быть увеличены на 1 ч, из четырехосных (и более) цистерн - на 2 ч. Для цистерн с паровой рубашкой сроки слива устанавливают в зависимости от группы нефтегрузов: для I и II групп - 3 ч, для III и IV групп -4 ч. Если нефтепродукт при сливе в теплое время года необходимо разогреть, время слива может быть увеличено для I и II трупп на 1 ч, для III и IV групп - на 2 ч. Время слива нефтепродуктов всех трупп, требующих в теплый период года подогрева, из цистерн с паровой рубашкой может быть увеличено на 1 ч. Время непосредственного (без учета времени на вспомогательные операции: подсоединение и заправка сливо-наливных устройств, замер взлива, выполнение приемных анализов и т.п.) слива и налива маршрута или группы цистерн не должно превышать 80 мин. Время на подачу и уборку цистерн к железнодорожным фронтам слива и налива определяется расчетным путем, исходя из расстояния до станции и скорости передвижения состава. Приготовление маршрута на станции требует не более 25 мин для расформирования и 30 мин на формирование состава. Для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т предусматривают строительство одиночных устройств или односторонней эстакады, исходя из числа одновременно обрабатываемых цистерн, а для нормы более 700 т - только двухсторонней эстакады, обеспечивающей маршрутный слив-налив независимо от числа обрабатываемых цистерн. На нефтебазах при маршрутном сливе-наливе нефтепродукта количество сливно-наливных устройств принимается в зависимости от расчетного количества наливных маршрутов по табл. 12.2. Таблица 12.2 Рекомендуемое количество сливо-наливных устройств
При операциях с высоковязкими нефтепродуктами в величину Хз входит время, требуемое для их разогрева. Число эстакад рассчитывают отдельно для поступления и отправки грузов. Длину железнодорожной эстакады находят по формуле (12.4) где Пу - количество сливно-наливных устройств; а - доля цистерн длиной 1, среди одновременно обслуживаемых. Эстакады для операций с маршрутами проектируются для слива или налива не более 4-х групп нефтепродуктов. При этом, к одной группе могут быть отнесены несколько марок (сортов) нефтепродуктов, перекачка которых может производиться по одному и тому же коллектору (см. прил. 5). При перевозке нефтепродуктов водным транспортом число причалов определяют по формуле п = навЯс (12.5) где суммарное время пребывания судна у причала; G„- количество завозимых (вывозимых) нефтегрузов за навигационный период х„; К„ - коэффициент неравномерности завоза (вывоза), изменяющийся в зависимости от условий судоходства в пределах 1,2...2; q- средний тоннаж нефтеналивных судов. Время пребывания судна у причала включает в себя время, затрачиваемое на следующие операции: - подготовительные операции (подход, швартовка, соединение с береговыми трубопроводами): х, = 0,5...2 ч; - выгрузка (загрузка) нефтепродукта: Kq/q„ - при выгрузке q/q„ - при загрузке (12.5а) где К - коэффициент, показывающий, какая часть наливного груза откачивается грузовыми насосами (для маловязких нефтепродуктов К = 0,25...0,97, для вязких К = 0,92...0,95); q„ - производительность насосной установки; - зачистка судна от остатков при выгрузке: (1-K)qc (12.6) где qj - подача зачистных насосов; - подогрев вязких нефтепродуктов перед выгрузкой: задается или выбирается в каждом конкретном случае; - разъединение трубопроводов и расчалку: Х5= 0,5...1 ч. Количество сливо-наливных устройств (стендеров) определяется в соответствии с ассортиментом нефтепродуктов, пропускной способностью устройства и судо-часовыми нормами слива-налива (см. Прил. 6, 7). Выгрузка нефтепродуктов из морских судов производится толь- ко судовыми насосами, а из речных - как судовыми насосами, так и плавучими средствами пароходства. Необходимость установки на берегу насосной станции второго подъема определяется гидравлическим расчетом. При поставках нефтепродуктов автомобильным транспортом расчетное количество наливных устройств станции налива определяется для каждой марки (сорта) нефтепродуктов по формуле p,-q„y-K„ -р (12.7) где g- - среднее суточное потребление i-ro нефтепродукта плотностью р.; К„„ - коэффициент неравномерности потребления нефтепродуктов (табл. 2.5); q,,- расчетная производительность наливных устройств, м / ч; К„ - коэффициент их использования, К„ = 0,7; Тр„ - количество часов работы наливных устройств в сутки. Производительность наливных устройств при механизированном наливе без учета времени на вспомогательные операции следует принимать: - для нефтепродуктов вязкостью до 60 мм/с - 40...100 м/ч; - для нефтепродуктов вязкостью от 60 до 600 мм /с - 30...60 м / ч. При самотечном наливе указанные производительности уменьшают иа 25...30%. Отгрузка нефтепродуктов в таре осуществляется через разливочные и расфасовочные. При этом расчетное количество раздаточных устройств в разливочных вычисляется по формуле (12.5), где коэффициент использования К„ принимается равным 0,5, а расчетная производительность этих устройств - 5 м/ч для нефтепродуктов с вязкостью менее 60 мм /с и 4 м / ч - с вязкостью от 60 до 600 мм / с . При самотечном наливе данная производительность уменьшается на 25...30%. § 12.2. Продолжительность самотечного слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн Различают открытый слив через короткий патрубок и закрытый слив через систему труб. При открытом сливе высоковязкие нефтепродукты через сливной прибор железнодорожной цистерны поступают в межрельсовый желоб или лоток. Продолжительность полного слива железнодорожной цистерны через короткий патрубок 3lipfV2g (12.8) где L,D„- длина и диаметр котла цистерны; Цр- коэффициент расхода сливного прибора; f - площадь сечения сливного прибора. Для универсального сливного прибора (d = 0,2 ми h = 0,56 м) в интервале изменения вязкости от Ю--* до 653 10-" mVc коэффициент расхода сливного прибора 238v + l,29 (12.9) где V - кинематическая вязкость нефтепродукта при температуре слива, м/с При присоединении к сливному прибору установки нижнего слива СПГ-200 диаметром d =0,196 ми длиной £=1 мв формулу (12.8) вместо р,р необходимо подставлять величину г л-0,5 II . . (12.10) где x - коэффициент гидравлического сопротивления гофрированного рукава 0,0125 (12.11) В формуле (12.11) величина dHMecT размерность «метры». При закрытом сливе нефтепродуктов через специальные устройства нижнего слива в безнапорные коллекторы продолжительность полного опорожнения железнодорожной цистерны описывается приближенным выражением Z(D„-Z) Z + h, -dZ, (12.12) где - коэффициент расхода сливного устройства диаметром d и длиной ; f - площадь его сечения. Для сливного устройства СЛ-9, имеющего d = 0,15 м и 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||