Главная Переработка нефти и газа Глава 1. ИНЖЕНЕРНЫЕ ТРУБОПРОВОДНЫЕ СЕТИ И ИХ ПРОКЛАДКА 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ Общие сведения. Трубопроводное транспортирование материалов в большинстве случаев является наиболее быстрым и надежным. Оно не зависит от наличия, состояния и материально-технического обеспечения транспортных средств (кроме стационарных насосов или компрессоров), метеорологических условий, состояния дорог и других обстоятельств, влияющих на работу автомобильного, судового и воздушного транспорта. Скорость движения материалов по трубопроводам относительно небольшая: для жидких и твердых веществ она составляет 3...7 км/ч, для газообразных - 50... 100 км/ч. Однако с учетом бесперебойности работы сетей, возможности доставки материалов до конечного пункта использования или складирования без промежуточных перегрузок, а также при наличии нескольких параллельных трубопроводных ниток на практике может быть достигнуто выполнение почти любых заданных сроков доставки материалов в заданную точку и в заданном количестве. Транспортирование материалов, с учетом погрузки и разгрузки их, требует значительных трудозатрат. При использовании трубопроводного транспорта они являются минимальными по сравнению с другими видами транспортирования. Однако следует отметить, что в настоящее время трубопроводным транспортом перемещается еще небольшой объем материалов. В некоторой степени изучено, но только частично освоено транспортирование любых газообразных, жидких материалов и некоторых пылеобразнь1х и мелкогабаритных твердых веществ: пылевидного топлива, опилок, щепы, песка, гравия и др. Крупногабаритные же материалы трубопроводному транспортированию пока не поддаются. Значение трубопроводных инженерных сетей. Сохранение чистоты и гигиеничности-транспортируемых материалов. Это достоинство трубопроводных инженерных сетей особенно важно при использовании их для снабжения населения питьевой водой и жидкими пищевыми продуктами. Предупреждение заболеваний и отравлений людей. В этих целях трубопроводные сети используют уже давно, сооружение закрытых сетей хозфекальной кана- изации взамен открытых сточных канав и каналов резко снизило появление и распространение многих инфекционных заболеваний и эпидемий (в определенной степени это относится и к ливневой канализации). Использование трубопроводных сетей особенно эффективно для перемещения применяемых в промышленности радиоактивных и токсичных материалов. При соблюдении необходимой плотности стыков, непроницаемости трубопроводов, соответствующей их изоляции и осторожности в эксплуатации достигается вполне достаточная степень безопасности трубопроводного транспортирования таких веществ. Защита окружающей среды. Весьма часто существует необходимость транспортировать вещества, вредные не только для людей, но и для животного и растительного мира. В этом случае стенки трубопроводов, как и в предыдущих случаях, надежно защищают окружающую среду от соприкосновения с транспортируемым материалом. Предотвращение утечек. В трубопроводных сетях, по сравнению с другими видами транспорта, наблюдаются относительно небольшие утечки транспортируемого материала (кроме аварийных ситуаций). К тому же трубопроводы могут быть подведены непосредственно к месту потребления, хранения или дальнейшего транспортирования материала к рабочему месту технологических процессов производства, накопительным бакам-резервуарам, емкостям транспортных судов и т.п. Они также исключают потери материала, что практически невозможно осуществить при других видах транспорта. Небольшие утечки материалов на трубопроводном транспорте могут происходить только в местах установки арматуры, на насосных итанциях перекачки, в местах опорожнения действующих сетей при их промывке. К своего рода утечкам следует отнести и потери теплоты в тепловых сетях и холода в хладопроводах. В этом случае теряется уже не сам транспортируемый материал, а содержащиеся в нем энергоресурсы. Минимальная потеря теплоты в тепловых сетях наблюдается при их совмещенной прокладке в проход-нь1х каналах, технических коридорах и при наземной прокладке, Де сведено до минимума намокание теплоизоляционного слоя. хоз °*Р°" взрывобезопасность. В народном потоек постоянно увеличивается количество производимых, жаоо транспортируемых на разные расстояния по- сина взрывоопасных материалов - нефти, бензина, керо-аммиа°"°"°™ мазута, минеральных масел, эфира, аммиака, др jTl природного газа, водорода, разных спиртов и По спя Р""°РР°" таких материалов, > внению с другими видами транспорта, является наиболее безопасным, поскольку конструкция трубопроводов надежно защищает транспортируемый материал от доступа к нему огня и кислорода воздуха, необходимого для процесса горения. 1.2. СПОСОБЫ ПРОКЛАДКИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ Раздельная прокладка. В этом случае сети прокладывают по заданной трассе без учета прокладки каких-либо других попутных инженерных сетей. Раздельная прокладка может быть осуществлена как подземно - непосредственно в грунте или в специальных каналах, так и наземно - по отдельно стоящим опорам или эстакадам, а также по стенам зданий. Раздельная прокладка является наиболее распространенным видом прокладки, технически и экономически оправданным, когда число прокладываемых инженерных сетей относительно небольшое и имеется свободная территория. Существует несколько способов раздельной прокладки сетей: подземная раздельная прокладка электрокабелей, контрольных кабелей и кабелей связи непосредственно в грунте {рис. 1.1, а); глубина прокладки - 0,8...1,2 м от поверхности земли. Для защиты кабелей в грунте над ними иногда укладывают ряд кирпичей или черепицы; подземная прокладка кабелей в асбестоцементных трубах {рис. 1.1,6); прокладка непосредственно в грунте неизолированных металлических и неметаллических трубопроводов - водопроводов, канализационных сетей, газопроводов и др. {рис. 1.1, в); глубина прокладки - 0,6...3 м и более от поверхности земли; прокладка в грунте водяных тепловых сетей с теплоизоляцией бесканально и в типовых сборных непроходных железобетонных каналах {рис. 1.1, г, д); таким же образом возможна прокладка пароконденсатных сетей и сетей хладагентов. Глубина прокладки - 0,5...2 м от поверхности земли; прокладка сетей в грунтовых валах при наличии высокого уровня стояния грунтовых или паводковых вод, а также при наличии вечномерзлых или солончаковых грунтов {рис. 1.1, е). Обвалования сооружают из неагрессивных, сыпучих, хорошо дренирующих грунтов и часто устраивают над ними пешеходные дорожки и даже проезды; наземная прокладка водяных тепловых сетей на низких, средних и высоких опорах {рис. 1.1, ж). Таким же образом можно прокладывать пароконденсатопроводы, газопроводы, сети хладагентов и др. Следует отметить, что прокладка инженерных сетей в грунтовых валах, а также по наземным опорам выше уровня грунтовых и паводковых вод предохраняет сети от действия воды, агрессивности грунтов и от электрокоррозии; Рис. 1.1- Раздельная прокладка инженерных сетей а - прокладка кабелей непосредственно в грунте; б - прокладка кабелей подземно в асбестоцементных трубах; в - прокладка голого трубопровода непосредственно в грунте; г - бесканальная подземная прокладка тепловых сетей, покрытых теплоизоляционным слоем; д - прокладка тепловых сетей в подземных непроходных каналах; е - прокладка каналов тепловых сетей в обваловании; ж - прокладка тепловых сетей наземно по сваям-опорам; з - прокладка сетей по стенам зданий прокладка сетей по стенам здания внутри или вне сооружения {рис. 1.1, з). Сети, проложенные внутри здания, хорошо защищены от атмосферного влияния. Снаружи допустима прокладка сетей, не боящихся замерзания или имеющих спутники-нагреватели. Совмещенная прокладка сетей. При большом числе инженерных сетей и недостатке свободных территорий целесообразно применять совместную прокладку сетей по единым строительным конструкциям. Это может быть выполнено различными способами, как наземно, так и подземно. Хотя преимущества совмещенной прокладки инженерных сетей во множестве случаев очевидны, ее практическое внедрение в настоящее время осуществляется неровно и недостаточно быстрыми темпами (причины этого рассмотрены в последующих главах книги). Наиболее успешно рна развивается на территориях промышленных предприятий и промузлов и весьма медленно - в жилых районах городов. Совмещенную прокладку инженерных сетей следует рассматривать как новый метод, который имеет еще много нерешенных и спорных вопросов. Действующие в стране системы овмещенной прокладки инженерных сетей несмотря на неко- Рые недостатки технического, архитектурного и эстетиче-щ "" Рэктера зарекомендовали себя как рациональные ре-эко" Ршающие площади застройки территорий, дающие обле° "опитальных затрат, обеспечивающие упрощение и и пов" эксплуатации и ремонта, увеличение срока службы Ь1шение надежности действия инженерных сетей, в отече °вЩвнной прокладкой инженерных сетей ственной практике называют также и единовременную б 8 7 10 Рис. 1.2. Совмещенная прокладка инженерных сетей по наземным эстакадам а - совмещенная прокладка сетей по од!юя0усной непроходной эстакаде; б - совмещенная прокладка сетей по одноярусной проходной эстакаде; в - совмещенная прокладка сетей по двухъярусной проходной эстакаде; 1 - фундамент; 2 - свайные основания; 3 - колонна; 4 - балка; 5 - траверса; 6 - верхнее строение эстакады; 7 - проходная дорожка; 8 - трубопроводы проектируемые; 9 - трубопроводы перспективные; 10 -кабели подземную прокладку их в общей траншее, чем достигается некоторое упрощение процесса производства работ и заметное снижение сметной стоимости строительства. Однако учитывая, что в последующем эксплуатация и ремонт их ни в чем не отличаются от эксплуатации и ремонта сетей, проложенных раздельно, этот способ прокладки сетей в настоящей книге не рассматривается. Совмещеннаяпрокладкаинженерных сетей наземно по непроходным и проходным эстакад а м. При небольшом числе трубопроводов и отсутствии кабелей, требующих защиты от солнечного воздействия, сети прокладывают по наземной непроходной эстакаде (рис 1.2, а) Для прокладки значительного числа трубопроводов использу- Рис. 1-3. Совмещенная прокладка инженерных сетей в подземных конструкциях а - в полупроходных каналах; б - в проходных каналах; в - в проходных туннелях; 1 - сборный железобетонный полупроходной канал; 2 - сборный железобетонный проходной канал; 3 - сборный двух ярусный проходной туннель; 4 - проходная дорожка; 5 - внутреннее строение проходного канала и туннеля; 6 - трубопроводы проектируемые; 7 - трубопроводы перспективные; 8 - кабели ют одноярусную проходную эстакаду (рис. 1.2, б), на которой предусмотрена проходная дорожка для обеспечения удобства прокладки, эксплуатации и ремонта сетей. При необходимости используют двухъярусную эстакаду с проходными дорожками как на первом,так и на втором ярусах (рис. 1.2,в). Совмещенная прокладка инженерных се-тейподземно по проходным каналами туннелям. В случаях, когда число трубопроводов небольшое и диаметры их малы, совмещенную прокладку сетей ведут подземно в сборных полупроходных каналах высотой 1,4... ••1,6м (рис. 1.3,а). При большем числе трубопроводов используют проходные каналы высотой 2,1...3 м* (рис. 1.3, б). Заглубление проходных, а также полупроходных каналов небольшое и составляет 0,5... -2 м от поверхности земли до верха каналов. При большом числе трубопроводов и наличии кабелей совмещенную прокладку инженерных сетей ведут в подземном проходном двухъярусном туннеле диаметром 5 м и более. Заглубление этих тун-елеи, сооружаемых из сборных элементов, может быть любым. Совмещенная прокладка инженерных се-по техническим коридорамиэтажам те й прокп". ™ "Узивцов п.г., Погребецкий Г.М. Совмещенная тосчИ городских подземных коммуникаций в проходных коллекторах. - м.: ГОСИНТИ, 1976. 0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
||