Главная Переработка нефти и газа Рис. 3.5. Узел разветвлений трубопроводных сетей, прокладываемых по двухъярусной эстакапе (34 TDvfi„n„«=„„.i 1...31 - номера тепломатериалопроводов (см. табл. 2.3) м уч-ннуснои эстакаде (34 трубопровода) 1 -1 «f 19 21 23 iLhJK. Dyl50 OyO 9712 продольных профилей инженерных сетей и эстакад или проходных каналов; расчетных и монтажных схем всех трубопроводных сетей с указанием диаметров, расстановкой ответвлений, спускников, воздушников, запорной арматуры и компенсаторов в сетях; поперечных разрезов сетей, расположенных до и после каждого решаемого узла разветвления. При наземных проходных эстакадах проекты узлов разветвления должны обеспечить выполнение следующих требований: свободный доступ с прохода к любой трубопроводной арматуре, к каждому болту фланцевого соединения; сквозной проход эксплуатационного персонала по проходной дорожке в узле разветвления хотя бы по главному направлению эстакад. На ответвлениях основной эстакады допускаются тупиковые проходные дорожки; отсутствие или минимально возможное число "мешков" на ответвлениях трубопроводов; отсутствие каких-либо компенсаторов в узлах разветвления в связи с их насыщенностью трубопроводами и обязательной запорной арматурой. В узлах разветвления должны быть размещены неподвижные опоры, а компенсаторы - только в пролетах между узлами. Для выполнения этих требований в узлах разветвлений предусматривают площадки обслуживания с доступом к ним с поверхности земли по лестницам и, по возможности, с проходных дорожек эстакады по переходным дорожкам. При двухъярусных эстакадах в проектах следует предусмотреть лестницы, соединяющие проходные дорожки первого и второго ярусов. От соблюдения упомянутых требований при разработке рабочих чертежей узлов разветвлений(самых сложных элементов сетей) в значительной степени зависят простота и удобство строительства, ремонта и обслуживания совмещенно проложенных инженерных сетей. Особенно наглядно это проявляется в аварийных ситуациях, когда необходима предельная быстрота действийпри отключении, ремонте и пуске в эксплуатацию восстановленных сетей. Для нахождения правильных решений следует разработать несколько эскизных вариантов. В качестве примера на рис. 3.5 приведены план и разрез узла разветвлений № 1, расположенного на двухъярусной проходной эстакаде под тепло-материалопроводы на производственной площадке ПО "Олайнфарм". Число совмещенно прокладываемых трубопроводных сетей в узле разветвления - 34 шт. Проектом предусматривались свободные места (ячейки) для прокладки в перспективе не менее 10 трубопроводных сетей. Число задвижек и вентилей, установленных на ответвлениях - 16 шт.. спускников и воздушников - 14 шт. Подобный узел разветвления следует считать относительно сложным. В сложных случаях рекомендуется использовать способ макетирования, как это было сделано при проектировании ряда узлов разветвлений материалопроводов, совмещенно прокладываемых на производственной площадке ПО "Олайнфарм". Макетирование узлов разветвлений инженерных сетей осуществляется по договору с заказчиком при наличии готовых рабочих чертежей узлов. Разработка макетов узлов разветвлений является довольно сложной и специфической работой, выполняемой в специальной мастерской специалистами-макетчиками и требующей заметных трудозатрат. Целесообразность макетирования впервые была отмечена при разработке проектов производственных зданий, в которых технологические процессы требуют много различного оборудования, рабочих стендов и участков, связанных трубопроводными сетями и кабелями. Безмакетное проектирование показало, что при строительстве таких производственных зданий весьма часто появлялись неувязки в расположении оборудования и рабочих стендов, но главным образом, - в разводке инженерных сетей. В результате этого потребовались изменения проектов и частичная переделка уже выполненных строительно-монтажных работ, что влекло за собой дополнительные, иногда значительные, расходы материальных и трудовых ресурсов. Сроки строительства объекта удлинялись, последовательность выполнения строительно-монтажных работ нарушалась. Макеты же позволяют быстро и наглядно выявить неувязки в проекте еще до начала строительно-монтажных работ, показывают необходимость изменений проектов и пути их осуществления. В свою очередь, изменения проектов влекут за собой изменения макетов. Такое цикличное взаимное исправление проектов и макетов продолжается до получения оптимальных результатов, что практически недостижимо при поиске и выполнении относительно скороспелых решений по исправлению проектных разработок на стройке. При сравнении капитальных, материальных и трудовых затрат безмакетного и макетного проектирования и строительства объекта во всех случаях подтверждается явно выраженная экономическая эффективность макетного способа проектирования. Роль макетов не кончается получением оптимальных проектных решений. Они могут служить наглядными пособиями при технической учебе строительного, эксплуатационного персонала и сотрудников проектно-конструкторских бюро предприятий. Узлы разветвления инженерных сетей, расположенных на одноярусных проходных и непроходных эстакадах или в проходных каналах и тоннелях, различаются по своей конструкции, но принципы их построения тождественны рассмотренному выше примеру. Глава 4. ОПИРАНИЕ СЕТЕЙ 4.1. ОПОРЫ ТРУБОПРОВОДОВ Инженерные сети при их прокладке в подземных проходных каналах, по наземным проходным или непроходным эстакадам, техническим коридорам и подвалам зданий необходимо опирать через определенные расстояния в зависимости от материала и диаметра сети. Кабели разных типов, марок и назначений опираются на полки, лотки или подвески без применения каких-либо неподвижных опор. При необходимости более надежной защиты кабели прокладывают в трубах или в кабельных коробках. Все опоры под трубопроводы по своему действию и назначению делятся на подвижные и неподвижные. В настоящее время на практике применяют подвижные опоры следующих типов: скользящие (обычные прямые), катковые (одно- и двухкатковые), шариковые, подвесные (жесткие и пружинные), пружинные и наклонные скользящие (рис. 4.1). Неподвижные опоры (рис. 4.2) в свою очередь делятся на: разъемные, оборудованные фиксирующими хомутами, которые затягиваются гайками; неразъемные с непосредственной приваркой труб к несущим конструкциям опор; неразъемные с приварными к трубам упорами; неразъемные лобовые и щитовые. быбор опор начинают с подвижных, поскольку тип и конструкция неподвижных опор в значительной степени зависят от горизонтальных нагрузок, создаваемых подвижными опорами. Подвижные опоры в принципе устанавливают на сетях, изготовленных из жестких материалов, имеющих термические перемещения. Для гибких сетей они не нужны. Принимаемый тип подвижных опор в свою очередь зависит от следующих факторов: трассирования сетей в плане и профиле; типа компенсаторов и термических перемещений сети; вида и несущей способности строительных конструкций, на которые опираются или к которым подвешиваются инженерные сети; числа сетей и насыщенности ими поперечного разреза сетей. Каждый тип подвижных опор имеет свои положительные и отрицательные свойства, которые могут усиливаться, уменьшаться или даже исчезать в зависимости от расположения сетей раздельно или совмещенно. Скользящие опоры (см. рис. 4.1,0), изготовляемые по серии 4.903-10 (Выпуск 5), позволяют трубопроводу свободно перемещаться в горизонтальной плоскости во всех направлениях как вдоль, так и поперек оси трассы сети. Они требуют наименьшего расхода металла, являются самыми дешевыми и простыми в изготовлении, строительстве и эксплуатации. Серией 4.903-10 скользящие опоры разработаны в трех исполнениях в зависимости от термических перемещений трубопровода: длиной 170 мм - при термических перемещениях до 90 мм трубопроводов = З2...630мм; длиной 340 мм - при термических перемещениях до 260 мм трубопроводов = 32...1420 мм; длиной 680 мм - при термических перемещениях до 600 мм трубопроводов = 194...1420 мм. Скользящие опоры надежны в эксплуатации. Они требуют минимальных трудозатрат на обслуживание (смазку, проверку, ремонт и др.). Долговечность их - многие десятки лет; в обычных условиях она превышает долговечность самих трубопроводов. К недостаткам скользящих опор относится создание сравнительно больших горизонтальных нагрузок при трении скользящей опоры трубопровода по траверсе, консоли или опорной подушке. Значения осевых и боковых горизонтальных нагрузок, создаваемых скользящими опорами, определяют по формуле: PQp = ptPg9,8M0- = 0,3Pg9,8M0-, где ц = 0.3 -коэффициент трения, а Рд9,81-10"" ~ вертикальная нагрузка, действующая на опору. Особенность скользящих опор - наличие траверс, консолей, опорных подушек или балок для их опирания. Обычные прямые скользящие опоры нельзя устанавливать в обоих концах вертикального подъема (пуска) сети в случаях, когда высота вертикального участка сети выше критического (3...5 м). При недостаточно гибких трубах над одной из опор это ведет к образованию зазора между опорами трубопровода и строительной конструкции эстакады или канала. При этом опирание трубы исчезает и в трубопроводе возникают недопустимые усилия. Для предупреждения образования зазоров под опорами на вертикальных участках сети необходимо применять другие, специально для этого приспособленные опоры. Катковые опоры (см. рис. 4.1,бfi) также изготовляют по серии 4.903-10 (Выпуск 5). Они позволяют трубопроводу свободно перемещаться вдоль оси трассы. При этом такое перемещение происходит надежно и с трехкратно пониженным коэффициентом трения {i =0,1 по сравнению со скользящими опорами. Такие качества Катковых опор заставляют отдать им предпочтение при выборе типа подвижных опор для трубопроводов большого диаметра, проложенных наземно на прямых участках сети. В таких условиях трубопровод находится при установке сальниковых компенсаторов. Считается, что кат- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
||