Главная Переработка нефти и газа кладки с вертикально расположенными П-образными компенсаторами {рис. 2.21,а). При этом вертикальные компенсаторы одновременно могут решать задачу перехода эстакад над улицами, дорогами, путями разного назначения, зданиями и сооружениями. Такие эстакады имеют свои преимущества. Они наименее капиталоемки. Низко расположенные участки эстакад при необходимости можно спрятать за заборами промышленных предприятий и полосами зеленых насаждений. Доступными глазу со стороны остаются только участки прокладки вертикальных компенсаторов и переходы через пути и дороги. Вертикальное расположение П-образных компенсаторов заметно уменьшает ширину полосы, занимаемой трассой, что также является положительной стороной эстакад этого вида. Однако сооружение низких эстакад с вертикально поднятыми компенсаторами несмотря на вышеуказанные преимущества только в редких случаях себя оправдывает как с технической, так и с архитектурной и эстетической точек зрения. Вертикальные компенсаторы создают весьма неприятные для эксплуатации трубопроводов "мешки", вызывают необходимость установки дополнительных воздушников и спускников и требуют обеспечения беспрепятственного доступа к ним в любое время. Экономический эффект от снижения капитальных затрат в строительстве теряется вследствие сопутствующей низкой прокладке эстакад потери весьма ценных территорий. На практике при сравнении вариантов прокладки эстакад весьма часто упускают из вида вопрос стоимости земли, считая, что последняя затрачивается одинаково при низкой, средней и высокой прокладках эстакад или вообще ничего не стоит. В действительности это не так. Если при низкой прокладке территория, расположенная под эстакадой, фактически не используется, то при средней и высокой прокладке эстакад она может быть использована для прохода пешеходов, пропуска автотранспорта, устройства стоянок и гаражей легковых и грузовых автомашин, мест складирования контейнеров и раз-ньрх грузов, размещения газонов, клумб и даже отдельных невысоких зданий и сооружений. Стоимость земли, частично или полностью, должна учитываться при технико-экономических сравнениях вариантов прокладки наземных эстакад в продольном профиле трассы. Помимо эстакад низкой прокладки с горизонтально и вертикально расположенными П-образными компенсаторами встречаются и высокие эстакады с вертикальными П-образными компенсаторами, обращенными вниз {рис. 2.21,6). Им также свойственны свои положительные и отрицательные качества, существо которых рассмотрено уже выше. Для лучшего обозрения продольных профилей эстакад по всей трассе в целом и представления разных вариантов на пред- верительное согласование заинтересованным лицам и службам продольные профили разрабатывают на чертежах в масштабах М 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000 и М„-„ 1:50; 1:100. гор вер! Горизонтальный масштаб избирают в зависимости от длины трассы проектируемых сетей; вертикальный - в зависимости от рельефа земли, высоты расположения существующих наземных инженерных сетей и сооружений, пересекаемых проектируемой эстакадой, от ее высоты. Определенный и предварительно согласованный оптимальный вариант наносят на ранее разработанную топогеодезическую подоснову продольного профиля. Туда же вносят все необходимые цифровые данные. На этом разработка продольного профиля трассы инженерных сетей при их прокладке по наземным эстакадам считается законченной {рис. 2.22). Разработка продольного профиля трассы при прокладке сетей в подземных проходных каналах. Подземная прокладка сетей не влияет на архитектурный вид города, не препятствует передвижению наземных транспортных средств и людей и не вынуждает решать вопросы, связанные с пересечением существующих и проектируемых наземных сетей и сооружений. Но и здесь имеются свои существенные трудности. Так, создание оптимальных продольных профилей сетей с односторонним или двухсторонним уклоном достаточно просто осуществимо при пологой поверхности земли с условием, что уклон идет в нужном направлении. Однако при горизонтальной поверхности земли или уклоне ее, противоположном требуемому направлению сетей, проходной канал значительно заглубляют. Это приводит к заметным увеличениям капитальных затрат, ухудшению условий строительства и эксплуатации по сравнению с сетями мелкого заложения или наземной прокладки. Сложности возникают и при пересечении проектируемых сетей с существующими подземными сетями, которых в настоящее время гораздо больше, чем наземных. В этих случаях часто приходится прибегать к перекладке существующих сетей с размещением их в менее удобном положении - под или над каналом, то есть слишком глубоко или мелко. Перекладка сетей связана с установлением эксплуатационными организациями особых технических условий, принятием новых технических решений и увеличением объема проектных и строительно-монтажных работ. Перекладку сетей, особенно кабельных, необходимо осуществлять не только в точке пересечения канала и сетей. Часто приходится ее начинать и кончать на значительном расстоянии от точки пересечения (от муфты до муфты). Осложнения в проектировании вызываются присутствием грунтовых и особенно паводковых вод в районе прокладки проходных каналов. В каждом отдельном случае при этом при- 10 в,о -т WS,0 «75,(7 104,0 103,0 Рис. 2.22. Продольный профиль трассы сетей при их наземной прокладке, разрабатываемый на стадии рабочих чертежей или проектаДпример) НО - неподвижная опора; СО - скользящая опора; (,.@) - сл°и геологического разреза; 1 - наблюдаемый уровень грунтовых вод; 102,0 101,0 100,0 ПОКРЫТИЕ ГАЗОН ПРОЕКТНЫЕ ОТМЕТКИ ЗЕМЛИ,М НАТУРНЫЕ ОТМЕТКИ ЗЕМЛИ, М а" n,SO I 7,50 [«.О гд 7,00 I «5,50 14,1 РАССТОЯНИЯ npnpptHflH. М ОТМЕТКИ ВЕРХА КАНАЛАМ ОТМЕТКИ ДНА КАНАЛА, М УКЛОН 0.001 ДЛИНА УЧАСТКА. М •РГ РАЗРЕЗОВ ВНУТРЕННИЕ РАЗМЕРЫ 3 - 3 Т/1 г«о«г>о -4 - а т/1 210*210 РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН 11.00 У< 21.50 29.50 Рис. 2.23. Продольный профиль трассы сетей при их подземной прокладке, разрабатываемый на стадии рочкх чертежей или проекта (пример) НО - неподвижная опора; (2).(Т,5,< - слои геологического разреза; 1 - наблюдаемый уровень грунтовых вод; 2 - предполагаемый максимальный уровень грунтовых вод; 3 - проходной канал; У.П. - угол поворота ходится принимать индивидуальные решения, оптимальные для местных условий. В этих случаях проектирование может продолжаться лишь при получении соответствующих дополнительных технических условий. боппп",!""""®* максимальный уровень грунтовых вод; 3 - rpv. cnvcM"* пРО»<ладываемые по безбалочной эстакаде; 4 -ускник, У.П. - угол поворота При расположении проходного канала с односторонним уклоном и пологой поверхности земли имеется возможность сооружения единой системы попутного дренажа, действующей самотеком или с помощью одной насосной станции перекачки. Расположение канала с двух- и многосторонним уклонами обычно приводит к необходимости сооружения двух и более систем попутного дренажа и насосных станций перекачки. По территориям, затопляемым паводковыми водами, применение подземных проходных каналов для прокладки инженерных сетей возможно только при устройстве водозащитных земляных валов вокруг района, обслуживаемого сетями. Иногда защитные валы оказываются недостаточными и необходимо дополнительное сооружение дренажной системы, понижающей уровень воды в грунтах района, расположенного внутри водозащитных валов. Разработанные варианты продольного профиля трассы сетей, прокладываемых в подземных проходных каналах, представляются заинтересованным службам на предварительное согласование и получение технических условий на перекладку существующих сетей. В ходе этих согласований окончательно определяют оптимальный вариант профиля. Может случиться, что разработанные варианты продольного профиля докажут целесообразность отказа от сооружения подземных проходных каналов вообще и определят необходимость строительства наземных эстакад, при которых отсутствуют основные затруднения технического и экономического характера, свойственные способу прокладки сетей в подземных проходных каналах. Разработка продольного профиля трассы проходного канала считается законченной после переноса оптимального варианта на ранее разработанную топогеодезическую подоснову продольного профиля в масштабах Мр 1:500 и Mgp. 1:50 и внесения всех необходимых цифровых данных {рис.2.23). Окончательно разработанный продольный профиль наглядно показывает, какие из существующих подземных сетей подлежат перекладке, на какой глубине по отношению к поверхности земли они должны располагаться, насколько должен быть понижен уровень грунтовых вод и как для достижения этого должны быть расположены трубопроводные сети попутного дренажа. Г л а в а 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВМЕЩЕННО ПРОКЛАДЫВАЕМЫХ ТРУБОПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ 3.1. КОМПЕНСАЦИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ. КОМПЕНСАТОРЫ Трубопроводным сетям, сооружаемым из твердых материалов, удлиняющихся при нагреве и укорачивающихся при охлаждении, свойственны термические перемещения, в ряде случаев весьма значительные. Эти перемещения могут возникать в результате нагрева или охлаждения труб транспортируемым веществом повышенной, пониженной или переменной температуры; они возникают и при термическом воздействии наружной окружающей среды на материал труб. Термические перемещения труб AL определяют по формуле: AL = oAtL, где а - коэффициент линейного расширения трубопровода, мм/(мтрад); At - расчетная разность температур: максимальной температуры транспортируемого вещества и расчетной температуры наружного воздуха, для проектирования отопления, °С; L - длина расчетного участка, м. Существующая техническая литература указывает, что для полной гарантии надежности действия сети расчетную величину At следует определять исходя из температуры наружного воздуха местности в наиболее холодные пятидневки (то есть при расчетной температуре отопления), при которой, в исключительных случаях, может еще происходить монтаж труб. Однако на практике это случается редко и чаще всего сети сооружают при более высоких температурах воздуха. Так, например, при расчетной температуре горючего трубопровода t. = 1500С, расчетной температуре наружного воздуха в наиболее холодные пятидневки t„ = -200С и выполнении монтажа труб при тем- пературе = ЮОС расчетный перепад температур At, определяющий термические перемещения трубопровода, составляет: *тах = 150 - (-20) = 170оС, а Д1фа = 150 - 10 = 140оС. Это значит, что при расчете значения At по максимуму создается резерв в размере (170 - 140) 470-100) 18%, который может быть использован в критических случаях. При транспортировании трубопроводами охлажденных веществ At определяют как разницу между средней максимальной расчетной температурой наружного воздуха и расчетной температурой летом и расчетной температурой охлажденного вещества. При таком расчете величина At получается максимальной. Пример определения расчетного термического перемещения труб. Дано: Схема участка водяных тепловых сетей 20 = 300 мм, L = ~ 120 м с параметрами теплоносителя 150...70°С, сооружаемых из 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
||