Главная Переработка нефти и газа свайч>пор в одной неподвижной опоре достигает 6...9. На практике кроме упомянутой конструкции неподвижных опор применяют и другую, основанную на устройстве подкосов. В этом случае средняя часть неподвижной опоры, предназначенной для восприятия вертикальных нагрузок, аналогична промежуточной опоре. Подкосы, предназначенные для восприятия горизонтальных осевых нагрузок, опираются снизу на погруженные в грунт короткие сваи. Оголовки свай-опор, составляющие как неподвижные, так и промежуточные опоры, после их забивки и выравнивания покрывают металлическими колпаками высотой 0,2...0,3 м, изготовленными из кусков угловой и листовой стали или отрезков трубопроводов, покрытых сверху листовой сталью. Колпаки плотно покрывают поверхность оголовка и предохраняют сваю-опору от атмосферных воздействий. После установки колпаков все сваи-опоры каждой неподвижной опоры связывают надежной металлической конструкцией. Глубина погружения свайюпор ниже существующей поверхности земли составляет 4...8 м в зависимости от состава и несущей способности грунтов, а также нагрузок, передаваемых на сваю-опору. При толщине слоя пластичных грунтов более 8 м и прокладке инженерных сетей, допускающих неодинаковую осадку отдельных опор, заглубление свай-опор обычно не превышает 8 м, даже если несущие грунты расположены на более глубокой отметке. Погружение свай-опор в грунт выполняют с помощью сваебойных установок разного типа. Легко и просто их погружение осуществляется в слабых (илистых, торфянистых, пластичных), песчаных, суглинистых и глинистых грунтах. В этих случаях применение свай-опор конструкции инж. Ю.М. Онзула по сравнению с опорами из традиционных колонн, изготовленными по сериям 3.015-1/82 и 3.015-2/82, дает наивысший экономический эффект. Грунты, насыщенные валунами, забивку свайч}пор не допускают. Для скальных грунтов могут быть разные решения. Если они залегают мелко, но толщина слоя рыхлого грунта достаточна для размещения монолитных железобетонных фундаментов, то предпочтение может быть отдано типовым сборным колоннам серии 3.015. Однако если скальные грунты выходят на дневную поверхность, предпочтение обычно отдают сваям-опорам, погруженным с добивкой в скважины, пробуренные на глубину 2...3 м и заполненные жидким бетонным раствором. Следует отметить, что выбор свай-опор связан также с соблюдением эстетического вида их наземной части. В этом вопросе важнейшую роль играет обеспечение вертикального положения опор, особенно при высокой и средней высоте проклад- инженерных сетей. На практике наряду со строго вертикальными сваями-опорами нередки случаи, когда отдельные опоры имеют некоторый уклон. Иногда оси двух свай-опор в плане не совпадают между собой и с осью трассы сетей. Анализ причин этих отклонений показывает, что строго вертикальная забивка свай зависит от правильной организации сваебойных работ. Площадка под сваебойную установку должна быть ровной, а направляющая стрела установки при погружении каждой сваи-опоры - строго вертикальной. С одной точки расположения сваебойной установки следует погружать не более одной-двух свай-опор. Такой порядок несколько снижает производительность строительных работ, но повышает качество их выполнения, исключая нарушение параллельности осей свай. Сваи-опоры конструкции инж. Ю.М. Онзула имеют свои достоинства и недостатки. К основным достоинствам относятся: особенно высокая степень компактности конструкции. Сваи являются одновременно опорами под инженерные сети и их фундаментами; экономичность свай-опор по сравнению с железобетонными колоннами прямоугольного сечения, сооруженными на монолитных железобетонных фундаментах. Снижение капитальных затрат в зависимости от высоты прокладки инженерных сетей, нагрузок, передаваемых на опоры, и грунтовых условий объекта строительства достигает 50...70%; снижение сроков изготовления и сооружения строительных конструкций инженерныхсетей на 50...70%; отказ от применения бетона, то есть от мокрых процессов ведения строительных работ; глубоко погруженные в грунт сваи-опоры обеспечивают сохранность эстакад инженерных сетей при образовании течи в более мелко рядом распопоженньсх сетях, и связанном с этим размыве грунтов. Для обеспечения бесперебойного действия отдельного предприятия, промышленного района или города в целом значение бесперебойного действия инженерных сетей трудно переоценить; сваи-опоры не дефицитны. К недостаткам свай-опор следует отнести: ограниченность их применения. Они неприменимы в грунтах, изобилующих валунами. Их нельзя также применять при больших горизонтальных нагрузках, передаваемых на опоры. Практически их использование отпадает при малом объеме работ, если на площадке строительства не производится других свайных работ и отсутствуют действующие сваебойные установки на ближних участках; забивка свай-опор вызывает некоторое сотрясение грунтов, •которое может отрицательно сказаться на сохранности близко расположенных зданий, сооружений и подземно проложенных инженерных сетей. Во избежание последнего принимают разные предохранительные меры, к которым, в частности, относится предварительная раскопка существующих инженерных сетей, расположенных в рабочей зоне, с подвешиванием их на время производства сваебойных работ. Иногда предварительно бурят скважины диаметром, меньшим поперечного сечения свайч)пор, в точках их забивка на глубину, превышающую глубину заложения низа существующих сетей и фундаментов зданий. При-меяют также способ погружения свай-опор более или менее сильными ударами. Все эти способы существенно снижают вибрацию существующих сетей и строительных конструкций. Из практики известно множество случаев, когда одиночные сваи успешно забивали на расстоянии 1,5...2 м от существующих зданий, имеющих бутобетонные ленточные фундаменты, сооруженные на торфянистых грунтах, а также от существующих инженерных сетей разного рода без какого-либо повреждения зданий и сетей. Во всех этих случаях забивку свай вели с уменьшенной силой ударов. В то же время известны случаи дорогостоящих повреждений зданий, сооружений и инженерных сетей при кустовой забивке свай, о чем предупреждает существующая техническая литература. Этот важный вопрос производства строительных работ, по-видимому, заслуживает дальнейших исследований практического и теоретического характера. В любом случае сотрясение грунтов при забивке заметно ограничивает применение свай-опор. Суммируя изложенные выше достоинства и недостатки, присущие сваям-опорам конструкции Ю.М., Онзула, можно сделать вывод, что они прошли долголетнюю практическую проверку и могут быть рекомендованы к применению во всех подходящих случаях. Железобетонные центрифугированные стойки (колонны) кольцевого сечения. Рабочие чертежи этих стоек разработаны следующими сериями: серия 1.400-14 "Железобетонные центрифугированные стойки кольцевого сечения", созданная Проектным институтом №> 1 Госстроя СССР с участием НИИЖБа и Белорусского политехнического института в 1978 г.; серия 1.423-6Б "Железобетонные центрифугированные колонны одноэтажных промышленных зданий без мостовых кранов", созданная проектным институтом "Белпромпроект" и Белорусским политехническим институтом с участием Мин-промстроя БССР, ПИ-1 Госстроя СССР и НИИЖБа Госстроя СССР в 1982 г. Серия 1.400-14 состоит из трех выпусков (альбомов), в которых содержатся номенклатура стоек, рабочие чертежи стоек и материалы для подбора арматурных изделий. Серией запроектированы железобетонные стойки следующих размеров: наружный диаметр стоек 300; 400; 500; 600; 700; 800; 1000 мм; длина 3,6...19,2 м. Их изготовляют из тяжелого бетона класса В25...В60 без предварительного напряжения арматуры. Стойки армированы пространственными каркасами, состоящими из продольной рабочей арматуры диаметром 10...20 мм и поперечной арматуры, изготовленной в виде спирали из проволоки диаметром 4 и 5 мм, привариваемой к рабочей арматуре. В верхней части стоек предусмотрены закладные изделия в виде колец из полосовой стали, предназначенные для крепления опирающихся на стойку строительных конструкций: траверс или балок. Кольца оголовков стоек должны быть Покрыты листовой сталью, чтобы исключить попадание дождя и снега во внутреннюю полость стойки. Серией 1.400-14 разработаны рабочие чертежи стоек, опалубочные размеры которых приведены в гэ6>7. 5.1. Разработанные серией рабочие чертежи предназначены для производства железобетонных центрифугированных стоек кольцевого сечения на специализированных заводах, имеющих стенды, оборудованные ременными или роликовыми центрифугами. Стойки не имеют монтажных петель. Для подъема, погрузки и выгрузки стоек используют специальные траверсы, не допускающие повреждения стоек. Серия 1.423-6Б состоит из трех выпусков (альбомов), которые содержат материалы для проектирования, рабочие чертежи стоек (колонн), арматурных, закладных и соединительных изделий. Серией запроектированы стойки следующих размеров: наружный диаметр - 500 и 600 мм; длина - 6,2...10,5 м. Все железобетонные стойки кольцевого сечения, разработанные серией 1.423-6Б, уже давно изготовляются Оршанским комбинатом железобетонных изделий и конструкций (БССР) и хорошо освоены в строительстве и эксплуатации. Они лишены почти всех недостатков, первоначально допущенных при проектировании и производстве. Вся номенклатура стоек, входящих в серию 1.400-14, в производстве еще не освоена, и их недостатки пока еще не вскрыты. Существует, например, мнение, что длинные стойки с наружным диаметром 300 мм в существующих условиях вообще невозможно изготовить. Между тем для совмещенной прокладки инженерных сетей по наземным эстакадам стойки именно этого Диаметра были бы весьма Полезны. Железобетонные центрифугированные стойки кольцевого сечения обладают многими важными достоинствами: в этих стойках по сравнению с традиционными полнотелыми колоннами прямоугольного сечения расход бетона снижен на 35...50%, стали - на 15...30%; цемента - на 15...30%; щебня - на 35...50%; I So О «О о г- § g 8 ) со 2 i I 1 I g I I ! о I" I I I 1 уменьшаются трудозатраты по изготовлению стоек на 10%, масса - в 2 раза, парк опалубочных металлических форм - в 3...5 раз; центрифугированный способ формирования повышает прочность бетона стоек по сравнению с вибрационной технологией в 1,2...1,6 раза. Это приводит кроме экономии материалов еще и к увеличению срока службы центрифугированных стоек; стойки кольцевого сечения воспринимают горизонтальные нагрузки лучше, чем традиционные полнотелые железобетонные колонны прямоугольного сечения, поскольку момент сопротивления поперечного сечения пустотелой стойки гораздо больше при одинаковом расходе бетона в обоих вариантах. Это качество центрифугированных стоек очень ценно для отдельно стоящих опор и опор наземных эстакад, предназначенных для совмещенной прокладки инженерных сетей; гладкие центрифугированные стойки эстетически явно выигрывают по сравнению с железобетонными колоннами прямоугольного сечения, имеющими более шероховатые поверхности, каверны, местами отбитые грани с обнаженной арматурой. Это обстоятельство способствует улучшению архитектурного совмещения отдельно стоящих опор и наземных эстакад с архитектурным ансамблем местности. К недостаткам железобетонных опор кольцевого сечения следует отнести только то, что они являются дефицитными в большинстве экономических районов страны. Железобетонные центрифугированные стойки кольцевого сечения выигрывают по всем показателям по сравнению с полнотелыми железобетоннь(ми колоннами прямоугольного сечения при сооружении отдельно стоящих опор или опор наземных эстакад для совмещенной прокладки инженерных сетей. Вопрос их широкого внедрения в стране зависит только от возможностей скорейшего освоения производства этих стоек во всех экономических районах страны. Центрифугированные стойки кольцевого сечения призваны полностью заменить в настоящее время широко распространенные полнотелые колонны прямоугольного сечения. Поэтому ожидается, что в перспективе производство и использование последних для строительства наземных инженерных сетей полностью прекратится. Следует еще отметить некоторые особенности опор, сооружаемых из железобетонных центрифугированных стоек. Арматурный каркас центрифугированных стоек изготовляют из стержней круглого сечения диаметром 10...20 мм. На них по спирали намотана и приварена к стержням проволока диаметром от 4 до 5 мм. Такая конструкция арматурного каркаса по сравнению с каркасом железобетонных колонн прямоугольного сечения, где каждый поперечный элемент 623-7 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
||