Главная Переработка нефти и газа изготовляют и размещают на стержнях каркаса отдельно, позволяет более глубоко механизировать поток изготовления и сварки каркаса, а также улучшить его качество. При проектировании и строительстве опор из железобетонных центрифугированных стоек кольцевого сечения необходимо принять все возможные меры для предупреждения попадания воды во внутреннюю полость стойки. Известны случаи, когда вода замерзала, разрушала стойки и приводила к демонтажу всего сооружения. Поэтому при изготовлении, хранении и монтаже стоек все отверстия в них должны быть надежно закрыты. При установке стоек в местностях, временно затапливаемых осенне-весенними паводками, в нижней части стоек необходимо предусмотреть специальное отверстие для организованного и, по возможности, быстрого входа-выхода воды из внутренней полости стоек. Эти отверстия должны быть обсыпаны щебнем, крупнозернистым гравием и песком. Центрифугированные стойки предъявляют повышенные требования к подъемно-транспортным механизмам, осуществлению их погрузки, выгрузки, транспортирования, хранения, а также к качеству выполнения строительно-монтажных работ. Эти требования приведены в альбомах серии 1.400-14 и в специальной технической литературе. Фундаменты. Фундаменты отдельно стоящих опор и опор балочных эстакад, предназначенных для наземной совмещенной прокладки инженерных сетей, должны быть, по возможности, надежными и дешевыми. Стоимость фундамента опоры, зависящая в основном от материальных и трудовых затрат на его сооружение, определяется просто. На практике экономическую эффективность строительных конструкций, в том числе и фундаментов опор, как правило, определяют капитальные затраты. Вопрос надежности, к сожалению, при этом обычно не рассматривается, хотя он имеет существенное значение для любой конструкции, а для фундаментов опор под инженерные сети особенно. Известно, что выход из строя отдельного производственного корпуса на заводе или предприятия в промузле влечет за собой менее тяжелые последствия, чем выход из строя эстакады магистральных совмещенных инженерных сетей, обслуживающих этот промузел по тупиковой (некольцевой) схеме. Аварию же эстакады может вызвать провал одного-единственного фундамента ее опоры вследствие подмыва грунта, в результате повреждения и течи из расположенных рядом водопровода, канализации, тепловых сетей или сетей горячего водоснабжения (это, конечно, может произойти и в случаях бессвайного фундамента и расположения низа фундамента выше расположения упомянутых трубопроводных сетей). Если сравнить ранее рассмотренные конструкции фундаментов отдельно стоящих опор и опор балочных эстакад, со- оружаемых для совмещенной прокладки инженерных сетей, с точки зрения капитальных затрат и степени надежности действия строительных конструкций и инженерных сетей, то можно сделать следующие выводы: сваиюпоры фундаментов, как таковых, вообще не имеют. Погруженная в грунт часть сваи одновременно является как бы фундаментом. Капитальные затраты в этом случае минимальны, а степень надежности действия строительных конструкций и инженерных сетей - максимальная; сооружение бессвайных монолитных железобетонных фундаментов под железобетонные колонны прямоугольного сечения или центрифугированные стойки кольцевого сечения требует значительных капитальных затрат. Однако степень живучести строительных конструкций и инженерных сетей можно признать обеспеченной только в том случае, если подземные трубопроводные сети, течь из которых при их повреждении может размыть грунт под фундаментами опор, расположены на безопасном расстоянии, а также если не ожидается глубокой раскопки грунта для строительства или ремонта зданий и сооружений поблизости от трассы эстакады инженерных сетей. Если же возможность опасного размыва или раскопки грунта реальна, то степень живучести строительных конструкций и инженерных сетей снижается; капитальные затраты на сооружение монолитных железобетонных фундаментов на сваях под колонны и стойки разного типа по сравнению с бессвайными фундаментами возрастают на 5...20%. Но, отнесенное к общей стоимости эстакад и инженерных сетей, это увеличение не превышает 2...3%, зато степень живучести строительных конструкций и инженерных сетей становится максимальной. 5.3. ПРОДОЛЬНЫЕ БАЛКИ И СТАЛЬНЫЕ ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ Если на каком-то участке совмещенной прокладки инженерных сетей наземно прокладывают только трубопроводы большого диаметра, продольные балки не нужны. Такие трубопроводы обладают достаточной самонесущей способностью, позволяющей расставить опоры с большим шагом. В этих случаях между опорами могут быть свободно размещены дороги, проезды, трамвайные, железнодорожные пути и др. Однако, если при совмещенной прокладке хотя бы части трубопроводов имеют небольшие диаметры, допустимый шаг их опирания становится коротким. Увеличение шага расстановки опор влечет за собой необходимость применения продольных балок. Прокладка кабелей с учетом весьма короткого шага их опирания во всех случаях требует наличия балок. в настоящее время в строительстве применяют типовые сборные железобетонные, а также стальные балки разного типа. Существующие руководящие указания требуют во всех возможных и экономически оправданных случаях применения железобетонных балок. Это объясняется необходимостью экономии дефицитного металла, а также несколько увеличенной долговечностью железобетонных балок, особенно в условиях воздействия агрессивных сред. Типовые сборные железобетонные предварительно напряженные решетчатые балки пролетом 12 и 18 м для эстакад совмещенной прокладки инженерных сетей изготовляют специализированные заводы железобетонных изделий и конструкций по серии 3.015-2/82 {рис. 5.б,э,б). В серии разработаны рабочие чертежи для производства следующих балок: железобетонных предварительно напряженных решетчатых пролетом 12 м {рис. 5.6,а) в 99 вариантах, рассчитанных на нормативные вертикальные нагрузки от инженерных сетей 2,45...19,62 кН на 1 м погонной длины эстакады. Высота балок h = 0,4...0,7 м, ширина b = 0,2 м. Расход бетона 1,25 м/шт., стали - 240,1 ...274,1 кг/шт.; масса - 3,1 т/шт.; железобетонных предварительно напряженных решетчатых пролетом 18 м (pwc. 5.6,6) в 60 вариантах, рассчитанных на нормативные вертикальные нагрузки от инженерных сетей 2,45...19,62 кН на 1 м погонной длины эстакады. Высота балок в их середине - 1,4 м (разрез Б~Б), концах h = 0,7 м, ширина b = 0,2 м. Расход бетона - 2,63 м/шт., стали - более 280 кг/шт., масса - 6,58 т/шт.; железобетонных предварительно напряженных сплошностен-чатых со сплошной стенкой двутаврового сечения пролетом 12 м {рис. 5.6je) в 45 вариантах, рассчитанных на нормативные вертикальные нагрузки от инженерных сетей 2,45... ...19,62 кН на 1 м погонной длины эстакады. Высота балок h = 0,89 м, ширина b = 0,28 м. Расход бетона - 1,8 м/шт., стали - 182,7...290,3 кг/шт., масса - 4,5 т/шт. Прогиб продольных железобетонных балок составляет не более 1/200 пролета, то есть для балок длиной 12 м- е < < 60 мм, а для балок длиной 18 м - е < 90 мм. Эстакады инженерных сетей обычно сооружают, устанавливая в пролете по две балки параллельно друг другу. Изготовление железобетонных балок пролетом 12 м широко освоено, в то время как балки пролетом 18 м изготовляют не в каждом экономическом районе страны и поэтому применение их ограничено. Железобетонные балки, изготовляемые по серии 3.015-2/82, предназначены для объектов, сооружаемых в несейсмических районах с расчетной температурой воздуха не ниже -550С при нормативном скоростном напоре ветра до 0,54 к Н/м
а - ;,!,?™""" предварительно напряженные балки в-™.мп1г" "РО"«™м 11,95 м; б - решетчатая пролетом 17,95 м; сплошностенная двутаврового сечения пролетом 11,96 м т,* железобетонных балок выпуском ш серии 3 015-2/82 kohtpkZL "ЦНИИПек?ст?л!- проле?ньи Гтг;при* Р «Р™* стальнь.х фГм пе"оГ12 и feroT""* вертикальнь.х бой свяямы , фермы соединяются между со- связями, расположенными по верхнему поясу, и вертикаль- ными связевыми рамами. Высота вертикальных ферм пролетом 12 м - 1,2 м. а ферм пролетом 18 м - 1,8 м. Однако в строительстве эти пролетные строения неудобны. Они допускают прокладку инженерных сетей только по верхнему поясу конструкции. Поскольку точки опирания ферм расположены под верхними поясами, требуется применение более высоких колонн или стоек, а инженерные сети располагаются на более высоких отметках от поверхности земли. Этим снижается экономическая эффективность рассмотренного типа ферм. Типовые проекты для изготовления железобетонных балок пролетом более 18 м, предназначенных для прокладки инженерных сетей, в настоящее время отсутствуют. Это, по-видимому, закономерно. Учитывая большую собственную массу железобетона, предполагается, что он является экономически неэффективным материалом для балок большого пролета при относительно небольших вертикальных нагрузках, создаваемых инженерными сетями. Однако практика показала, что при осуществлении совмещенной наземной прокладки инженерных сетей систематически возникает необходимость в пролетных строениях пропетом более 12 и 18 м. В таких условиях "Латгипропром", систематически занимающийся с 1962 года проектированием совмещенной прокладки инженерных сетей, первоначально в каждом отдельном случае разрабатывал индивидуальные проекты соответствующих стальных пролетных строений. Разработка таких проектов поручалась специализированной проектной организации - Латвийскому отделу ГПИ "Ленпроектстальконструкция" (ЛО ЛенПСК) по субподряду. Такой порядок несмотря на хорошее качество проектов приводил к определенным затруднениям. Подготовка заданий, выдача заказов, заключение договоров, непосредственно разработка индивидуальных проектов занимали много времени. Иногда сжатые сроки разработки индивидуальных проектов приводили к принятию недостаточно экономичных и эстетичных решений. Эти обстоятельства определили производственную необходимость в создании Латвийских республиканских серий стальных пролетных строений пролетом более 12 м, которые по заказу Госстроя Латвийской ССР были разработаны в 1983 , 1984 и 1985 гг. "Латгипропромом" и ЛО ЛенПСК. Латвийская республиканская серия ЛРС-01-83 "Стальные пролетные строения пролетом 18, 24, 30, 36 м для наземной прокладки инженерных сетей с применением сортамента металлопроката, действующего на территории Латвийской ССР" - чертежи КМ. Разработана в 1983 г. Пролетные строения предназначенье для наземной прокладки инженерных сетей с нормативной вертикальной нагрузкой от них 1,47... 14,72 кН/м 18000 Рис. 5.7. Стальное пролетное строение пролетом 18, 24, 30, 36 м для 7 прокладки инженерных сетей с применением сортамента металлопроката, дествующего на территориии Латвийской ССР т- пролетное строение; 2 - проходная дорожка; 3 - трубопроводные над шоссейными и железными дорогами, проездами, каналами, реками, оврагами, разными зданиями и сооружениями. Конструкция пролетных строений предусматривает опирание трубопроводных сетей со скользящими опорами на траверсы, размещенные над нижними поясами ферм, а также подвешивание части сетей с вертикальной нагрузкой, не превышающей 50% обшей, к узлам верхних поясов ферм (рис. 5.7). Ширина пролетных строений: свободное пространство между внутренними гранями элементов ферм - 2 и 3 м, расстояние между наружными гранями ферм - 2,6 и 3,6 м соответственно. Ширина может быть принята проектом в зависимости от условий привязки чертежей серии к конкретному объекту. Размещение трубопроводных сетей возможно также по наружным сторонам ферм. Для этого необходимо соответственно увеличить длину траверс, располагаемых над нижними поясами ферм, что разрабатывается индивидуально для каждого конкретного проекта. Высота пролетных строений: свободное пространство между внутренними гранями элементов ферм - 2м для пролетных 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
|||||||||||||||||||||||||||||