Главная Переработка нефти и газа ней коррозии, долговечность надземных водяных тепловых сетей может быть доведена до 40 лет и более. На практике нередко наблюдается разрыв или повреждение подземно проложенных инженерных сетей при работе землеройных машин. Ликвидация подобных повреждений или аварий сетей, а также их последствий зачастую требует значительных трудовых, материальных и капитальных затрат, которые могут превысить первоначальные затраты на сооружение этих сетей. Учитывая неуклонно растущее значение инженерных сетей в народном хозяйстве, их повседневная надежность приобретает особую важность в условиях гражданской обороны. Требования, учитываемые в проектировании и строительстве сетей применительно к этим условиям, рассматриваются в специальной технической литературе. Однако совершенно ясно, что важнейшей задачей является содержание инженерных сетей в технически исправном состоянии, что лучше всего обеспечивается их наземной прокладкой, так как упрощается и ускоряется отключение и ремонт сетей. При взрывах наземно проложенные сети менее уязвимы, чем питаемые ими здания и сооружения, поскольку относительно округлые и по площади небольшие строительные конструкции эстакад и сами сети более обтекаемы воздушными волнами. 6. Капитальные и эксплуатационные затраты. Капитальные затраты на сооружение инженерных сетей при разных способах их прокладки зависят от многих обстоятельств: наличия болотистых, слабых, плотных, мерзлых и скальных грунтов; высоких уровней грунтовых и паводковых вод; необходимости пересечения шоссейных и железных дорог, проездов, каналов, рек, оврагов, разных зданий и сооружений; необходимости перекладки существующих инженерных сетей, переносов зданий; устройства шпунтовых ограждений, систем попутного дренажа и др. Однако в общем случае совмещенная прокладка инженерных сетей по наземным эстакадам требует меньше трудовых, материальных и капитальных затрат, чем прокладка этих сетей в подземных проходных каналах или туннелях. Годовые эксплуатационные затраты состоят из отчислений на амортизацию, текущий ремонт, оплату обслуживающего персонала и электроэнергии и прочих расходов. Расходы на амортизацию и текущий ремонт исчисляют в процентах от капитальных затрат, а прочие расходы - в процентах от суммы отчислений на амортизацию, текущий ремонт и заработную плату, т. е. тех расходов, которые в значительной степени зависят от капитальных затрат. Таким образом, годовые эксплуатационные расходы при прокладке сетей в более дорогих подземных проходных каналах выше, чем при прокладке этих же сетей по наземным эстакадам. К упомянутым увеличенным эксплуатационным расходам еще добавляется, правда, относительно небольшая, стоимость электроэнергии, расходуемой для освещения и принудительной вентиляции проходных каналов. Следует отметить, что при сравнении разных вариантов прокладки инженерных сетей годовые эксплуатационные расходы необходимо определять с учетом долговечности действия этих сетей, которая в разных условиях и в разных географических и климатических районах страны может быть различной. 7. Градостроительные соображения. Способ совмещенной прокладки инженерных сетей по наземным эстакадам или в подземных проходных каналах, как правило, устанавливается службами главных архитекторов городов, районов и областей путем подготовки и выдачи заказчикам и проектным организациям соответствующего архитектурно-планировочного задания (АПЗ) на проектирование и строительство объектов. Каждое АПЗ составляют с учетом архитектурных и эстетических требований местности и действующих нормативных материалов. Однако следует заметить, что архитектурные и эстетические требования могут быть объективными и субъективными. По существу, эти вопросы тесно связаны с вкусами, нравами и привычками людей, необходимостью той или другой стройки, доступностью требуемых строительных материалов определенного качества, возможностями строительных организаций, но чаще всего связаны с традиционностью в решениях, а также с существующей модой. Учитывая разность взглядов и вкусов людей всех времен, можно сделать вывод, что в деле применения подземных проходных каналов или наземных эстакад для совмещенной прокладки инженерных сетей общей формулы решения нет и не может быть. Эти вопросы необходимо решать на местах исходя из конкретных потребностей, возможностей и разных местных условий.. Разработанные варианты поперечных разрезов сетей следует предварительно согласовать с заинтересованными службами. 2.10. ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ТРАССЫ СЕТЕЙ Создание топогеодезической подосновы. Для разработки продольных профилей трассы совмещенно прокладываемых инженерных сетей для отдельных предприятий, промышленных районов или микрорайонов городов необходимо располагать следующими материалами: топографическим планом местности (М 1:500) с указанием всех существующих на местности подземных сетей и сооружений; генеральным планом предприятий или проектом решаемого района (М 1:500) с нанесенными после предварительного согласования в установленном порядке проектируемыми зданиями, сооружениями, проездами, газонами и трассами проектируемых наземных эстакад или подземных проходных каналов; архитектурно-планировочным заданием, выданным службами главного архитектора города, района или области, в тех случаях, когда принимаемые решения влияют на архитектурный и эстетический вид местности и разработанный проект наземных эстакад подлежит окончательному согласованию с этими службами; разработанными поперечными сечениями трасс совмещенных инженерных сетей, предвариетльно согласованными с заинтересованными организациями: службами эксплуатации, архитектуры, пожарного надзора и др.; результатами гидрогеологических изысканий, проведенных по трассам совмещенно прокладываемых инженерных сетей. Разработку продольных профилей по оси трассы прокладки наземных эстакад или проходных каналов начинают с подготовки топографо-геодезической подосновы, на которую наносят продольный профиль сетей. Если проектируемые инженерные сети располагаются на двух рядом размещенных наземных эстакадах или в двух проходных каналах, то по оси каждой из них разрабатывают свои отдельные продольные профили. Подоснову разрабатывают по материалам топографических изысканий. При отсутствии на топографических планах всех необходимых исходных данных их следует получить путем устройства шурфов и выполнения обмеров в натуре. Топогеодезическая подоснова продольного профиля должна содержать следующие элементы: контур натурной (черной) поверхности земли, пересекаемые существующие железнодорожные и трамвайные пути, дороги, улицы, проезды, тротуары, здания, сооружения, подземные и наземные сети и коммуникации с их названиями и характеристиками, указанием их верхних и нижних отметок (в горизонтальном масштабе М 1:500 и вертикальном Mgp.. 1:50); контур проектной (красной) поверхности земли, пересекаемые проектируемые дороги, здания, коммуникации, подземные и наземные инженерные сети, наносимые по материалам генеральных планов и проектам вертикальной планировки рассматриваемых территорий; расстояния между характерными точками рельефа земли, основными коммуникациями, зданиями и сооружениями; красные линии улиц, углы поворота и пикетаж трассы, определяемые по материалам топографических планов; геологическую картину, наблюденные и предполагаемые максимальные (5% обеспеченности) уровни грунтовых и па-подковых вод по трассе проектируемых сетей, определяемые по материалам гидрогеологических изысканий. Если особые обстоятельства требуют более точных данных, необходимо выполнить бурение дополнительных скважин в характерных точках и определить расчетным путем предполагаемые другие характерные уровни воды, повторяющиеся один раз за 50 и 100 лет. В примечаниях необходимо привести сведения об агрессивности грунтов и грунтовых вод, возможностях образования верховодки в глинистых грунтах, оползней, карстовых и других явлений, пагубно действующих на проектируемьре инженерные сети и строительные конструкции. Особенно важны указания о допустимости осуществления системы попутного дренажа при прокладке инженерных сетей в подземных проходных каналах. На практике нередко случается, что искусственное понижение уровней грунтовых вод приводит к осушению и вызванному этим разрушению оголовков деревянных свай различных старинных сооружений района с приведением их в аварийное состояние. В районах образования в верхних слоях болотистых грунтов сероводородных минеральных вод искусственное понижение уровней грунтовых вод способствует прекращению образования минеральных вод и целебных илов в пределах определенной окрестности. После разработки топогеодезической подосновы приступают к созданию самих продольных профилей. При общих основных принципах конструирования продольные профили трассы сетей, прокладываемых различными способами, имеют свои характерные особенности. Разработка продольного профиля трассы при наземной прокладке сетей. В этом случае работу выполняют в следующем порядке. 1. Откладывают на топогеодезической подоснове продольного профиля нормативные высотные отметки расположения низа строительных конструкций эстакад, обеспечивающие свободный проезд транспорта по улицам, шоссейным и речным путями, с добавлением 0,2...0,5 м, что учитывает возможность подъема поверхности улиц и путей сообщения при их ремонте и реконструкции. Эта нормативная высота в зависимости от вида транспорта составляет 5...14 м и определяется действующими нормативными материалами и техническими условиями, выданными эксплуатационными организациями для проектирования и строительства каждого конкретного объекта. В местах пересечения трассой территорий, по которым возможно только пешеходное движение, минимальная высота расположения низа строительных конструкций от поверхности земли составляет 2 м. Однако при прохождении по эстакадам кабелей 0.2 0,4 ДЛИНА ТГАССЫ 0,4 0.6 0,8 ДЛИНА ТРАССЫ Рис. 2.20. Схемы продольного профиля наземных эстакад с односкатным (в) и двухскатным (б) расположением сетей В - воздушники высота их расположения должна быть не менее 2,5 м от поверхности земли. На участках, где нет пешеходного и транспортного движения, высота расположения конструкций эстакад может быть понижена с таким расчетом, чтобы низ инженерных сетей, кроме кабелей, находился бы на высоте не менее 0,35 м от поверхности земли. При этом следует учесть, что столь низкая прокладка исключает механизированную уборку территорий и позволяет недопустимое хождение людей по трубопроводам, если они не ограждены специальными конструкциями. На практике участки расположения низких эстакад со временем превращаются в антисанитарные и эстетически неприглядные полосы. 2. Выполняют поиск оптимального продольного профиля по всей трассе проектируемых сетей. Оптимальным решением, с точки зрения надежности действия сетей, является их расположение с односторонним уклоном {рис. 2.20,а) и с применением П-образных горизонтально размещенных компенсаторов. При такой конструкции получается наиболее простое и удобное наполнение, опорожнение и промывка сетей, отсутствуют так называемые "мешки" трубопроводов, в которых накапливаются разные осадки и создаются дополнительные потери давления. Однако расположение сетей с односторонним уклоном в профиле приводит к необходимости сооружения высоких и дорогих опор эстакад из-за необходимости создания нормативного уклона, минимальное значение которого составляет 3 %в. Так, например, при ровной поверхности земли и при длине трассы 0,6 км подъем эстакады в начальной точке трассы составляет 1,8 м. Поэтому эстакады с односторонним уклоном по всей длине трассы обычно сооружают только при пологом рельефе местности и коротких трассах, что встречается редко. Рис. 2.21. Схемы продольного профиля сетей низкой (а) и высокой [б) прокладки с вертикально расположенными П-образными компенсаторами 1 - П- образный компенсатор; 2 - неподвижная опора; 3 - уклон сетей; 4 - воздушники; 5 - спускники В случаях увеличения длины трассы необходимо применять эстакады с двухсторонним уклоном (рис. 2.20,6). Здесь при подъеме эстакады в середине трассы на 1,8 м возможная длина трассы, охватываемая эстакадой с двухсторонним уклоном, уже достигает 1,2 км. В этом случае получается зонтообразное расположение наземной эстакады и инженерных сетей с размещением основных воздушников в одной общей высшей точке и расположением спускников в низших точках каждого отдельного здания. Побочные воздушники и спускники местного значения устанавливают у отсекающей запорной арматуры на магистралях и ответвлениях, которая приводится в действие в относительно редких, в основном в аварийных, ситуациях. При наличии еще более длинных трасс и поверхности земли с выраженным рельефом становится необходимым сооружение эстакад, состоящих из участков, имеющих односторонние и двухсторонние уклоны. Кроме описанных высоких эстакад с одно- и двухсторонними уклонами довольно часто строят эстакады низкой про- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 |
||