Главная Переработка нефти и газа >ис. 5.10. Стальное вантовое пролетное строение I - пилон; 2 - анкерная опора; 3 - концевая опора; 4 - продольная балка жесткости; 5 - ванты; 6 - каток расходом сталепроката на одно пролетное строение - 1,6...6,3 т/шт. или 0,1...0,26 т на 1 м погонной длины пролетного строения в зависимости от вертикальных нагрузок, создаваемых инженерными сетями, а также от длины пролета. Высота балок типа 1:h = 0,73 м для пролета 15 м и h = = 0,92 м для пролетов 18; 21; 24 м. Балки типа 2 имеют высоту h = 0,52 и 0,73 м для пролета 15 м и h = 0,92 для пролетов 18; 21; 24 м. Высота балок пролетом 15 м типа 3 -h = 0,42 м. Разработанные серии ЛРС-01-83, ЛРС-02-84 и ЛРС-03-85 дают возможность оценить экономическую эффективность стальных пролетных строений балочной конструкции пролетом до 24 м и конструкций с применением ферм пролетом до 36 м в строительстве совмещенных инженерных сетей. Разработка ряда индивидуальных проектов показала возможность увеличения пролетов до 60...70 м в случаях применения стальных ферм. Однако при сооружении пролетов, длина которых превышает 70 м, появляется необходимость в применении других конструкций. Такими являются стальные вантовые пролетные строения {рис. 5.10). Следует отметить, что пролетные строения вантовой конструкции обладают своеобразным видом и создают необычный силуэт на фоне застройки городов или общего вида местности. Их архитектурная оправданность зависит от обстоятельств и условий, характерных для конкретного района застройки. Необходимо обратить внимание на разные мнения в вопросах проектирования, строительства и эксплуатации пролетных строений вантовой конструкции в части сооружения продольных балок жесткости. Существуют мнения о целесообразности использования несущей способности прокладываемых по пролетному строению стальных трубопроводных сетей в случаях, если они обладают значительными диаметрами. Возмож- ность повышения экономической эффективности пролетных строений за счет отказа от сооружения балок жесткости с первого взгляда кажется заманчивой. Однако следует помнить, что нормативный срок действия металлических мостов и других пролетных строений составляет 100 лет, а стальных трубопроводных сетей в зависимости от качества транспортируемых веществ - только 15...30 лет. Следует также учитывать обеспечение возможности ремонта и замены трубопроводных сетей в любое время, что становится невозможным в случаях использования трубопроводов в качестве балок жесткости. Кроме того, использование трубопроводных сетей в качестве балок жесткости существенно увеличивает нагрузки на трубы. И, наконец, при совмещенной прокладке инженерных сетей разные трубопроводы и конструкции пролетных строений имеют весьма разные термические перемещения. При наличии балок жесткости каждый из трубопроводов, проложенный по пролетному строению, может свободно перемещаться в осевом и боковом направлениях. При использовании некоторых трубопроводов в качестве балок жесткости свободное термическое перемещение большинства совмещенно проложенных трубопроводных сетей становится неорганизованным, непредсказуемым и даже невозможным. Надежность действия пролетных строений и инженерных сетей резко снижается. Все это показывает, что прокладываемые трубопроводы никак не могут полноценно заменить балки жесткости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совмещенная прокладка инженерных сетей представляет несомненно прогрессивную фазу развития их строительства и имеет большое народнохозяйственное значение. Совмещенная прокладка сетей дает возможность: существенно снизить стоимость строительства, материальные и трудовые ресурсы, расходуемые в процессе сооружения сетей; повысить надежность действия и долговечность сетей; облегчить и упростить осмотр, ремонт и замену сетей; быстро обнаружить утечки и авариии в сетях и ликвидировать их в самые короткие сроки; повысить уровень технической культуры в проектировании, строительстве и эксплуатации сетей. Опыт прошлых лет кроме целесообразности и экономической эффективности совмещенной прокладки инженерных сетей доказал возможность ее широкого внедрения в практику. Она просто и легко осуществима при проектировании и строительстве вновь сооружаемых промышленных предприятий, узлов, районов при наличии генеральных заказчиков на эти объекты. Следует, однако, сказать, что при совмещенной прокладке инженерных сетей в уже существующих промышленных узлах и в отдельных районах городов могут иметь место некоторые трудности ведомственного характера, которые выражаются в сложности нахождения генеральных заказчиков, решающих вопросы комплексного финансирования проектирования и строительства. Могут появиться также трудности, связанные и с эксплуатацией сооружаемых сетей, предназначенных для многих потребителей района. Однако в большинстве случаев при правильной постановке дела и определенной настойчивости эти трудности на пути развития совмещенной прокладки сетей вполне преодолимы. Перспективы развития совмещенной прокладки инженерных сетей определяет ряд факторов. Ожидается рост населения страны и ее дальнейшая урбанизация. Это потребует развития и реконструкции промышленной и жилой застройки городов и соответственно развития инженерных сетей. Учитывая все возрастающее значение надежности действия и долговечности инженерных сетей, можно ожидать развития кольцевания основных сетей в широких масштабах, при наличии двух или более источников потока транспортируемых веществ или энергии. Кольцевание магистральных инженерных сетей местами уже начато и достоинства этого мероприятия в принципе доказаны. Если в системе имеется лишь один источник потока транспортируемь1х веществ или энергии, то во многих случаях возникает вопрос о целесообразности сооружения двух параллельных тупиковых взаиморезервируемых или кольцуемых сетей. В перспективе этот вопрос необходимо будет решать в зависимости от конкретных условий. . Наименее ясным вопросом перспективы является выбор оптимального способа прокладки совмещенных инженерных сетей. Представляется весьма важным правильно предугадать, какому из применяемых в настоящее время способов будет отдано предпочтение: сооружению проходных каналов и туннелей или наземных непроходных и проходных эстакад. Этот относительно мало изученный вопрос бесспорно заслуживает особого внимания, поскольку он коренным образом влияет на стоимость строительства объекта, простоту и удобства строительства, ремонта и обслуживания сетей, а также на архитектурный и эстетический вид местности. Исходя из последнего фактора несколько сдерживается сооружение наземных эстакад в жилых, административных и центральных районах городов, поскольку считается, что они не эстетично смотрятся в городской среде. Однако эти взгляды с течением времени могут оказаться субъективными, временными, не отвечающими перспективным направлениям развития городов. В истории человечества известно много случаев, когда необходимые перспективные направления в градостроительстве были приняты с большим запозданием, а также случаев, когда критерии застройки городов резко менялись. Потребность в строительстве протяженных наземных сооружений существовала уже в древности, имеется она и теперь. Для снабжения городов питьевой водой из горных рек древними римлянами возводились каменные акведуки, которые проходили как по нагорной зоне, так и по городской территории, и достигали длины в несколько десятков километров. В разные времена сооружались закрытые и открытые пешеходные галереи, соединяющие между собой здания, сооружения или даже отдельные части города (например, галерея Уффици, во Флоренции, соединяющая дворец Палаццо Веккио с дворцом Палаццо Питти и проходящая через мост реки Арно-Понте Веккио). Интереснейшим наземным сооружением в мировой практике строительства является Великая Китайская стена. В настоящее время в Японии обращено внимание на возведение наземных эстакад под железнодорожные линии, предназначенные для поездов, движущихся на так называемой "Воздушной подушке". Характерно, что для всех подобных сооружений находили приемлемые, порой прекрасные архитектурные формы, гармонирующие с природой и существующей застройкой. Представляется, что перспективы развития совмещенной прокладки инженерных сетей должны основываться на нетрадиционных для сегодняшнего дня решениях. Одним из возможных вариантов прокладки сетей по наземным строительным конструкциям может быть следующий. Все магистральньт инженерные сети города в целях достижения максимальной надежности и долговечсности закольцовывают. В этом случае отдельные участки сетей при их про-верке, очистке, ремонте и замене могут быть отключены без прекращения действия остальных участков сетей кольца. Небольшие ответвления сетей могут быть тупиковыми. Совмещенно прокладываемые закольцованные инженерные сети следует размещать в закрытых обогреваемых, архитектурно выразительных проходных галереях, сооружаемых по наземным эстакадам. Галереи могут быть скомпонованы с путепроводами, мостами, земляными валами и пр. Поиск оптимального архитектурного вида наземных эстакад обычно выполняют, нанося различные варианты на фотографии местности. Замечено, что горизонтальные конструкции эстакад способны создавать интересные акценты, особенно в совокупности с существующими вертикальными элементами города и местности. Для решения еще недостаточно изученных вопросов дальнейшего развития и повышения технико-экономической эффективности совмещенной прокладки представляется необходимым: систематически обобщать опыт проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сетей и широко отражать его в новейшей технической литературе; пересмотреть систему оплаты проектирования совмещенной прокладки инженерных сетей, учитывая повышенную его трудоемкость, необходимость разработки вариантов инженерной, архитектурной и дизайнерной частей проекта; ввести в программу обучения студентов вузов и техникумов вопросы совмещенной прокладки инженерных сетей; организовать проработку вопросов, связанных с совмещенной прокладкой инженерных сетей, соответствующими научно-исследовательскими институтами и научно-техническими обществами с привлечением специалистов проектных, строительных и эксплуатационных организаций; пересмотреть существующие нормативные материалы и требования, относящиеся к совмещенной наземной и подземной прокладке инженерных сетей с учетом накопленного опыта. Широкое внедрение совмещенной прокладки инженерных сетей внесет свой положительный вклад в повышение производительности труда, качества продукции, благосостояния населения и общего технического уровня страны. о. с к Е II S5 Mill 11 I I 1 t М I I I I I I I I I I > 11,111111111 ООО ,,,111 M t I I I in in Ц) (D 00 cn «2 "Л en о Ю „ Si ll I o» s g" о S« 5 I , , , I I ( I I I 55555ooddd , , I I I I I I I I I I
гч со ю г~ 00 СП ~ о с5 d С> , , 1 I ( t I I 1 I I I dddooo Sddddd bdbbbobdaddbdoacy I Isilll gsllSlllllilisss 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 |
|||||||||||||