Главная Переработка нефти и газа в течение 380 ч увеличивают массу до 140 г/м, тогда как образцы из той же стали, но покрытые эмалью увеличиваются в массе только до 24 г/м. Это говорит о том, что сталь при 500° С практически окисляется до разрушения, тогда как та же сталь, покрытая эмалью, может выдерживать такую температуру длительное время. На основе полиэтил- и полиметилфенилсилоксановых полимеров, модифицированных другими полимерами, наносят покрытия на части катушек и секций электрических машин, работающих при нагревании, получают теплостойкую изоляцию для электродвигателей, установленных ка судах, самолетах и т. д. Покрытие, полученное на основе иолиметилфенилсилоксановой смолы, обладает высокими электронзоляционпыми свойствами, например, имеет электрическую прочность при -60, 4-20, 4-200° С соответственно 100-120, 50-70, 90-100 МВ/м, при удельном объемном электросопротивлении, равным при 4-20 и 200°С- (1-5)- Юз и (1-5)- 10. Для получения термостойких и электроизоляционных пленок используют фенолоформальдегидные, эпоксидные, меламиноглифта-левые и другие смолы. Применение их улучшает использование ценных материалов в электрических машинах й аппаратах, снижает массу и размеры при сохранении мощности. Необрастающие и другие покрытия. Необрастающие краски - краски, наносимые на обшивку морских судов для защиты их от обрастания раковинами морских организмов. За один год слой обрастания в южных морях достигает 0,5 м, т. е. 100-150 кг/м. Это увеличивает сопротивление движению судна, на что затрачивается до 8% мощности двигателей, а следовательно, повышается расход топлива. Удалить такой слой с поверхности механически представляет большую трудность и требует ввода судна в док. Поэтому подводную часть судна покрывают необрастающими красками. Их готовят на основе перхлорвиниловой смолы, сополимеров винилхлорида с винилацетатом и других смол, в состав которых вводят оксид меди (I), оксид ртути, соединения мышьяка. Такие краски не только защищают подводные части корабля от обрастания, но и предотвращают взаимодействие металла с морской водой и атмосферой. Для защиты обшивки самолетов, особенно летающих со скоростью больше скорости звука, следует учитывать не только воздействие атмосферной коррозии, но и на- /ш гт то шо Сксрпст, км/ч гревание обшивки за счет трения ее поверхности со слоем воздуха, а также эрозию поверхности при ударах капель дождя, града, частичек пыли и т. д. Чем выше скорость самолета, тем выше нагревание его поверхности (рис. 68). Следовательно, для продления срока службы самолета необходимо применять лакокрасочные покрытия на основе термостойких полимеров, которые были бы устойчивы к воздействию атмосферной коррозии, к низким и высоким температурам и обладали износостойкостью. Для этой цели готовят эмали, содержащие эпоксидные, поливинилбутнральн ы е, глифталевые, кремнийор-ганические (типа К-1,К-2, № 9) и другие полимеры. Для окраски автомобилей, велосипедов, мотоциклов, мотороллеров используются эмали, получаемые на основе глифта-левых, меламиноформаль-дегидных и других смол. Их наносят в два-три слоя с последующей сушкой при 120-130° С в течение 60 мин. Получаемое покрытие не требует полировки. Станки, сельскохозяйственные машины, приборы и другое оборудование покрывают лаками и красками, получаемыми с применением быстросохнущих нитроглифта-левых, алкидностирольных, эпоксидных и других смол. Такие покрытия устойчивы к атмосферной коррозии, прочны и могут иметь в зависимости от свойств пигмента различные цвета: голубой, светло-коричневый, светло-зеленый, сиреневый, желтый и т. д. Лакокрасочные материалы используются для окраски предметов, окружающих нас (мебель, холодильники, швейные и стиральные машины и т. д.). Кроме перечисленных покрытий применяют термочувствительные (изменяют цвета при изменении температуры), фунгицид-ные и бактерицидные (предотвращают появление плесени, самодезинфицируют), светящиеся и другие покрытия. 2. Покрытия полимерами. Для защиты от воздействия внешней среды детали, изделия, конструкции покрываются смолами - полимерами. Смолу наносят в виде рас- Рис. 68. Изменение температуры разогревания поверхности обшивки самолета при различных скоростях {v) плава или суспензии кистью, окунанием, напылением (газопламенное и вихревое). После подогрева и охлаждения на поверхности детали образуется пленка полимера толщиной в несколько миллиметров. Для защиты изделий от коррозии применяют термопластичные полимеры: полиэтилен, полипропилен, фторопласты, полистирол, полиизобутилен, эпоксидные смолы и др. Газопламенное напыление осуществляют аппаратом пистолетообразного вида, из бачка которого подсасывается топкоизмельченный порошок смолы, который плавится под действием теплоты воздушно-ацетиленового пламени и прп выходе из сопла в расплавленном состоянии распыляется сжатым воздухом или инертным газом на покрываемую поверхность. Вихревое напыление, или напыление в псевдокипя-щем слое, проводят в вертикально расположенных ваннах, где тонкоизмельченный порошок любого термопластичного полимера под действием сжатого воздуха превращается в псевдокипящее состояние, напоминающее кипящую жидкость - «кипящий слой». В такой «кипящий слой» на несколько секунд вводится покрываемое изделие, предварительно нагретое выше температуры размягчения наносимого полимера. Время пребывания изделия в «кипящем слое» зависит от толщины получаемого слоя. По окончании процесса напыления изделие помещают в печь для окончательного оплавления нанесенного слоя. Фторопласты наносят в виде суспензий, которые готовят из тонкоизмельчснного полимера, разбавителя- (вода, этиловый спирт и др.) и стабилизатора. Суспензию наносят кистью, окунанием, распылением, после чего деталь нагревают до 260-275° С для расплавления полимера и получения на поверхности изделия покрытия, например, для пленки толщиной 80-120 мкм требуется нанести до десяти слоев. Фторопластовые покрытия устойчивы к воздействию морской воды, неорганическим кислотам, кроме олеума и азотной концентрированной кислоты, в которых набухают, ко многим и другим средам. Они обладают высокими электроизоляционными и механическими свойствами. Кроме того, для футеровки емкостей и аппаратов с целью защиты их от коррозии на их внутреннюю поверхность приклеивают или приваривают листы из полимерных материалов. 3. Гуммирование. Покрытие резиной и эбонитом химических аппаратов, трубопроводов, цистерн, емкостей 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 [ 57 ] 58 59 60 61 62 63 |
||