Главная Переработка нефти и газа b - ширина лопатки (хорда профиля); - ширина решетки в направлении оси г; t - шаг лопаток по окружности; --густота решетки; --относительный шаг решетки; So - осевой зазор между лопатками; S, - радиальный зазор между лопатками рабочего колеса и статором; а - положение вогнутости профиля (см. ниже). У современных компрессоров существуют следующие соотношения размеров: fc= (0,5ч-0,7) /, чаще -- 2; = 0,4ч-0,5; / - (0,81) Ь; So = (0,25-0,4) fo; s, - (0,0U 0,02) /. Втулочное отношение t, - 0,5-н0,75. Течение газа в ступени характеризуют следующие параметры: Скорости Входные Выходные Окружные или переносные (принимаются неизменными на входе и выходе)..... и и Абсолютные . . - . ........ t-, Са Относительные ............. Шз Аксиальные, т. е. скорости в осевом направлении ................. Caz Проекции скоростей на направ.пение окружной скорости............ . Г,ц с,,; Углы Потока ... ....... Р, Ри Лопаток................. Pi / = Р,л - Pi.......- угол атаки; 5 = Рал - Рг.......- угол отставания потока; 6=2 - Pi........- угол поворота потока; 6 Ps.i - Ры.......- угол изогнутости лопаток (угол изгиба профиля). i J34. Профиль Основные величины, определяющие профиль, следующие (фиг. 56, а): Ь - хорда профиля; S - толщина профиля; /-вогнутость профиля; а - положение вогнутости профиля, т. е. расстояние от входной кромки до точки, соответствующей максимальной высоте средней линии профиля (средней линией профиля называется геометрическое место центров окружностей, вписанных в профиль). Установка профиля в решетке определяется выходным углом профиля Рал- 106 * Лопатки постоянного профиля имеют во всех сечениях по высоте одинаковую форму и угол установки профиля; лопатки переменного профиля имеют различные по высоте форму и угол установки профиля. Профиль называется закрученным если его угол установки изменяется в зависимости от высоты лопатки. Угол атаки / и угол отставания потока S определяют относительное положение средней линии профиля и направления скорости потока при входе и выходе. Созданная Н. Е. Жуковским и развитая его учениками теория действия воздуха на крыло самолета объясняет взаимодействие сил между профилем и потоком воздуха. На профиль набегает поток воздуха, обладающий на значительном расстоянии от профиля скоростью Wa>. Поток воздуха обтекает изогнутый профиль, увеличивая скорость над выпуклой стороной профиля и уменьшая скорость под вогнутой стороной, вследствие чего появляется (по закону Бернулли) избыток давления со стороны меньших скоростей, обусловливающий наличие подъемной силы Р. Движение воздуха вызывает лобовое сопротивление профиля Q, действующее в направлении скорости Коо. D.Z О -5 о 5 W rS Г Угоп атани Фиг. 56. Профиль лопатки осевого компрессора: а - профиль; б - характеристика профиля. Силы Р и Q можно выразить следующими уравнениями: P = c,bQ и соответственно Q = cbQ 2 где Су - коэффициент подъемной силы; с,: - коэффициент лобового сопротивления; b - ширина профиля; Q - плотность среды; - средняя скорость потока. При значительном увеличении угла атаки (свыше 10-15°) происходит срыв потока, образуются вихри, увеличивающие Лобовое сопротивление, подъемная сила уменьшается. На фиг. 56, б приводится примерный график изменения коэффициентов Су и с в зависимости от угла атаки i. С увеличением компрессоров, что увеличивает компактность, но является недостатком для компрессоров малых производительностей ввиду увеличения относительной величины концевых потерь для коротких лопаток. В компрессорах со степенью реактивности q„ = 1 применяют скорости и до 230 м1сек и до 120 м1сек. Возможность снижения осевой скорости до 60 м1сек и увеличения вследствие этого высоты лопаток / обусловливает пригодность этих компрессоров для малых производительностей. Большое значение vi\ увеличивает число Re и улучшает условия обтекания. При небольшой разности скоростей Ci, Са и Cj можно обойтись без первого направляющего аппарата и уменьшить потери при открытых осевых зазорах, поскольку Сз -> Сг. Наибольшее распространение получили компрессоры со степенью реактивности = 0,5. Заслуживает внимания схема (фнг. 58) комбинированного радиально-осевого компрессора, соединяющая в значительной мере достоинства осевого (экономичность) и радиального компрессора (напорность, пологая характеристика). Основные особенности компрессоров следующие: Достоинства Недостатки Фиг. 58. Конструктивная схема комбинированного радиально-осевого компрессора. 37. Сравнение I поршневых I ротационных центробежных и осевых компрессоров Достоинства Недостатки Общие для всех объемных машин Независимость подачи Ограниченная произво-т противодавления дительность в одном агре- гате. Загрязненность воздуха маслом Поршневые компрессоры Высокая экономичность, в том числе Большой вес, габариты и металлоем-и для малых машин кость Возможность получения высоких да- Неравномерность подачи влений Ротационные компрессоры Компактность Большой износ рабочих органов Сравнительно равномерная подача Низкая экономичность 112 Винтовые компрессоры Компактность, экономичность, рав- Сложность изготовления номерная подача Обилие для всех лопаточных машин Неограниченная производительность Низкая напорность в одном агрегате Наличие неустойчиво!) области ха- Быстроходность, компактность, ма- рактеристик лая металлоемкость Недостаточная экономичность д.пя Плавная подача машин малой прои-чводительности Воздух свободен от масла Центробежные компрессоры Большая надежность в эксплуатации Экономичность ниже экономичности Сравнительно (с осевым компрессе- осевых и в ряде случаев ниже эксплуа- ром) большая область устойчивой ра- тащюнной экономичности собственно боты поршневых компрессоров (в новейших Сравнительно (с осевым) высокая на- конструкциях достигнута высокая эко- порность ступени номичность) Осевые компрессоры Высокая экономичность по сравне- Большая область неустойчивой ра-нию со всеми типами компрессоров боты Прямоточность Круто падающая характеристика устойчивой области, затрудняющая эксплуатацию при различных режимах Основными типами широко распространенных компрессоров общего назначения (р = 8-н9 am) являются поршневые производительностью до 100 м/мин и центробежные производительностью от 200 mImuh и выше. Изложенные выше особенности дают основание считать также перспективными осевые компрессоры в качестве базовых нерегулируемых и винтовые - в качестве пиковых. 8 Караби 35. Мощность и напор осевого компрессора угла атаки до 12-15° возрастают коэффициенты Су и с; прн дальнейшем увеличении угла атаки коэффициент подъемной силы начинает уменьшаться, а коэффициент лобового сопротивления резко возрастает. Выбор наивыгоднейшего угла атаки для данного профиля производится по наибольшим значениям к. п. д. решетки, учитывающим форму профиля и все виды сопротивлений. Влияние шага на характеристику профиля сказывается лишь при густой решетке. При шаге t > 0,33 профиль решетки можно рассматривать изолированно. При движении решетки ее профили оказывают воздействие на воздух, вызывая результирующую осевую силу (уравновешиваемую упорным подшипником, уравнительным поршнем или другими уравновешивающими средствами) и силу Р„ в направлении окружной скорости и. По теории импульсов сила Р„ равна изменению количества движения воздуха при входе и выходе, т. е. равна произведению массы протекающего воздуха т на разность составляющих в направлении и скоростей при входе w, и выходе ffio, т. е. на разность проекций скоростей w- и и,\ в направлении и: Ми = РиГ = т{}1-\а - -\и)г. Масса т соответствует секундному количеству воздуха, протекающего через решетку. Окружная скорость и остается неизменной на входе и выходе. Из треугольников скоростей видно, что И, следовательно. Л1„=(Са„-с,„)г. Мощность равна произведению момента на угловую скорость хю: N = M = -f{c,,~c,,)ru. Поскольку гю = и, выражение мощности примет следующий вид: Мощность на един1Щу секундного расхода будет представлять собой работу, отнесенную к 1 кг воздуха, т. е. теоретический напор компрессора: 1 = Н (с2„ ~ Сщ) дж/кг, I [/ = Я = (С2„ ~ ciJ кГм/кГ . f Полученное выражение напора является уравнением Л. Эйлера для осевых компрессоров, поскольку окружная скорость остается неизменной, и = = и. Из треугольников скоростей видно, что при Ui = = и + Ci« = 2,, + и - Ci„ ffiiu - 2u следовательно, напор можно также выразить уравнением (при ci = с - с.)-Н=и~Щи) = «(ctgPi - ctgРз)с, дж/кг ho = и (ctg pi - ctg рг) с, дж/кг. Введя коэффициент расхода с=~, получим /i„ = HF,(ctgPi-ctgpa), и = (ctg Pi J-ctgai)c, I но так как то откуда U - ctgPi + ctga, 2 ctgP,-ctgPg gJ "« ctgPi-bctgai It. е. напор ступени зависит только от окружной скорости и углов "Р"*""- Различают следующие коэффициенты ступени: Коэффициент напора 36. Параметры ступени компрессора. Степень реактивности Н дж/кг. И = Щ- ккал/кГ 2h„ г, ctgPi-ctgPz «2 - ctg Pi ctg ai Коэффициент теплового напора ftp с, ftgPi:i£tg p.z А -- "ctg pi + ctg Pa 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 |
||||||||||||||||||||||