Главная Переработка нефти и газа Глава IX. СМАЗКА КОМПРЕССОРОВ Все рабочие органы компрессорных ма-44. Требования, шин, требующие смазки, можно разделить предъявляемые на две основные группы: к маслам подшипники, и все другие наружные части поршневых, ротационных компрессоров, турбокомпрессоров, работающие в обычных («холодных») условиях; цилиндр, поршень, поршневые кольца поршневого компрессора, цилиндр, ротор, кольца и пластины ротационного компрессора, работающие в особо тяжелых («горячих») условиях. В цилиндре компрессора масло вступает в контакт с нагретым и сжатым воздухом, непрерывно сменяющимся в больших количествах. Под воздействием воздуха масло в цилиндре окисляется, частично испаряется, образует твердые отложения (нагар) на цилиндре, поршне, поршневых кольцах и на клапанах, а также образует отложения в холодильниках, воздухопроводах, арматуре и т. д. Нагар, представляющий собой в основной массе асфальтены и карбиды, обладает склонностью к воспламенению при повышении температуры воздуха. Накопление нагара в цилиндре, на кольцах и в воздухопроводах, в свою очередь, является причиной повышения температуры воздуха и дальнейшего образования нагара, что резко ухудшает работу поршня и поршневых колец (увеличивает работу трения, износе окисление) и увеличивает образование паров масла. В цилиндре компрессора концентрация паров масла в воздухе не взрывоопасна (30-42 мг1л). В воздухосборнике и воздухопроводах следует считаться с возможностью образования взрывоопасной концентрации. Химическая активность отложений нагара в воздушных комму никациях и возможность электризации сжатого .воздуха могут служить причиной пожаров, имевших место в практике эксплуатации воздухопроводов: в случае образования опасной концентрации паров масла в воздухе возможен взрыв. Вода в маслах ухудшает их смазывающие свойства, механические примеси увеличивают износ трущихся деталей. Наличие механических примесей и воды в циркуляционной системе способствует ее загрязнению и образованию нагара. 148 Кислоты разрушающе действуют на сталь, щелочь - на цветные металлы. К маслам, применяемым для смазки компрессоров, предъявляются особые требования: температура вспышки должна быть не ниже 200° С; масла не должны содержать кислот и воды, должны быть свободны от посторонних примесей. После испарения масло не должно давать тяжелый остаток. Вязкость масла доли<на быть достаточной для восприятия нагрузки; вместе с тем слишком высокая вязкость уменьшает унос масла в виде паров и приводит к накоплению масла в цилиндре с последующим его окислением и отложением в виде нагара. Для смазки цилиндров поршневых компрессоров пригодны компрессорные масла 12 и 19 (прежние марки М и Т) из малосмолистых нефтей - ГОСТ 1861-54. Удельный вес этих масел 0,895-0,94, вязкость условная при 100 С: Б.щр = 1,73,0, температура вспышки 216-242 С. Для компрессоров высокого давления и тихоходных компрессоров большой производительности, а также для горизонтальных машин с неразгруженным поршнем применяются более тяжелые масла. В виде исключения допускается замена компрессорных масел 12 и 19 следующими маслами: автол 6 сернокислотной очистки, масло 11 (цилиндровое 2) и авиационное масло МС. Для смазки подшипников и других деталей, работающих при нормальных температурах окружающего воздуха, применяются масла индустриальные 45 и 50 (машинные масла С и СУ) с условной вязкостью ВУо= 47,5°, полученные из малосернистой бакинской или грозненской нефти (ГОСТ 1707-51). Для смазки цилиндров ротационных компрессоров требуются масла, обладающие такими же высокими качествами, как и масла для цилиндров поршневых компрессоров. Непригодны масла, способные давать осадки и нагар. Для смазки подшипников турбокомпрессоров применяются турбинные масла высокой очистки, с высокой стойкостью против окисления. Вязкость масел должна быть невысокой. Указанным требованиям удовлетворяют масла ГОСТ 32-53, характеризуемые табл. 14. Ввиду благоприятных условий смазки подшипников быстро-°Лнь1х турбомашин применение маловязких турбинных масел 2 (Л) оправдывается. Однако при наличии редуктора возникает надобность в применении двух родов масел, так как для смазки редукторов рекомендуется применение масел вязкостью ВУ = - 78° и выше. При единой централизованной системе смазки применение двух родов масел практически исключается, поэтому предпочитают применение одного сорта масла с вязкостью не 32-53 " турбинного масла 30 (УТ), ГОСТ Характеристика турбинных масел Таблица 14
Расход масла для цилиндров компрессо-45. Нормы расхода ров ограничивается определенными нор-масла мами, так как недостаточная смазка увеличи- вает работу трения и износ, а слишком обильная смазка приводит к нагарообразованию и опасности образования за компрессором взрывоопасных смесей. Для определения расхода масла с учетом величины, необходимой на смазывание поверхности цилиндров поршневых компрессоров при рабочем давлении до 9 am, применяется формула.- т„ = /(5п2Д- г/ч, где /<- -опытный коэффициент; К = 0,9-1,0 для горизонтальных компрессоров; К = 0,8 для вертикальных, угловых и V-образных компрессоров; S •- ход поршня в м; п - скорость вращения в об1мин; ур. - сумма диаметров всех смазываемых цилиндров в м. Для смазки цилиндров и сальников поршневых крейцкопфных компрессоров рекомендуются следующие предельные нормы расхода масла: , П роизводительность в м/мин 20 30 50 100 расход масла в г/ч 50 70 90 115 170-250 Главхиммаш рекомендует следующие нормы расхода масла для компрессора: Производи- расход Марка масла тельиость масла в м/мин в г/ч В300-2К 40 250 2БГ 100 260 55В 100 350 ТДля турбокомпрессоров расход масла находится в пределах 5-6 г на 1000 всасываемого воздуха. В зависимости от емкости бака и условий работы нормы доливки масла в циркуляционную систему обычно оговариваются инструкцией по эксплуатации. Способ подачи масла имеет большое значение; для бесперебойной работы комп- 4Ь. подача масла pgcopa необходимо обеспечить непрерывную и равномерную подачу масла в цилиндр и к остальным трущимся механизмам. I Для поршневых компрессоров применяются следующие способы подачи масла в цилиндр: 1. Смазка разбрызгиванием. Применяется в небольших вертикальных компрессорах простого действия, имеющих закрытый картер. При небольшой высоте расположения цилиндров смазкой разбрызгиванием достигается равномерное покрытие маслом всей поверхности цилиндра. Количество масла, попадающее в цилиндр, не поддается регулированию; возможна чрезмерно обильная смазка 1С вытекающими отсюда последствиями (нагар, отложения, опасное накопление паров и т. д.). 2. Смазка распылением. Масло подается в воздух, всасываемый в цилиндр, обычно при помощи автоматически действующих лубрикаторов или шестеренчатых насосов. Распыленное магло равномерно покрывает смазочным слоем стенки цилиндра. Подача масла хорошо поддается регулированию. Возможность увеличенного образования отложений, вследствие контакта распыленного масла с пылью всасываемого воздуха не может служить основанием для отказа от этой системы смазки, практически оправдавшей себя на большом числе установок. 3. Подача масла под давлением непосредственно в цилиндр. Масло подается в верхнюю и среднюю части цилиндра и сравнительно равномерно распределяется кольцами по всей поверхности цилиндра. Расход масла при этом невелик. В цилиндры ротационных компрессоров смазка подается масленками или автоматическими лубрикаторами. Регулирование количества подаваемого масла (с целью предотвращения нагара и т. п.) имеет такое же большое значение, как и в поршневых компрессорах. В турбокомпрессорах масло подается для смазки подшипников и редуктора под давлением 0,5-1 ати и для системы регулирования под давлением 5 omu. Система смазки циркуляционная. На фиг. 89 показана схема масляной системы турбокомпрессора. Пройдя фильтр 2, масло из бака / всасывается главным масляным насосом 4 и через обратный клапан 5, редуктор 7 и маслоохладитель 8 поступает в подшипники 9 и редуктор 10. откуда сливается в бак. Избыток масла возвращается в бак через перепускной клапан 6. Главный масляный насос приводится в движение от вала компрессора. В период пуска и остановки главный масляный насос не обеспечивает смазку механизмов, поэтому в эти периоды работы включается вспомогательный пусковой насос 3, имеющий самостоятельный привод(обычно электрический). На случай выключения электропитания вспомогательного насоса устанавливается дополнительно резервный насос с самостоятельным источником питания привода или в крайнем случае с ручным приводом. Иногда вместо насоса устанавливается резервный масляный бак на высоте около 6 м. ф В систему регулирования 5 1 ъ СлиО Фиг. 89. Схема масляной системы турбокомпрессора. Температура масла, выходящего из подшипников, не должна превышать 60° С. Вследствие потерь масла в циркуляционной системе в бак периодически доливается масло, с таким расчетом, чтобы уровень масла был выше фильтров не менее чем на 150 мм. Ввиду окисления масла и засорения систел1ы шламом масло периодически (примерно один раз в 6 месяцев) сливают, систел1у продувают и заполняют бак свежим маслом. Перед заливкой масло пропускают через фильтр и сепаратор. Из каждой бочки свежего масла отбирается проба для химического анализа. Масло заливается только после удовлетворительного результата анализа. Масла хранятся в специальных помеще-" 47. Хранение, ниях, с соблюдением норм и правил хране-сбор и регенерация ния. Запас масел на складе должен быть масел не меньше месячного расхода. В машинном отделении запас масла не должен превышать трехсуточную потребность. Необходимо обеспечить такой порядок приема, хранения, выдачи и использования, чтобы масла не смешивались и не засорялись. Баки для хранения различных масел следует окрашивать в различные цвета; необходимо плотно прикрывать баки крышками. Весьма важным мероприятием является сбор отработанных масел и их восстановление (регенерация). Масла, загрязненные механическими примесями, можно вторично использовать после отстоя и фильтрации. Для более радикальной регенерации масла применяют центрифугирование, физико-химические способы восстановления (обработка отбеливающими глинами) и химическое восстановление рас- ЫработанноЕ масло Фиг. 90. Установка ВИМЭ-2 для регенерации отработанных масел. твором сернокислого калия, жидкого стекла, тринатрийфосфата или других веществ, способных коагулировать в хлопья сажу, уголь и осаждать их. На фиг. 90 показана установка ВИМЭ-2 для регенерации отработанных масел. Из расходного бака / масло насосом 12 подается через сетчатый цилиндр 3 в сырьевой бак, откуда по трубопроводу 4 поступает в змеевик 9 и электропечь 7 и подвергается нагреву до 300-350° С. Из печи масло поступает в испаритель 6, где отделяются пары горючего и воды, откачиваемые вакуум-насосом через грязеуловитель 5. Масло поступает в контактную мешалку 10, охлаждается проходящим по змеевику холодным маслом и обрабатывается отбеливающей землей. При помощи насоса 11 смесь масла с отбеливающей землей поступает на фильтр-пресс 8, в котором полностью очищается. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 |
||||||||||||