Главная Переработка нефти и газа Таблица 1.3 Циклограмма монтажа трубопровода с применением электроконтактной сварки оплавлением Операции Подтаскивание трубоукладчиком к плети очередной трубы Центровка трубы с плетью в сварочной головке Сварка в соответствии с принятой технологией Удаление внутреннего грата Удаление наружного грата Перемещение головки к следующему стыку Освобождение захвата трубоукладчика от трубы Перемещение внутреннего гратоснимателя Зажим сварочной головки на конце петли Зачистка очередной плети для сварки Время, мин Аналогичным образом составляется циклограмма для других методов производства сварочно-монтажных работ с применением ручной электродуговой сварки (табл. 1.4). В том случае, когда необходимо увеличить производительность сварочно-монтажных работ, осуществляют расчленение процесса сварки на отдельные операции. Монтаж и сварку неповоротных стыков трубопроводов выполняют в основном четырьмя методами. Таблица 1.4 Циклограмма монтажа трубопровода с применением ручной сварки Цикл сборки (мин) при диаметре труб, мм
Первый метод используют при небольших объемах работ и малых диаметрах труб (325-529 мм). Нитку трубопровода наращивают из отдельных труб или секций с выполнением всех слоев шва одним сварщиком. Существенным недостатко.м этого метода сварки является низкая производительность, которая обусловлена применением данного типа электродов, необходимостью перехода с одной стороны стыка на другую, а также перетаскиванием сварочного кабеля и инструмента. Второй метод применяют при больших объе.мах работ и сварке трубопроводов значительных диаметров. Обычно одна пара сварщиков работает со сборщиками на сборке и сварке корневого слоя шва, а остальные две пары сварщиков сваривают каждый свой стык до конца, начиная со второго слоя. Третий метод - поточно-групповой - применяют при очень больших объемах работ. Сборочно-сварочная бригада до 48 чел. делится на три звена, выполняя подготовительные работы, сборку стыка, сварку корневого слоя и последующих слоев. Четвертый метод - сборки и сварки стыков магистральных трубопроводов (поточно-расчлененный). При этом методе организации работ каждое звено действует по тщательно разработанной технологической схеме. 1.3. Технологический граф производства сварочно-монтажных работ Организационно-технологическая схема сварочно-монтажных работ при строительстве линейной части магистрального трубопровода предусматривает целый ряд последовательных технологических процессов и операций. Начинают работу с приемки труб в местах поставки их железнодорожным или водным транспортом. Далее осуществляют транспортировку труб на трубосварочную базу (ТСБ) или непосредственно на трассу строящегося трубопровода в соответствии со схемой (рис. 1.8). Проводят складирование труб (или секций) с выполнением погрузки и разгрузки труб (или секций). Осуществляют сварку секций труб на ТСБ или сварку неповоротных стыков труб (или секций) непосредственно на трассе сооружаемого трубопровода. Завод-изготовитель труб и трубных секций Речной порт Транспортировка водным транспортом Порт (пристань) Транспортировка железной дорогой Станция назначения Транспортировка трубовозами Сварочная база Транспортировка секций поездами плетовозами Транспортировка трубовозами Склад, разгрузочная площадка Транспортировка труботранспортными машинами Трасса строительства трубопроводов Рис. 1.8. Схема транспортировки труб и секций на трассу Моделью возможных вариантов организационно-технологических схем (ОТС) служит ориентированный технологический граф G - (V, D, Г) сварочно-монтажных работ, где V- множество вершин графа, D - множество дуг графа, а отображение Г устанавливает соответствие между дугами и связанными ими упорядоченными парами вершин. В графе G выделена начальная вершина Go и совокупность Vq конечных вершин. Тогда ОТС - это любой составленный из разных вершин и разных дуг путь/г i, соединяющий начальную вершину Go с одной из конечных вершин G € Vq. В качестве критерия эффективности организационно-технологической схемы, определяемой вершинами (Go, Gk) и дугами (а,..., а) соединяющими эти вершины, используют минимальные затраты, которые вычисляются по формуле: П= Я, -»min, где Я, - затраты на производство работ, моделируемых дугой а i схемы. Сравнению по экономическим критериям подлежат варианты, обеспечивающие синхронизацию производства сварочно-монтажных работ со всеми остальными работами, выполняемыми в составе комплексного технологического потока (КТП). Условием синхронизации является: Р >Р см в где Рем - производительность сварочно-монтажных работ в линейных единицах (км/см); - производительность ведущего вида работ. Условие синхронизации может быть представлено также следующим образом: Рем Ршр р.р = где Р„р - требуемая производительность КТП, км/см; L - протяженность участка трассы, км; Т- продолжительность производства работ основного технологического цикла, см; Л, - суммарная величина технологических сближений между работами, выполняемыми в основной период. 1.4. Организация транспортного обеспечения производства сварочно-монтажных работ Обеспечение строительства оптимальным количеством технологического транспорта и рациональное его использование оказывают значительное влияние на затраты при сооружении магистральных трубопроводов. Выбор рациональных схем перевозок, позволяющих сократить встречные перевозки, организация работ по вывозке труб и секций труб "на себя". сокращение простоев транспорта, полное его использование с учетом условий строительства определяют основные показатели экономичной работы. Эффективность транспортной работы определяется правильным выбором определенных типов машин с учетом диаметра трубопровода, позволяющим обеспечить их более полную зафуженность, проходимость по данной местности, необходимый темп линейных монтажных работ, надежность технологического цикла. Эффективность работы повышается с увеличением грузоподъемности плетевозов. Влияние загрузки плетевозов на эффективность определяется коэффициентом загрузки, определяемым отношением грузоподъемности плетевоза к массе труб. Эффективность работы технологического автотранспорта будет выше в случае: - производства работ без ТСБ; - сооружения трубопроводов из труб малых диаметров; - работы однотипных марок машин; - высокого уровня организации погрузки, выгрузки и увеличения коэффициентов оборачиваемости трубоплетевозов. Коэффициент оборачиваемости определяется состоянием дорожной сети, сокращением простоев автомашин и может изменяться в широких пределах (от 0,6 до 1). Необходи.мое число трубовозов или плетевозов является функцией темпа монтажных работ и определяется по формуле: iV.,. = : где (2- масса 1 км труб, т; Пр - кол-во рейсов; q- грузоподъемность машины, т; яе - продолжительность монтажа 1 км трубопровода на трассе, ч; tp - Время рейса, ч; ~пР/ где А - число труб в 1 км трубопровода, А = 87; - темп колонны, стыков/ ч; и - число труб в секции. В случае использования плетевозов разных марок общее число машин определяется как сумма отдельных марок; где: t„,i, tpi - время погрузки и разгрузки г-го трубоплетевоза, мин; 1 - среднее расстояние перевозки, км; К - средняя скорость г-го автомобиля, км/ч; Коэффициенты: 6 - удлинения дорог, характеризующийся отношением протяженности дороги по схеме к реальной протяженности; /3 - организационно-технологических перерывов; Ко - оборачиваемости; а - использования парка машин; у - загрузки; b - встречных перевозок. Затраты на перевозку труб и секций труб в большой степени зависят от выбора железнодорожных станций и причалов для приема труб и расположения трубосварочных баз вдоль трассы. Погрузочнаразгрузочные и транспортные работы В состав погрузочно-разгрузочных и транспортных работ входят: - выгрузка труб из ж/д вагонов; - транспортировка труб на ТСБ или в места складирования; - складирование труб на прирельсовой площадке и секций труб на ТСБ; - погрузочно-разгрузочные работы на ТСБ и трассе. В табл. 1.5 приведены весовые характеристики труб различных диаметров и толщины стенок. Таблица 1.5 Весовые характеристики труб
Погрузочно-разгрузочные, грузоподъемные и транспортные средства выбираются в зависимости от весовых характеристик применяемых труб. В табл. 1.6 приведены типы и потребность машин и механизмов для погрузочно-разгрузочных работ и транспортных работ в зависимости от района строительства трубопроводов при заданном темпе производства работ. 0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||