Главная Переработка нефти и газа mi л Я" С о Я э-S S S X S S g S S о" о" о о" о" S S S § § о о о о § о" о" о" о о" = --. <М <М . - О О О <= я я ся о о <= о I 13 CNi о. о" о" о" о; LO се (О см I CNJ CNJ ~ S <= о" з: иэ иэ иэ о" сГ о о о о" о" о" т- .г- » см о" о" о" о" II- г--- to to ~ о" о JO Lg со со Ю LD о. о о" с о о" о" о" о" о" о оо о <3 <3 <3 <3 <3 Таблица 3.10 Размеры и масса мотков проволоки
3.5. Защитные газы При сооружении трубопроводов применяют сварку в среде защитных газов. Этот способ предусматривает использование защитной среды в виде аргона, гелия, углекислого газа или их смеси в зависимости от технологических требований сварочного процесса. Состав защитных газов для сварки приведен в табл. 3.11. Углекислый газ в нормальных условиях бесцветный, с едва ощутимым запахом. Плотность углекислого газа по отношению к воздуху составляет 1,524; при испарении 1 кг жидкой углекислоты образуется 509 л газа. Углекислота, предназначенная для сварочного процесса, хранится в стальных баллонах в жидком состоянии под давлением 5-6 МПа. Стандартный баллон вместимостью 40 л содержит 25 кг углекислоты. Расход углекислого газа при сварке можно рассчитать по формуле с = пК, где с - расход углекислого газа; п - расход сварочной проволоки; К - коэффициент, зависящий от режима сварки и диаметра проволоки. При диаметрах проволоки от 0,8 до 2 мм коэффициент меняется от 1,5 до 0,9. Газообразный аргон поставляют трех сортов: высший, первый и второй. В зависимости от сортов его содержание равно 99,99; 99,98; 99,95 %; примеси - кислород, азот и влага. Аргон высшего сорта используют для авто.мати-ческой сварки в смеси с COg на установках CRC-Evans и подобные им для увеличения проплавляющей способности дуги. В трассовых условиях хранят и транспортируют аргон в стальных баллонах под давлением 14,7 МПа или в жидко.м переохлажденном состоянии при температуре не выше -186 °С и давлении 0,1-1 МПа. во ев ев Н л и и & Is °- I I Q. я 1 Q. о. о О 5 со со S й S => => о S о- ° ° S- 5 S I: = 5 i о. о I I I I I I I i i i I iiii i ill <=>- <=> g - Ti- S Й § °- °- g s -• CO ir> 8 S S I <3 o" o" о" in CM 111=» ~. I I I §?" §? s §1 g. I I I I 8 I - . - g,- „ OO LD oo" i .s >s ? о 3 Ф .s m 1= m ( 111 i i 3.6. Порошковая проволока Порошковая проволока представляет собой металлическую трубку, имеющую сложное внутреннее строение, заполненную шихтой. Эта шихта необходима для создания в процессе сварки газовой и шлаковой защиты, а также раскисления и дополнительного легирования наплавленного металла. Применение проволок с различными поперечными сечениями оказывает влияние на защиту наплавленного металла от окружающей атмосферы. Проволоки простых конфигураций (рис.3.1 а,б,в) применяют для сварки в углекислом газе. Проволоки сложных конструкций (рис. 3.1 г,д) применяют без дополнительной защиты. Особенно надежную защиту обеспечивают проволоки двухслойной конструкции (рис. 3.1е). Рис. 3.1. Основные конструкции порошковых проволок В монтажных условиях порошковую проволоку применяют для сварки низкоуглеродистых и низколегированных сталей (табл. 3.12), что обусловлено возможностью варьирования химического состава и массы наполнителя - порошкообразной шихты, обеспечивающей высокое качество сварных соединений. По составу сердечника проволоки подразделяют на пять типов: рутил-органические, карбонатно-флюоритные, флюоритные, рутиловые и ру-тил-флюоритные. Проволоки первых трех типов применяют, как правило, без дополнительной защиты, а последние используют для сварки в углекислом газе. 3 - 3396 ё е5 п о а с X 3 S u ЕЧ К и S S § 3 вз о Э о а о CQ О X и О) о 5 о- о « 1 ш &g is. Е5 I S Г- CTJ -CJ см" - ОЧ1 см < LO о I I I 5 5 2 ч. см см" см" с: 13 13 3.7. Газы для газопламенной сварки и резки Газопламенная обработка металлов основана на процессах, в которых местный нагрев и плавление осуществляют высокотемпературным газовым пламенем, образующимся при сгорании горючих газов или паров в струе технически чистого кислорода. В качестве горючих газов и паров при газопламенной обработке металлов используют ацетилен, водород, природные газы, пропан, бутан, их смеси и другие газы, а также пары керосина и бензина. В трубопроводном строительстве применяют газовую сварку, разделительную кислородную резку, термическую обработку без изменения и с изменением структуры, очистку поверхности от окалины, краски, ржавчины и других загрязнений. Кислород при нор.мальных температурах и давлении является газом, не имеющим запаха и цвета. При температуре 20°С и давлении 1013 ГПа плот ность кислорода 1,43 кг/м. Кислород получают из атмосферного воздуха путем охлаждения его до температуры сжижения и разделения в жидком состоянии на составные части - кислород и азот - или путем электролиза воды. Технический кислород по ГОСТ 5583-78 выпускают трех сортов: первого (чистота по объему не ниже 99,9 %); второго (чистота 99,5 %) и третьего (чистота 99,2 %). Влага в газообразном кислороде не должна превышать 0,07 г/м. Из 1 л жидкого кислорода при испарении в нормальных условиях получают 860 л газообразного кислорода. Кислород в газообразном состоянии хранят и транспортируют в стальных баллонах под давлением (ГОСТ 949-73). Ацетилен при нормальных условиях представляет собой бесцветный газ с характерны.м запахом, обусловленным содержащимися в нем примесями. Физико-химические свойства горючих газов представлены в табл. 3.13. Ацетилен для газовой сварки и резки получают из карбида кальция при действии на него водой. Из одного кг карбида кальция получают от 230 до 280 л ацетилена в зависимости от размера кусков (грануляции) карбида. Ацетилен выпускают в соответствии с ГОСТ 5457-75, растворенный и газообразный. Для хранения и транспортировки ацетилен растворяют в ацетоне и распределяют равномерно в пористом наполнителе под давлением. Пористая масса находится в баллоне и обеспечивает локализацию взрывчатого распада ацетилена. Максимальное давление в баллоне не должно превышать 1,34 МПа при температуре -5°С и давлении 1030 ГПа и 3 МПа при 40С в том же атмосферном давлении. Остаточное давление в баллоне при тех же условиях не должно быть меньше соответственно 0,05 и 0,3 МПа. Состав сжиженных газов имеет следующие компоненты: пропан технический, бутан технический, пропан-бутан технический. Пропан имеет широкое при.менение на трассе для подогрева труб перед сваркой, резки и газопламенной обработки металла. Пропан транспортируют в баллонах под давлением 1,6 МПа или в передвижных емкостях с испарителем. Жидкие горючие продукты (бензин и керосин) являются продуктами переработки нефти. При газопламенной резке их используют в виде паров под давлением 0,3 МПа. 0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||