Главная Переработка нефти и газа Рис. 13.4. Графический метод определения измерения азимута скважин Ориентирование отклоняющих систем в требуемом направлении. Аналитическое определение угла установки отклонителя зенитного угла и азимутального направления бурения довольно громоздко, проще они могут быть определены графическим путем (рис. 1 3.4). От некоторой точки О откладывают отрезок ОА, равный в принятом масштабе численной величине зенитного угла в начале рейса долота е1. Из точки О, как из центра, проводят окружность с радиусом, равным в принятом масштабе численной величине угла е2. Из точки А под углом Aa (изменение азимута ствола за рейс), на которой необходимо изменить азимут скважины, проводят прямую линию до пересечения с окружностью в точках В и С. Тогда угол NOC будет характеризовать угол установки отклонителя aу1, обеспечивающий заданное изменение азимута скважины Aa при одновременном увеличении зенитного угла до е3, численно равного длине отрезка АС. Угол NOB будет характеризовать угол установки отклонителя, обеспечивающий такое же изменение азимута ствола Aa при одновременном снижении зенитного угла до е3, численно равный длине отрезка АВ. Для упрощения и ускорения этих расчетов можно пользоваться прибором ПО (рис. 1 3.5), который легко можно изготовить в любой механической мастерской. Прибор состоит из линейки (рис. 13.5, б) с размерными шкалами зенитного угла в конце рейса е3, изменения азимута и транспортира (рис. 13.5, а) со шкалами зенитного угла в начале рейса е1, угла установки отклонителя и угла е2, который может быть набран данной компоновкой за рейс. На транспортире по горизонтальной шкале отсчитывают зенитный угол в начале рейса е1. В отверстие, соответствующее данному значению зенитного угла, вставляют штифт линейки. На круговой шкале транспортира фиксируют угол е2, который может быть набран данной компоновкой за предстоящий рейс. Поворотом линейки устанавливают угол Аа, на который необходимо исправить азимут скважины. После этих операций на линейке отсчитывают зенитный угол ствола в конце рейса 93 на пересечении горизонтальной шкалах линейки и линии полуокружности, соответствующей углу 92, а угл1, образованные между горизонтальной шкалой транспортировки и радиусом, проведенным из нулевой точки в месте указанного пересечения, будут углами установки отклонителя ау. Пример 13.2. Зенитный угол в начале рейса составляет 11°. Отклонитель обеспечивает набор угла искривления с интенсивностью 2° на 1 0 м; проходка на Рис. 13.5. Прибор ПО для определения угла установки отклонителя и параметры искривления скважины 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 [ 142 ] 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 |
||