Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

При расчете потерь давления вначале рассчитываются потери давления на горизонтальном участке выходной линии по формуле (7.58). В качестве начального давления подставляется атмосферное давление рн = р0 = 105 Па. Найденное по формуле (7.58) конечное давление подставляется в формулу (7.59) для восходящего потока в качестве начального давления (рн). Если скважина имеет ступенчатую конструкцию, то расчет потерь давления ведется для каждой ступени.

Конечное давление на участке между колонковой трубой и стенками скважины принимается давление на забое (рз).

Потери давления в нагнетательном шланге и поверхностной нагнетательной линии определяются по формуле (7.58) и дают абсолютное суммарное давление на ресивере компрессора.

Приведенные расчетные зависимости принимают для случая бурения по необводненным условиям.

На основании аэродинамических расчетов выбирают компрессор с запасом по расходу и давлению воздуха на 15-20 % для борьбы с возможными осложнениями (табл. 7.34).

7.9. ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН С ПРОДУВКОЙ

Для бурения скважин с продувкой используется серийное буровое оборудование: станки и установки, породоразрушающий инструмент.

Т а б л и ц а 7.34

Краткая техническая характеристика передвижнгх компрессорнгх станций

Марка

Производительность, м3/мин

Рабочее давление, МПа

Тип двигателя

Мощность двигателя, кВт

ЗИФ ВКС 5

МАК-92С*

ЗИФ 55В

ЗИЛ 157М~

АКС-5,25

5,25

АО2-32-4

ВКС-6Д

Д-54~

ДК-9

КДМ-46*~

ПВ-10

ЯМЗ-23,6~*

ПД-12-25

ЯМЗ-23,6~*

* Электродвигатель.

* Бензиновый двигатель.

* Дизель.




Рис. 7.4. Схема обвязки оборудования при разведочном колонковом бурении

Припципиальпое отличие заключается в устройстве выходпой ли-пии па поверхпость и герметизации устья скважипы. Схема обвязки оборудовапия при колопковом разведочпом бурепии с продувкой воздухом приведепа па рис. 7.4.

Осповпое оборудовапие включает буровой стапок 14, компрессор 1 с коллектором 2 и буровой пасос 15 с зумпфом 16. Насос можпо использовать в случае осложпепий или при встрече сильпо обводпеппых пород. В систему обвязки оборудовапия включают влагоотделитель 4 для сбора копдепсата, холодильпик 5 для поддержапия постояппой температуры воздуха, герме-тизатор устья скважипы 11, шламоотвод-пую липию 12 с циклопом 13 для очистки воздуха. В систему обвязки входят соедипительпые шлапги 3, вептили 7 и отводящая липия 6. В качестве коптрольпо-измерительпой аппаратуры используют мапометр 9 для коптроля за давлепием воздуха, расходомер 8, термометр 10. Температура сжатого воздуха пе должпа превышать 90 "С, так как это может вызвать разрушепие резиповых шлапгов. Выкидпая липия 12 обычпо устапавливается в сторопу господствующих ветров па рас-стояпии пе мепее 1 0 м.

Для умепьшепия попадапия пыли па буровую ипогда па копце вы-кидпой липии устапавливают вытяжпой вептилятор. Трубопроводы поверхпостпой обвязки пе должпы иметь резких сужепий и поворотов.

При бурепии следует использовать бурильпые трубы муфтозамко-вого соедипепия с широкими проходпыми капалами и копическими



резьбами. Такие соединения обеспечивают минимальные потери давления и утечки воздуха.

Породоразрушающий инструмент должен обеспечить свободный проход воздуха на забой. Поэтому предпочтительно использовать твердосплавные коронки с повышенным выходом резцов и с увеличенной площадью промывочных каналов.

Переход с промывки на продувку не вызывает существенных изменений параметров режима бурения. Особое внимание уделяется расходу воздуха и его давлению в нагнетательной линии. Скорость бурения с продувкой в несколько раз выше, чем при бурении с промывкой. Поэтому на забое образуется много бурового шлама и его своевременно нужно удалять с забоя. Скорость бурения зависит от того, насколько своевременно и эффективно осуществляется очистка скважины.

Основная причина осложнений при бурении с продувкой - поступление воды в скважину.

При водопритоках до 1 0 % образующегося в единицу времени шлама последний начинает слипаться, что может привести в зашламо-ванию скважины. Основная мера борьбы с этим осложнением - увеличение расхода воздуха, что способствует полному выносу шлама. При водопритоках от 10 до 35 % шлама происходит налипание шлама на стенки скважины и бурильные трубы, образование сальников, затяжки и обрывы инструмента при подъеме. При водопритоках свыше 35 % шлама сальники не образуются. Сальники в этом случае можно размыть водой. Эффективное средство борьбы с сальникообразованием -добавление в поток воздуха пенообразователей в виде 0,5-1,5%-ных водных растворов в количестве 1 0-50 л на рейс. В качестве пенообразователей рационально использовать ОП-1 0, ОП-7.

При бурении по многолетнемерзлым породам важным фактором становится температура сжатого воздуха. Принудительное охлаждение воздуха от 5 до -10 °С полностью устраняет осложнения, связанные с растеплением стенок скважины и с их обвалами в процессе бурения.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 [ 74 ] 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152



Яндекс.Метрика