Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121

а. 3) Фонтанная елка. Фонтанная елка - узел задвижек, фиттингов и других вспомогательных приспособлений для регулирования дебита скважины. Нижний фланец или крышка фонтанной елки находится в прямом контакте с колонной подъемных труб. Крышки и фланцы используются различных типов, но все имеют одну общую характерную черту - они соединяются и уплотняются с трубной головкой с помощью металлических уплотняющих колец. Крышки и фланцы различаются при соединении с центральной задвижкой, с помощью наружной или внутренней резьб или фланцевого соединения. Крышка фирмы Нэшэнл типа В-4Т, показанная на рис. 2.3-18, присоединена к центральной задвижке наружной резьбой. При установке центральных задвижек с наружной нижней резьбой необходимо применять со-



Рис. 2.3-21. Фланец трубной головки и подвески для раздельного заканчивания скважины в трех продуктивных пластах:

/ - отверстия; 2 - винты; 3 - эластичный уплотнительный диск; 4 - обратный кла1ган (показан один, хотя их три).

Рис. 2.3-22. Устье скважины для раздельного заканчивания скважины в двух продуктивных пластах.

Задвижки; / - центральная; 2 - на выкидной линии; 3-буферная; 4, 5 и 6 - задвижки для другой подъемной колонны соответственно

ответствующий переводник. Задвижки фонтанной арматуры изготавливают из высокопрочных сплавов стали. Широко применяют два типа задвижек - шиберные и пробковые. Оба типа задвижек имеют или фланцевые, или резьбовые соединения. Шиберные задвижки используют более широко, они бывают клиновые и неклиновые. Рассмотрим шиберные задвижки. Центральная задвижка 3/], показанная на рис.




2.3-14, должна быть полнопроходной и иметь просвет, равный или больший внутреннего диаметра насосно-компрессорных труб. В скважине с высоким пластовым давлением часто используют две центральные задвижки, устанавливаемые одна над другой. Задвижка 3/2 на боковом отводе может быть с номинальным диаметром несколько меньшим, чем у центральной задвижки. При эксплуатации скважины в таком случае не создается значительный перепад давления в выкидной линии. Задвижки с резьбовыми соединениями используются в скважинах с рабочими давлениями до 34,5 МПа, в то время как применение задвижек с фланцевым соединением не ограничивается давлением в скважине (максимальное давление по стандарту АНИ равно 103,5 МПа). Основное требование, предъявляемое к задвижкам фонтанной елки, - необходимость надежного перекрытия потока жидкости, содержащей газ. В последнее время стали широко применять фонтанные елки моноблочного типа, которые легко монтируются на скважине. Конструкции таких елок различаются, например, в зависимости от числа подъемных колонн, используемых при заканчивании скважины, или от величины рабочего давления. На рис. 2.3-22 показан блок задвижек фирмы Камерон типа В. Соединения с выкидными линиями, манометрами и лубрикаторными фланцами осуществляются на шпильках.

Выносимый из скважины с потоком нефти песок может вызвать эрозию металла, особенно на изгибах и отводах. В таких скважинах применяют фонтанные елки 1-АФТ, изготавливаемые в Советском Союзе (рис. 2.3-23). В том случае, когда происходит эрозия металла, выкидные задвижки 3 открываются, а центральная задвижка 2 закрывается. Поток нефти продолжает поступать в направление 4. В это время разрушенные элементы фонтанной елки, расположенные выше задвижки 2, заменяются. После замены элементов поток нефти направляется в выкидную линию /. Фонтанный штуцер 5, устанавливаемый на выкидной линии, изготавливается из износостойкого керамического материала.

а. 4) Вспомогательное оборудование фонтанной елки. Обратный клапан (запорный) устанавливается в трубной подвеске или в крышке для перекрытия отверстия подъемных труб при снятии превентора и монтаже фонтанной елки (рис. 2.3-24). После того как фонтанная елка будет соединена с верхним концом подъемных труб, а трубы посажены в трубную головку, обратный клапан можно поднять даже под давлением с помощью специального приспособления через открытую центральную задвижку. При установленном обратном

Рис. 2.3-23. Фонтанная арматура типа 1-АФТ



клапане через трубы может циркулировать жидкость, если такая необходимость возникнет.

Фонтанные штуцеры. На рис. 2.3-14 показан патрубок (вкладыш) с установленным в нем фонтанным штуцером. При необходимости замены фонтанного штуцера требуется остановить скважину или направить поток продукций по другому выкиду со штуцером (см. рис. 2.3-23). В современном оборудовании устья предусмотрены фонтанные штуцеры, которые можно заменять без остановки скважины. Применяется несколько таких конструкций. На рис. 2.3-25, а показан штуцер фирмы Виллис типа Т, предназначенный для работы при давлениях до 69,0 МПа в тех случаях, когда открыта задвижка на выкидной линии. Фланец / соединяется с центральной задвижкой. По рис. 2.3-25, б можно проследить путь прохождения жидкости через штуцер. Если удалить предохранительную пробку 2 и ослабить винт 3, то поворотом цилиндра 5 относительно оси 4 можно установить на одном уровне с каналом 6 любой из штуцеров, имеющихся в цилиндре 5. В цилиндре мож:но установить до пяти различных штуцеров и одну заглушку. Установка любого штуцера осуш,ествляется без остановки скважины.



Рис. 2.3-24. Крышка фирмы Нэшэнл типа В-8М (а) \ обратный клапан (б)

Устьевые отсекатели потока устанавливают на фонтанной елке или в выкидной линии. На фонтанной елке отсекатель монтируется обычно между штуцером и задвижкой на выкидной линии. Он предназначен для перекрытия линии, когда давление на устье скважины возрастает выше или уменьшается ниже заданных значений. При повышении давления может разрушиться выкидная линия или другое оборудование, установленное на поверхности. Повышение давления в скважине вызывается разными причинами, например, образовавшейся гидратной пробкой или закрытием задвижки на выкидной линии.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121



Яндекс.Метрика