Главная Переработка нефти и газа в результате проведенных работ по съемочному плановому и высотному обоснованию должны быть представлены: - схемы съемочного обоснования; - абрисы привязок пунктов, закрепленных центрами; - журналы геодезического или технического нивелирования; - ведомости обработки измерения базисов; - ведомости уравнивания и вычисления координат и высот; - каталог координат и высот пунктов съемочного обоснования. Трассировка. До массового освоения математических методов выбора оптимальных трасс с помощью ЭВМ трассирование линии трубопровода целесообразно проводить в несколько этапов. Камеральное трассирование в подготовительный (предполевой) период по имеющимся плановым материалам выполняется для предварительной оценки на стадии ТЭО и согласований в виде схемы трассы трубопроводов; трассирование по картам крупных масштабов, материалам аэрофотосъемки и планам землепользователей производится, как правило, на стадии изысканий для технического проекта; инструментальное трассирование выполняется при изысканиях под рабочие чертежи по материалам предварительного ка.мерального трассирования (при качественном и полном использовании материалов аэрофотосъемки инструментальное трассирование по сути может быть выносом трассы в натуру для установки знаков закрепления и сдачи ее заказчику). Подготовительный процесс для камерального трассирования по имеющимся плановым материалам, крупномасштабным картам и планам землепользователей складывается из подбора однородного планового материала на всю трассу трубопровода *, размещения этого материала на одной плоскости (стол, подрамник) с возможно точным сопряжением по границам отдельных листов с помощью чертеяшых грузиков или кнопок, отыскания на плановом материале начальной и конечной точек (пунктов) трассы трубопровода, закрепления этих точек булавками или иголками и натяЯгения между ними обычной нити. Иа этом подготовительная часть заканчивается и начинается собственно трассирование. Качественное выполнение камерального трассирования требует соблюдения определенных правил. Сначала определяют промежуточные узловые точки трассы трубопровода. Такими точками могут быть пункты расположения НПС или КС, переходы через крупные водные преграды, обходы путевых развязок железных и автомобильных дорог, обходы крупных населенных пунктов, обходы определенных территорий по условиям согласований и др.** Промежуточные узловые точки также закрепляют булавками, иголками или отмечают на плане мягким карандашом. Затем первую промежуточную узловую точку рассматривают как конечную точку первого участка трассы и иа этом участке проводят трассирование мягким карандашом или также с помощью булавок (иголок) и другой нитки (желательно другого цвета, нежели воздупшая прямая). После окончания укладки трассы на первом участк» переходят ко второму, третьему и т. д. до конечной точки (рис. 4.2). Углы поворота трассы, значительно отклоняющие ее от воздушной прямой, заносят в ведомость (табл. 4.7). Если природные условия сложные (сильная изрезан-иость рельефа, наличие оврагов, интенсивно размываемых рек, большая заселенность территории, сильная заболоченность, густая сеть автомобильных и железных дорог со сложными развязками и т. д.), то промежуточны е узловые точки могут иметь несколько вариантов. Тогда предварительное трассирование ведется по всем конкурентоспособным вариантам. Каждый из вариантов закрепляется на плановом материале (обычно мягким карандашом), после чего в специальные ведомости (табл. 4.8) заносятся * При очень длинных трассах магистральных трубопроводов необходимо начинать трассирование по планам мелкого масштаба, переходя на более крупный (1 : 1 ООО ООО, 1 : 100 ООО, 1 : 25 ООО и т. д.). ** Все узловые точки целесообразно выбирать как можно ближе к воздушной прямой: к прямо натянутой нити между начальной и конечной точками трубопровода. ТАБЛИЦА 4.7 Форма ведомости основных углов поворота трассы трубопровода
Форма сводной ведомости оспови,.,х ,„,ка....п.ой трассы трубопровода основные показатели трассы, снятые с указанного планового материала. Варианты трассы копируются или составляется пх схема. По данным ведо-MocToii производится сравнешш вариантов и для дально11шо11 работы оставляется, как правило, одпн вариант с несколькими нодварпантамп на отдель-пьгх сложных участках. Па стадии технического проекта ппструмонтальное трассирование выполняется .чишь частично (в преде.чах переходов через крупные водные прегради, автомобильные дороги I-ГП категорий и магистральные железные дороги нормальной колеи). На стадии рабочих чертежей инструментальное трассирование выполняется сплошное, с закреплением трассы стандартными закрепительными знаками: flepeBunnbiNni столбами, металлическими труба.мн пли угольнпкаш *. Закрепительные знаки устанавливаются на всех углах поворота, выносках, переходах через водные преграды, автомобильные и железные дороги, овраги,балки и другие препятствия, а также на пря.мых участках трнссы в виде створных знаков. Расстояние между закрепительными знаками до.гжно быть не более 400 м и обеспечивать прямую видимость. Закрепительные знаки маркируются масляной краской; на них указыпаются сокращенное название оргапизацип, ус>топноо название трассы, порядковый номер знака, значонис и направление угла. Кроме закронитольных знаков ирн трассировании трубопровода на переходах через водные преграды п раступ(ие овраги с mnpunoii в межень по зеркалу воды илп между бровками оврага более 30 м устанавливаются нестандартные грунтовые реперы, по одному на каждом из берегов однониточных переходов п по два на каждом пз берегов многониточпых переходов. Для установки реггеров выбираются безопасные от повреждения места в стороне от трассы (100-150 м), противоположно!! порспект11вно\!у развитию трубопровода. По уложопноп па местностп и за1феплепной трассе трубонровса прокла-д!>)вается магистральный теодолитны!! ход с iipuBHSKoii к пунктам государственно!! геодсзическо!! сети. Из.морения горизонтальных углов В!,тполняются опт1!ческииги теодол!1тамн (!!пна деления 30") двумя приемами с !1Сростановко!1 лимба между приемами примерно на 90°. Расстояния между закрепительными зпака.мп и дополнительными точками тоодолитных ходов измеряются стальными комнар!!рованнымп 20-метров!)!М11 лентамп в прямом л обратном паяра-влеппях. Разпии,а между двопнымп измерениями не должна нрепышать 3 см на 100 м линин, а относ!1тельная л!1нейная невязка не должна превин!ать 1 : 2000. Угловая невязка Аа5£±1"/п, (4.5) где п - количество измеренных углов в ходе, * В залссоппой местности допускается в качестве закрепительных знаков использовать dhi! от срубленных деревьев. Показатель Кол- „о „о иориаптям Длина трассы, км Длина воздушной прямой, км Абсолютное удлинение, км Относительное удлинение, % Переходы через водные преграды, переходов/км: многониточные через крупные преграды (ширина в межень более 75 и) одпониточные через средние преграды (ширина в межень от 20 до 75 м) однопиточпые через малые реки и ручьи одпониточные через балки и овраги Протяженность пересекаемых болот, км/количе-ство Протяжешость обводненных участков, км Переходы через железные дороги: нормальной колеи узкой колеи Переходы через автомобильные дороги: I-HI категорий IV-V натегорпй профилированные некатегорийпые Протяженность пересекаемых косогорных участков, км/количество Протяженность залесенных участков, км Протяженность трассы, км, по пересекаемым: пахотным землям участкам с закрытым дренажем участкам с открытым дренажем участкам поливных земель Протязкенность трассы в неблагоприятных для строительства условиях (скальные грунты, такыры, вечная мерзлота, карст и др.), км Строения в охранной зоне трубопровода: жилые пролшш ленные подсобные Протяженность трассы вдоль существующих автомобильных, железных дорог и водных путей сообщения (до 3 км), км Суммарные капитальные вложения, тыс. руб. Эксплуатационные расходы, тыс. руб./год Приведенные затраты, тыс. руб./год Прп угловых измерениях на одной точке нескольких направлений (более двух) нроизвол1гтся замыкание горизонта. Па узловых точках и пунктах триангуляции измеряются правые п левые примычные углы. По результатам этих изморен!!Й определяются азимутальные направления теодолитного хода. В случаях, когда па бoльmo,г нротяженип трассы (порядка 20 км) отсутствуют близ расположенные пункты триангуляции (находятся далее 3-5 км), определяется астрономический азимут тремя приемами с погрешностью + 1°. 7 Заказ \•t 97 ITpiTMe-чания Допускаются следующие значения погрешности измерения горизонтальных углов теодолитами с ценой деления 30": а) колебание двойной коллимационной опшбки - ±1; б) колебание направления из отдельных приемов - ±45; в) ошибка замыкания горизонта - ±30". Результаты инструментального трассирования заносятся в угломерные журналы с ведением общей схелш теодолитного хода и постраничных абрисов. Содержание и объем топогеодезических инженерных изысканий при применении математических методов оптимизации трасс с по.мощью ЭВМ существенно отличаются от обычного, изложенного выше, способа выбора вариантов трассы. Принципиальные положения этой новой методики изложены в гл. 3. Пикетаж. Пикетажные работы выполняют на стадиирабочих чертежей по окончательно закрепленной на местности трассе трубопровода или другого линейного сооружения. Разбивка пикетажа и правильное ведение пикетажного журнала имеют важное значение для дальнейшей обработки материалов изысканий. Пикетажный журнал паиболее полно характеризует условия прохождения трассы трубопровода, включая в себя большой объем инженерной информации как по оси трассы, так и в заданной полосе (характеристика местности в увязке с плановым положением трассы трубопровода; точки пересечения естественных и искусственных препятствий, включая наземные, надземные и подземные коммуникации; их характеристики; расположение всех створных знаков и углов поворота с их номерами и значениями; наименования и границы землепользователей; расстояния от оси трассы до разного рода зданий, строений и сооружений, попадающих в охранную зону трубопровода; характеристика растительности и т. д.). В состав пикетажных работ входят: одиночное измерение линии стальной лентой с последовательным закреплением на местности кольями и сторожками как самих пикетов (через 100 м), так и всех характерных точек плана и профиля по оси трассы (плюсовые точки); краткое описание и измерение расстояний от оси трассы до зданий и сооружений в охранной зоне трубопровода; составление эскизов пересекаемых препятствий (реки, ручьи, каналы, железные и автомобильные дороги, ЛЭП, ЛЭС, другие газопроводы, нефтепроводы, во550воды, канализация, силовые кабели, кабели связи и т. д.), а такЖ-зарисовка ситуации в полосе трассы. Разграфка каждой страницы журнала выполняется в виде сетки для удобства масштабного изображения как самой оси трассы, так и ситуации в полосе разной ширины. Ширина освещаемой полосы трассы определяется наибольшим значением охранной зоны трубопровода, т. е. зависит от его диаметра, давления и способа прокладки. Так, для газопровода диа.негром 500 мм прн под.земной прокладке ситуация должна быть зарисована в полосе шириной не менее 300 м (по 150 м в каждую сторону), а для газопровода диаметром 1200 мм при надземной прокладке ширина освещаемой полосы увеличивается уже до 1200 м, т. е. по 600 м в каждую сторону от оси трассы. Для трасс коммуникаций в пределах колшлекса площадок КС и НПС ширина полосы ситуационной съемки значительно уже и равна 50-100 м. Пример заполнения пикетажного журнала приведен на рис. 4.3. Нивелирование. Для проектирования магистральных трубопроводов, комплекса площадок НПС и КС и коммуникаций между ними выполняют техническое нивелирование, опирающееся на пункты государственной геодезической сети нивелировки IV, III и более высокого класса (твердые точки). Как правило, используют разомкнутые ходы (проложенные между двумя твердый точками). В исключительных случаях допускается прокладка висячих ходов, имеющих лишь одну твердую точку (рункт государственной геодезической сети). В этом случае измерения ведут дважды: в прямом и обратном направлениях. Техническое нивелирование можно выполнять методами геометрического нивелирования с помош:ъю нивелира и геодезического нивелирования с помощью теодолита. Для геометрического нивелирования используют нивелиры с ценой деления уровня до 25" и двусторонние трехметровые рейки. Плечи нивелирования не должны превышать 150 м. Отсчеты берутся по одной срел- 10. 4.t. Прииер ваполневия пикетажного журнала при линейных аысканиях. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||