Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84

трубы, при способе щитовой проходки - желсзобетоппые тоннели. Толщина степки стальных труб кожухов определяется в зависимости от усилий, воспринимаемых кожухом при прокладке, статической нагрузки (веса грунта) и динамической нагрузки от подвижного состава и автотранспорта.

В табл. 5.26 приведены рекомендуемые данные по проходке траншеи, а в табл. 5.27 - толщины стенок труб защитных кожухов. На участках подземных переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги ковды защитных кожухов должны иметь уплотнение (сальники) обеспечивающее герметичность межтрубного пространства. Как правило, такие сальники выполняются из пеньковой набивки, пропитанной битумом, и обертки из четырех-пяти слоев бризола. На одном из концов защитного кожуха пли тоннеля следует проектировать вытяжную свечу, выходной патрубок которой должен быть на расстоянии (по нормали) не менее 40 от оси крайнего пути железных дорог общего пользования, 25 от оси крайних путей промышленных подъездных железных дорог р 25 м от подошвы земляного полотна автомобильных дорог.

ТАБЛИЦА 5.27

Толщина стенки трубы кожуха, мм, в завпспмости

от способа укладки

Наружный диа-мет1) защитного кожуха, лм

Способ укладкп

бестраншейный

открытый

в глинистых грунтах

п песчаных грунтах

10 (6)

И (6)

1020

12 (4,4)

1220

14 (3,9)

1420

16 (3,5)

1720

18 (3,5)

Примечание. В скобках приведена глубина заложения кожуха, и.

При располошеппп основания вытяжной свечи ниже отметок головки рельса железных дорог и бровки насыпи автомобильных дорог расстояния, указанные выше, увеличиваются на 5 м на каждый метр превышения отметки головки рельса или бровки насыпи над основанием свечи. Высота свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м.

На участках подземных переходов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов через железные и автомобильные дороги I и II категорий один пз концов кожуха должен быть заглушён либо иметь водонепроницаемое уплотнение, а второй - иметь выход в сборный колодец. Укладку кожуха следует проектировать с уклоном не менее 0,002 в сторону сборного колодца. Последний должен располагаться в пониженной части перехода на расстоянии не менее 25 от ближайшей головки рельса при пересечении железных дорог общего пользоваввя, 15 - промышленных железных дорог и не менее 10 м от бровки ближайшей обочины дороги при пересечении автомобильных

дорог I и II категорий. На пересечении автодорог III и IV категорий оба конца кожуха в межтрубном пространстве следует заглушать или уплотнять мягкой водонепроницаемой набивкой, а строительство сборного колодца не предусматривать Для устройства вытяжных свеч принимаются стальные трубы 057 X 4 для КОЖУХОВ0 325-426, 108 X 4 - для кожухов 530 и 630, 159 X 5 - для кожухов 720-920 и 219 X 7 мм - для кожухов 1020 мм и более.

]"лубппа заложения участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами, во всех случаях должна быть не мепео 1,5 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного кожуха, а в выемках и на нулевых отметках - не менее 0,5 м от дна кюветов, лотков, дренажа, водоотводных или нагорных канав. Глубина заложения j-частков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий в насыпях, во всех случаях должна быть не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного кожуха, а в выемках и на нулевых от.матках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кюветов дренажа или водоотводных канав. При прокладке трубопроводов без защитных кожухов вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.

При подземной прокладке трубопроводов, транспортирующих продукт с высокими температурами в зимний период, через железные дороги, насыни которых сложены пучинистыми грунтами, следует предусматривать мероприятия по предупреждению возникновения пучин,

§ 5.15. Криволинейные участки трубопроводов

Трассировка трубопроводов при проектировании выполняется прямолинейно и криволинейно. Криволинейпая прокладка - повороты трубопроводов (пз.менеппе направления их оси) - осуществляется по дуге окружности и подразделяется на три типа:

а) повороты в горизонтальной плоскости;

б) повороты в вертикальной плоскости на «вогнутом» рельефе местности, когда трубопровод после поворота отклонен вверх по отношению к участку до новорота;

в) повороты в вертикальной плоскости па «выпуклом» рельефе лгестпости, когда трубопровод после поворота отклонен впиз по отношению к участку до поворота.

Повороты трубопроводов следует проектировать по кривым изгиба труб в пределах упругой деформации с помощью кривых из гнутых отводов или кривых, сваренных из отдельных сегментов. По кривым упругого изгиба рекомендуется выполнять повороты трубопровода в горизонтальной и вертикальной плоскостях в зависимости от диаметра трубопровода и угла новорота в соответствии с табл. 5.28. При больших углах повороты следует проектировать с помощью кривых из гнутых отводов унифицированных радиусов с унифицированными значениями углов поворотов, кратными 3°00. При проектировании трубопроводов в горной местности, по лесным просекам, границам полей севооборота, параллельпо существующим и проектируемым железным и автомобильным дорога.м, трубопроводам, каналам и т. д., а также на переходах через реки со скальным дном и берегами, овраги и при диаметрах труб 1220-1420 мм допускается применение углов с шагом 1° 30 и в особых случаях с индивидуальными углами, кратнтдми 0° 30. В порядке исключения для трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм допускается применение сварных кривых из сегментов с шагом, кратным 3°, в особых случаях - 1°30.

Радиусы поворотов трубопроводов при упругом изгибе, а также радиусы поворотов из гнутых п сварных кривых следует определять расчетом на прочность и устойчивость. Допускается совмещение кривых упругого изгиба, а также кривых из предварительно изогнутых или сварных колен в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом радиус кривизны трубопровода должен быть не меньше наибольнюго радиуса, определенного расчетом.



ТАБЛИЦА 5.28

Рекомендуемые углы поворота в зависимости от диаметра трубопровода

Наружный диаметр трубопровода мм

Угол поворота

Горизонтальная плоскость

Вертикальная плоскость

1420-1220

1020-720

530-426

377-219

Упругий изгиб трубопровода осуществляется при его укладке в проектное положение кранами-трубоукладчиками или другими подъемными механизмами. Гнутые отводы изготовляют на специальных трубогибочных станках по радиусам, обеспечивающим возможность пропуска очистных и разделительных устройств при строительстве и эксплуатации трубопроводов, а также механизированную очистку и изоляцию трубопроводов при их строительстве. Изготовление сварных кривых из сегментов должно производиться в ста

ТАБЛИЦА 5.29

Параметры прн гнутье труб

Характеристика

Диаметр труб D„, мм

219-377

53 0

1020

1220

1420

Тапщипа стенки пзгибаемых

труб, мм Угол изгпба трубы за 0Д1Ш гиб

Длина участка трубы, изгибаемая за один гиб, мм Ънифициро-вшшый радиус изгиба н, мм Минимальные . ря№е участки изогнутого отвода, мм: с переднего конца ll с заднего конца г.

5-10 3° 00 850

15 000

5-11 1°00 600

20 000

1000

7-10 1°30 700

25 ООО

7,5-15

8,5-11 1°00

35 ООО

1900

2600

3600

11-14

40 000

12-20 0° 50-Г 00 1000

60 000-70 ООО

2400

3500 6000

Примечание. Прн изготовлении отводов с приваркой на время гнутья второй трубы минимальный размер с заднего конца I, должен быть не менее 0,5 диаметра трубы, но не менее 200 мм.

ционарных (заводских или базовых) условиях. В табл. 5.29 приведены рекомендуемые параметры при гнутье труб унифицированными радиусами ва станках УГТ. Гнутые отводы должны изготовляться в соответствии с нормалями Мингазпрома НВ 10-65 ЕВ 11-65; составные колена из гпутых отводов - по нормали НВ 12-65; сварные и штампо-сварвые отводы - по нормалям НГ 2000-71 -т- НГ 2005-71.

Минимальная глубина заложения трубопроводов на криволинейных подземны.х участках принимается в соответствии с § 5.7. На криволинейных участках «выпуклостью вверх» глубина залоя;ения определяется расчетами из условия устойчивости положения трубопровода в зависимости от его диаметра, рабочего давления, температурного перепада, радиуса поворота и удерживающей способности гр5шта. Ширина траншей по дпу па вертикаль-пых поворотах трубопроводов принимается такой же, как и на прямолипейных участках при подземной прокладке. Ширину Tpannien по дну на участках горизонтальных поворотов в зависимостп от способов укладки и диаметров трубопроводов следует принимать в соответствии с табл. 5.18. Ширина трапшей па кривых при укладке трубопроводов из предварительпо заготовленных сегментов должна быть в два раза больше, чем па прямолипенпых участках.

§ 5.16. Изоляционные покрытия трубопроводов

Магистральные стальные трубопроводы прп любом»способе прокладки должны быть па всем протяжоппи надежно защищены от коррозии, вызываемой агрессивностью окружающе!! среды и блуждающими электрическими токами. Запщту подземных стальных трубопроводов от почвепной коррозии следует осуществлять пзоляциоппыми покрытия.мп и средствами электрохимической защиты; падзе»шых трубопроводов от атмосферной коррозии - пзоляциоппыми покрытиями.

Выбор вида, типа и конструкции изоляционных покрытий, а также материалов для них должеп осуш,ествляться с учетом районов строительства, способов прокладкп, температурных условий строительства п эксплуатации трубопроводов, их диаметров, участков, а также технико-экономической целесообразности выбпраемых средств. По видам изоляционные покрытия подземных трубопроводов подразделяются на битумно-резиновые и покрытия из полимерных изоляционных лент (табл. 5.30); покрытия надземных трубопроводов - на лакокрасочные, жировые (смазки) и другие, стойкие в атмосферных условиях. Изоляцпопные покрытия трубопроводов следует проектировать с учетом требовапий ГОСТ 9.015-74. По типам изоляциоппые покрытия подземных трубопроводов подразделяются на нормальные и усиленные.

Покрытия из полимерных изоляциоппых лент зарубежного производства («Поликеп», «Нитто», «Плайкофлекс», «Фурукава Рапко» и пр.) в один слой отвечают требованиям нормальной и усиленной изоляции и применяются на всех участках трубопроводов, за исключепие.м переходов через водпые преграды, где применяется двухслойное покрытие. Конструкция покрытий из импортных лепт в один и два слоя аналогична конструкции покрытий из отечественных лент, приведенной в табл. 5.30.

Битумные покрытия разрешается применять для изоляции трубопроводов диаметром не более 820 мм при температуре транспортируемого продукта не выше 40" С. Покрытия усиленного типа следует предусматривать независимо от удельного электросопротивления групта на трубопроводах диаметром 1020 мм и более, а также независимо от диаметра на всех трубопроводах:

- в районах Средней Азии, Казахстана и южнее 50-й параллели северной широты европейской части СССР;

- в засоленных почвах любого района страны (солончаках, такырах, сорах и др.);

- в болотистых, заболоченных иполивных почвах любого района страны;

- на подводпых переходах и в поймах рек;



ТАБЛИЦА 5.30

Битумио-резиновые н полимерные изоляционные покрытия

Конструкция

Толщина, мдг, пе менее

(без лащитной обертки)

Нормальное битумное

Усиленное битумное

Нормальное из полимерных лент

Усиленное из полимерных лент

Битумная грунтовка, слой битумно-резино-вой мастики (4 jMm), стеклохолст (1 слой), защитная обертка

Биту1шая грунтовка, слон битумно-резиновой мастики (6 мм), стеклохолст (1 слой), защитная оберпса

Грунтовка, полимерная изоляционная лента (1 слой), защитная обертка

Грунтовка, полимерная изоляционная лента (2 слоя) защитная обертка

0,35 0,65

- на переходах через железные и автомобильные дороги и на участках, примыкающих к цим в пределах расстояний, указанных в табл. 4. СНиП 11-45-75;

- па участках, примыкающих к территориям КС, ИПС и ГРС в пределах расстояний, указанных в табл. 4. СНиП 11-45-75;

- на участках по 20 м в обе стороны от различных пересекаемых ком мунинаций;

- на участках промышленных и бытовых стоков, свалок мусора и шлака;

- в зоне действия блуждающих токов;

- на горячих участках (нри температуре транспортируемогн продукта выше 40" С);

- на участках нефте- и нефтепродуктопроводов, прокладываемых в пределах водосборной площади на расстоянпи менее 1000 м вдоль рек, каналов, озер, водохранилищ и границ населенных пунктов и промышленных предприятий.

Во всех остальных случаях применяются изоляционные покрытия нормального тина. Если по трассе трубопровода с усиленным изоляционным покрытием встречаются участки протяженностью менее 1 ООО м, где возможно применение изоляции нормального типа, то на них также следует применять изоляцию уснлеппого типа, во всех районах Средней Азии и на участках с засоленными почвами - как правило, покрытия из полимерных лепт. При пазначонпн покрытия из полимерных лент отечественного производства в районах Средней Азии и Юга европейской части страны надо использовать полиэтиленовые пленки; в центральных и северных районах страны дополнительно применяются поливинил.хлоридпые пленки.

Для защиты изоляционных ирк-ршии, выиолионвых пз битума или полимерных лепт, от механических повреждений нри укладке и засыпке труСо-нроводов следует применять защитную обертку. В качестве защитных оберток Следует использовать полимерные пленки толщино!! пе менее 0,5 мм отече-ственного производства (полимерпо-дегте-бптумиые ПДБ и полимерно-ре-зино-дегте-битумпые ПРДБ) или бикарул, бризол марки БРП, стеклорубе-роид, а также импортные («Фурукава Рапко», «Бншоф», «Нитто», «Секпсуи» и др.) с прочностью иа разрыв не менее 2,5 кгс па 1 см ширины полотнища (обертки ОП). Прп прп.менепип более тонких ноли.мерпых оберток пх следует наносить в два и более слоев (с общей толщиной не менее 0,5 мм).

На подводных переходах, а также на переходах через автомобильные и железные дороги, прокладываемых в защитных кожухах, трубопроводы должны защищаться двухслойной полимерной оберткой и жесткой деревянной

футеровкой. В отдельных сл>аях, при соответствующем техпико-окопомн-ческом обосновании и по согласованию с заказчиком, допускается применять защитные обертки на картонной основе (гидроизол, толь-кожа, рубероид и др.) толщиной не менее 1,0 мм (обертки ОК). В зависимости от грунтовых условий прокладки трубопровода защитные обертки следует предусматривать в соответствии с табл. 5.31. На обводпонпых участках трассы замена оберток ОП на ОК не допускается. Помимо защитных оберток при укладке трубопроводов в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах необходимы устройство подушки из мягкого грунта и обсыпка трубопровода мягким грунтом либо мероприятия, приведенные в § 5.7.

ТАБЛИЦА 5.31

Виды оберток в зависимости от грунтовых условий прокла.дкц

трубопроводов

Покрытие

Грунтовые условии

битумвоо

из полимерных лент

Пески п супесп

Глины, суглинки, лёссовидные грунты Галечниковые, каменистые и щебенистые грунты, болота Скальные грунты

ОП, ОК ОП ОП

2 слоя ОП

ОП, ОК ОП, ОК ОП

2 слоя ОП

Защиту надземных трубопроводов и надземных переходов от атмосферной коррозии следует делать из алюминиевых или цинковых покрытий толщиной не менее 200 мкм, стойких в атмосферных условиях лакокрасочных и других покрытий со сроком службы не менее четырех лет, а в северных районах страны также из жировой смазки. Лакокрасочные покрытия следует проектировать из двух-трех слоев грунтовки и двух слоев эмали или лака либо пз двух слоев грунтовки-шпаклевки. Их можно применять при любых температурах окружающей Cjpeды и продукта в процессе эксплуатации трубопроводов. Толщина жировой смазки «ВНИИСТ» должна быть раввой 0,2- 0,5 мм. Ее можно эксплуатировать при температурах, не выше: «ВНИИСТ-2» -г 40, «В11ИИСТ-4» + 60° С.

В местах перехода трубопровода от подземной прокладки к надземной необходимо предусматривать нанесение на него в обе стороны по 6 м независимо от типа изоляционного покрытия дополнительной изоляции из двух слоев полиэтиленовой липкой ленты. Материалы для изоляции трубопроводов должны применяться по ГОСТ -и техническим условиям в соответствии со СНиП 11-45-75. Площадь поверхности полимерной липкой лепты (обер-

точного материала),

Sj,= nDLB/{B-n),

(5.127)

где L - длина изолируемого трубопровода, м; JS - пшрина липкой ленты (оберточного материала), м; Я - нахлест витков ленты (оберточного материала), см (2-2,5 см при однослойном, 50% -Ь 2 2,5 см нри двухслойном покрытии).

Расход полимерной липкой ленты (оберточного материала), кг,

G=l,05S„p = i.05nDLBp/{B-n), (5.128)

где р - масса 1 м« липкой ленты, кг; 1,05 - коэффициент для учета потерь ленты (обертки) нри смене рулонов, обрывах, торцовке и пр.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84



Яндекс.Метрика