Главная Переработка нефти и газа трубопровода, должны быть наикратчайшими и пригодными для транспортировки длинномерных грузов - одиночных труб и секдий труб, опор высоковольтных и пиний связи, а такисе оборудования и других грузов. Рациональные границы участков трассы магистрального трубопровода, которые будут обслуживаться выбранными пунктами поступления ipyson. определяются аналитическим или графическим методами. Методика опре-деленяя рациональных границ срйДяей дальности возки труб и строительных материало); приведена в работах 2, 12]. Исходными данными для обоих методов являются расстояния от пунктов поступления грузов до трассы и площадок трубопровода по принятой схеме дорог, а также расстояния между точками выхода этих дорог на трассу трубопровода по ее протяженности. Указанные расстояния можно рассчитать с помощью официальных справочников, на основе инженерных изысканий, а также по топографическим картам (не мельче 1 : 200 ООО) и ситуационному плану. При пользовании тоиографическими картами, сог,ласно данным работы [2], в расчет принимаются поправочные коэффициенты на извилистость дорог с учетом масштаба карт: Масштаб Коэффициент 1: 200 000 1,20 1: 100 000 1,175 1: 50 ООО 1,15 1: 25 000 1,10 1: 5 000 1,05 При отсутствии карт пеоГ)ХОди,мого<масщтаба расстояния перевозок прп-вимают на основании справок местных органов или актов, составленных представителями заказчика, строительной и проектной организаций. В схеме перевозок расстояние транспортировки от мест разгрузки или от AiecT получения грузов определяют как средпевзвешенпое, учитывающее потребность в материалах для сооружепий, находящихся на,территории строительства магистрального трубопровода на различных расстояниях от мест разгрузки или мест получения. При этом средневзвешенные расстояния для линейной части магистрального трубопровода п площадок КС и НПС вычисляют раздельно. При строительстве машстрального трубопровода участками, закрепленными за генеральными подрядными строительными организациями, средневзвешенную дальность возки труб, материалов и оборудования определяют для каждого участка раздельно; средневзвешенные расстояния - для кая;-дого материала или группы их. При достаточно разветвленной сети железных дорог в районе строительства изоляпиончые материалы обычно направляют на станции, расположенные в 100-150 км друг от друга, а трубы - на станции, находящиеся в 20- 50 км друг от друга. При .этом трубосварочные базы в большинстве случаев располагают в местах подъездов к трассе, недалеко от пунктов поступлетш труб и материалов. В этом случае средневзвешенную дальность возки определяют раздельно для транспортировки труб от пунктов разгрузки до трубосварочных баз и для транспортировки секций труб от трубосварочных баз на трассу. Транспортная схема строительства нефтепровода представлена на рис. 12.1. Для грузов определяют средневзвешенную дальность перевозки автотраиспортом от конечной нгелезводорожпоп станции (пристани) к трассе или к площадкам (рис. 12.1), еслп в ценниках дана стоимость франко-станция назначения, или средневзвешепное расстояние возки как по железной дороге (реке), так в дополнительно (отдельно) автотранспортом, если в ценниках указана стоимость фравко-стапция отправления. Примеры транспортных схем приведены также в эталонах на составление ПОС для разработки технических проектов на строительство магистральных газопроводов и нефтепроводов. Потребность в транспортных средствах может быть определена одним из двух способов: Перекачивающая Перекачивашш,ая ст. 1 ст. 2 км О км . Пункт J (пристань) Первначивалща» ст. А км 300 Перекачавающан ст. S Пункт[ (ж-S. станция) 2
...........v"v< viAKMa строительства магистрального нефтепровода. рочиая Саза; в - километр по трассе Щ)оектир?е1г? не4Йепровод1 Расчет среднев.звеп1е11цой дальности возки труб и секций
Дальность ВО.ЧКИ от пунктов р«:,гру.чкп к площадкам Кило>;етр трассы Пуньт разгрузки 1;1ССТ(;ЛНШ, км 8S 218 300 32 .Зака:? 156 23 4 I 122 40 - исходя из укруипсыиых нормативов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ; - на основании общего грузооборота в расчетный год и планов годовой выработки одного автомобиля списочного состава или другого транспортного средства в тонно-километрах. Второй способ наиболее предпочтителен. Типы транспортньгх средств выбирают в зависимости от состояния дорог и характера перевозимых грузов, а также с учетом имеющегося у строительных оргапизацин парка автомобилей и других транспортных средств. § 12.6. Строительный генеральный план в состав ИОС трубопровода включают следующие стройгопплапы: - лпнейпып, по линейной части магистрального трубопровода; - крупных переходов через водпые преграды; - по группам аналогичных площадок КС, ППС и т. д. Линейный стройгепплап в соответствии с [2] выполняют в масштабе 1 : 500 000-1 : 1 ООО ООО. Оп служит сводным графическим материалом, иллюстрирующим все основные положения проектов организации строительства, т. е. стадию технического (или техпо-рабочего) проекта. На линейном стройгенплане должны быть показаны: 1) схема трассы и основная ситуация (сеть железных дорог, подъездные автомобильные пути и дороги вдоль трассы, карьеры, реки, мосты, постоянные переправы, железнодорожные станции, пристани и т. д.); 2) основные комплексы проектируемых постоянных (нитки трубопровода, лупипги, отводы, переходы через крупные роки, КС, НПС, дома линейных ремонтеров, вертолетные площадки, липии связи, высоковольтные линии вдоль трассы и т. д.) и временных сооружении (сварочные, перевалочные и строительные базы, прирельсовые склады, временные переправы и т. д.); 3) участки трассы, закрепленные за генеральными подрядными строительными организациями; 4) график работы линейных колонн; 5) основные объемы работ но участкам, закрепленным за генеральными подрядными строительпы.ми организациями (протяженность трубопроводов, число переходов по их типам, объемы работ по расчистке трассы, сносу и переносу строений, устройству лежневых дорог и т. д.); 6) основные решения по ПОС (участки, обслуживаемые железнодорожными станциями и перевалочными базами с ностапциоппым количеством основных строительных грузов, места расположения сварочных баз и участки, обслуживаемые ими, и т. д.). На стройгенилапах указывают названия используемых для пужд строительства железнодорожных станций, пристаней и подъездных автомобильных дорог, а также соответствующие расстояния. Строительство линейной части магистральных трубопроводов осуществляется поточным методом. Состав, суточные те.миы потоков, оснащенность колонн и подразделений строительными ьшшинами и механизмами описаны в работе [И]. Стройгенплапы крупных переходов через водпые преграды обычно совмещают с генпланами переходов. На стройгенпланах переходов указывают расположение монтажной площадки, временных подъездных путей, временных причалов и отвалов грунта. Стройгепплапы площадок КС, НПС и т. п. выполняют в масштабе, соответствующем масштабу генеральных планов этих площадок. В основу разработки стройгепплапов площадок должны быть заложены: - минимальная стоимость и удобство перевозок па стройплоп1адке; - минимальная стоимость временных сооруженпй; - минимальные расстояния расположения производственных сооружений и механизированных установок от центров максимального потребления их продукции; - мероприятия по рациональному обслуживанию строительных рабочих обеспечивающие наименьшую потерю времени на переходы (переезды) на ст]Юйплощадке. При разработке стройгенланов должны быть учтены следующие требования: - времепные здания и сооружепия относительно строящихся объектов стран света и господствующих ветров должны располагаться таким образом чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условпя для естественного освещения и проветривания помещений, причем в целях сокращения протяженности впутрнностроечных коммуникаций, облегчения управления строительством и его удешевления опи должны размещаться по возможности компактно, па ограниченной территории; - производственные, складские помещевия и прочие объекты вспомогательного па,эпачепия должны находиться на таком расстоянии, чтобы исключить неблагоприятное воздействие (в санитарном отношении) одного объекта па другой; - площадки для складирования сгораемых материалов и складов для хр.жепия легковоспламеняющихся материалов и жидкостей долнаш быть расположены с иро™вопол;арпыми разрывами между ними в соответствии с депстнующпми нормами; - скл;1ды для храпения взрывчатых веществ (ВВ) долншы быть устроены в строгом соответствии с требованиями специальных инструкций. Разработка стройгепплапов должна вестись с учето.м требований техники безопасности и пожарной безопасности. Методика и примеры составления гтройгенплаиов приведены в работе [2], а также в эталонах па составление ПОС для разработки технических проектов на строительство магистральных газопроводов и нефтепроводов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Правила техники безопаспостп при строительстве магистральных «гтальпых трубопроводов. М., «Недра», 1972. 160 с. 2. Рекомендации по методике составления проектов организации стро-нтсльстиа и проектов производства работ. М., Стройиздат, 1968. 108 с. 3. Рекомендации но разработке вопросов техники безопасности и произ-водствеппой саншарип в проектах организации строительства н проектах производства работ. М., Стройиздат, 1971. 110 с. - 4. СН 440-72. Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооруженпй. М., Стройиздат, 1972. 592 с. 5. СН 452-73. Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов. М., Стройиздат, 1973. 6 с. 6. СН 47-74. Инструкция но разработке проектов организации строительства и проектов производства работ. М., Стройпздат, 1975. 44 с. 7. СН 202- 76. Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства. М., Стройиздат, 1970. 65 с. 8. СНиП 11-45-75. Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования. М., Стройиздат, 1975. 61 с. 9. СНиП III-А. 6-62*. Оргапизацпоппо-техпичоская подготовка к строительству. Основные положения. М., Стройпздат, 1968. 12 с. 10. CHuII III-Д.10-72. MaгиcтpaJrьпыe трубопроводы. Правила (гроизводства и приемки работ. М., Стройи.здат, 1973. 33 с. 11. Руководство по оптамальио!! технологии и оргапизацшг поточпо-механпзпроиапиого строптольства магистральных трубопроводов. Р 233-76. М., 1976. 141 о. 12. Телегин Л. Г., Карташев Г. И. Организация строительства линейной части магпстральпых трубоироводов. М., «Недра», 1971. 199 с. Глава 13 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА § 13.1. Общие сведения Магистральный трубопровод состоит пз липеппоп части, наземных зданиГ! и сооружений. В линейную часть входят трубопровод с ответвлениями и лу-пингами (включая опоры надземных трубопроводов), запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, коиденсато-сборниками (для газопроводов), компенсаторами, а также защитными (на случай разлива нефти и нефтепродукта) и противоэрозионными сооружениями; установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии; линии и сооружения технологической связи: сооружения линейной службы эксплуатации; постоянные дороги (вдоль трассы трубопровода) и подъезды к ним; линии электропередачи (для снабжения электроэнергией узлов устаповки запорной и другой арматуры); оборудование для алектроспабжепия, дистанционного управлении запорной арматурой и установок электрохимической защиты. К наземным здания.м и сооружениям относят КС, головные и промеж}--точные НПС, ГРС, резервуарные парки, станции подогрева нефти, сооружения аварийно-восстанонительпой, ремонтной службы и др. Безостановочная перекачка газа иХнефти зависит в первую очередь от правильной организации эксплуатации магистрального трубопровода, следующие основные принципы которой должны быть заложены в разрабатываемую проектно-сметную документацию па строительстно трубопровода. 1. Определение числа и мест расстановки КС и НПС в соответствии с гидравлическим расчетом. 2. Составление технологической схемы проектируемого трубопровода, па которой должно быть показано: - размещение отключающей арматуры на КС, НПС, многониточных переходах, на линейной части трубопровода, отводах к потребителям, на узлах пуска, приема и пропуска скребка или очистного поршня; - расположение домов линейных ремонтеров, сооружений аваряйно-восстановительяой и ремонтной служб, вертолетных площадок, станций катодной защиты; - размещение узлов замера расхода газа для коммерческих расчетов, защитных сооружений от аварийного разлива нефти и нефтепродукта, стел-пажей с аварийным запасом труб и др.; - располон?епие существ5Т0ших, действующих и строягдихся магистральных трубопроводои, транспортных коммупикаций при параллельном их следовании с проектируемым трубопроводом, а также мест установки технологических перемычек. 3. Определение структуры управления. Структура управления нефтепровода состоит из трех звеньев: 1) высшее - Министерство нефтяной промышленности СССР; 2) среднее - Главтранснефть; 3) основное (первичное) - управление магистральных нефтепроводов (УМН). Структура управления газопровода также состоит из трех звеньев: i) высшее - Министерство газовой промышленности СССР; 2) среднее - Всесоюзное промышленное объединение (например; Тюмен-газпром, Комигазпром, Укргазпром и т. д.); 3) основное (первичное) - производственное объединение по добыче и транспортировке газа или по транспортировке и поставкам газа (например-Куйбышевтрансгаз, Лентрансгаз, Западтрансгаз, Тюментрансгаз, Ухта-траясгаз, Киевтрансгаз и т. д.), которому подчхшевы: - производственно-диспетчерская служба с КИВИ; (iluVuvy производственные управления магистральных газопроводов - станции подземного храпения газа (СПХГ); - дирекция строящихся газопроводов ДСГ); - передвиишые механизированные колонны (ПМК); - специальный ремоптно-восстановительный поезд (по согласованию с МПС) и др. Основным нпзовым производственным зиеиом в системе трубопроводного транспорта газа является ЛПУМГ, задача которого - транспортирование газа с заданными параметрами по магистральным газопроводам и газопроводам-отводам в целях бесперебойной поставки его потребителя.м в соответствии с утворждеппым планом. ЛПУМГ во.зглавляет начальник, который подчиняется непосредственно директору производственного объединения по транспортвровке и поставкам газа. Структура ЛПУМГ: - руководство; - персонал при руководстве; - диспетчерская служба (ДС); - газокомпрессорная служба (ГКС), от одной до четырех; - линейно-эксплуатационная служба (ЛЭС), одна - две (вторая организуется с разрешения министерства); -- служба телемеханики и связи (СТС); - жилишпо-коммунальное хозяйство (ЖКХ); - ВОХР; - дошкольпые учреждения. Функции основных служб ЛПУМГ и их структура изложены в разработанном УрКТнЗ Мингазпрома СССР и ЦНИСГазнромо.м сборнике «Типовая структура и нормативы численности инженерно-технических работников и слунгащнх линейных производствеппых управлений магистральных газопроводов». 4. Разработка основных принципов оргапизапии ремонта оборудования и сооружений магистрального трубопровода. 5. Определение основных принципов организации аварийно-восстановительной службы. 6. Выявление необходимости в устройстве складов ГСМ и метанола на площадках наземных зданий и сооружепий и метанольниц па трассе газопровода. 7. Определение штата обслуживающего персонала. Все перечисленные принципы организации эксплуатации магистрального трубопровода необходимо учитывать при разработке ТЭО, технического проекта и рабочих чертежей. Степень их разработки и дета.1..ация технических решений на различных стадиях проектирования регламентируются заданием на проектирование и действующими эталонами па разработку проектно-сметпой документации. Эксплуатация магистрального трубопровода начинается с момента приема ею государственной комиссией с участием представителя проектной организации и в соответствии с требованиями СНиП И1-А.10-70* 6]. Закопченные строительством трубопроводы или пусковые комплексы их предъявляются застройщиками (заказчиками) государственной комиссии при условии, если оборудование КС и НПС обеспечивает предусмотреппую проектом производительность. Отдельные здания и сооружения но море их готовности могут быть приняты в эксплуатацию рабочими комиссиями застройщика (заказчика) до приемки государственпоп комиссией трубопровода в целом. Все объекты, предъявляемые к приемке, должны быть выполнены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 [ 80 ] 81 82 83 84 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||