Главная Переработка нефти и газа На балочных спстемах при числе пролетов более трех рекомендуется устанавливать антивибрационные устройства, если расстояние между опорами превышает динамически устойчивый пролет /д = 15,7 у/ EIDi/{v), (5.123) где q - полная расчетная равномерно распределенная нагрузка, кгс/см; V - максимальпая скорость ветра, см/сек. § 5.13. Прокладка трубопроводов в горных условиях Прокладку трубопроводов в горных и в районах с сильно пересечепным рельефом следует проектировать, как правило, подземной, за исключением переходов через ущелья, овраги, узкие оползневые участки и осыпи большой мощности, глубокие селевые потоки, где необходимо предусматривать иад-земпые переходы. На особо стесненных участках горной местности можно проектировать прокладку в специально построеииых тонпелях, трасса которых должна быть прямолинейной. Конструкция и размеры поиеречиого сечения тоннеля проектируются с учетом экономичности, способов производства работ и условий эксплуатации трубопровода. При проектировании трассу трубопроводов в горах следует назначать преимущественно по долинам рек или по горным участкам вблизи водоразделов, избегая неустойчивых и крутых склонов районов селевых потоков, оползней, осыпей, снежпых лаван, горных паводков и других неустойчивых участков. Мощные оползневые участки большой протяженности надлежит обходить выше оползневого склона либо ниже участка выдавливания грунта. На участках с инхепсивпыми селевыми потоками прокладку трубопроводов необходимо вести вблизи водораздела либо пиже конуса выноса селевых масс. Если при проектировании трассы в горах обойти такие участки пе Удается, то подземная прокладка трубопроводов проектируется во всех случаях с заглублением трубопроводов пиже плоскости скольжения грунтов (в грунт, не подверягенпый деформациям) на оползневых участках и ниже зоны возможного размыва дна и берегов русел селевых потоков. Если на пересечении оползневых участков и селевых потоков пе обеспечивается надежность трубопроводов без специальных мероприятий, то при проектироваппи таких пересечений необходимо предусматривать устройство сооруягепий, улавливающих, задерншвающих и направляющих сели, или мероприятия, наиравлеипые на стабилизацию оползневых и сслепоспых участков. Землеройные, транспортные и строительные машины па гусеничном и пневмоколеспом ходу с прицепным или навесным оборудованием могут работать на косогорах крутизной не более 8°. На косогорах с крутизной склепов более 8° нужно предусматривать устройство рабочей полосы (полки) с поперечны.м уклоном не 6o.iee 5°, по которой должен обеспечиваться проход строительной техники и проезд автотранспорта в процессе эксплуатацпп трубопроводов со съездами и въе.з-дами. Полки па косогорах следует продтировать двух типов: полувыемки-полунасыпи, когда пасыппой групт используется для прохода техники (рис. 5.22), и полки, располагаемые в выемке, на материковом грзште (рис. 5.23), причем первый тип - па косогорах с уклонами до 18° (1 ; 3), второй - на косогорах с уклонами, превышающими 18". Прн проектирова-нип полок первого типа необходимо учитывать влажность и физико-механические свойства грунтов отсыпки полупасыпи и сезон строительства. Во всех случаях для устройства полунасыпей пе следует применять жирные глипы, меловые, тальковые и трепельпые групты. Отсыпка полунасыпей мелкими пылеватьши песками и глинистыми грунтами зимой допускается только при влажпостп пх, ие превышающей границы раскатывания (Wp). ------- U На устойчивых косогорах крутизиой до 12° (1 : 5) и высотой полувасыпи до 1 м необходимо срезать дерн; при большой высоте этого пе требуется, но перед отсын1чОЙ полунасыни пз глинистых грунтов следует вспахивать основание. При крутизне косогора от 12 до 18° (от 1 : 5 до 1 : 3) в пределах основания нолунасыпи долншы устраиваться уступы пшрипой от 1 до 3 м с укло-Н0Д1 1-2% в направлении падения косогора. При высоте уступов до 1 м стенки пх должны быть вертикальными, а при большей высоте - с откосом крутизной 1 : 0,5. На косогорах, сложенных пз дренирующих грунтов (рыхлые пески гравий, галька, дресва, обломкп слабовыветривающихся пород и т. п.), но нокрытых растительностью, устройство уступов не требуется. При проектировании полок на косогорах необходимо назначать заложение верхового и низового откосов с таким расчетом, чтобы в процессе строительства и последующей эксплуатации обеспечивалась устойчивость откосов. Расчет устойчивости низовых откосов рекомендуется вести по «методу круг-лоцилипдрических поверхностей» с j-четом воздействия нагрузок от работающих машип и механизмов. Прп отсутствии достоверных данных о физико-механических свойствах грунтов (угол внутреннего трения, удельное сцепление) коэффициент устойчивости откоса следует принимать не менее 1,4. Расчет устойчивости верховых откосов рекомендуется вести по «методу Тейлора» или «методу Маслова». Устойчивость насыпного откоса должна проверяться на сдвиг насыпной части полки или отвала грунта по линии контакта насыпи и коренного грунта. Коэффициент запаса устойчивости на сдвигпо поверхности контакта (5.126) где а - угол наклона к горизонту откоса насыпной части полки; ф - угол внутреннего трения насыпного грунта (сцепление насыпного грунта учитывать пе следует). Насыпная часть полки может быть использована для проезда строительной и эксплуатационной техники прп а = 0,68ф, 0,52ф и 0,42ф (соотве-Р-ствсппо Кз = 1,5, 2,0 и 2,5). Максимальная крутизна откосов насыпей и выемок с учетом обеспечения устойчивости откосов может быть принята но табл. 5.24 и 5.25. ТАБЛИЦА 5.24 Максимальная крутизна откосов насыпей при обеснеченин устойчивости (высота пасыпи до 6 м)
При проектированип трубопроводов па полках рекомендуется расположение их в материковом грунте в проде.та.х полувыемки или выемки на расстоянии а (см. рис. 5.22 и 5.23) от осп трубопровода до подошвы откоса полки, которое зависит от глубины и за.тожепия откосов траншеи. Часть полки шириной а предназначается для устройства водоотвода. Ширина всей полки ТАБЛИЦА 5.25 Максимальная крутивна откосов выемок в зависимости от высоты откосов прн обеспечении устойчивости
определяется из условия ведения работ, диаметров трубопроводов, размеров машин и механизмов, принятых для строительства и эксплуатации трубопроводов, необходимости разъезда автотранспорта и строительных машин, расположения траншеи под трубопровод и техники безопасности. Минимальная ширина полки для трубопроводов диаметром до 720 - 8, до 1020 - 9 и 1220-1420 мм - И м. Для уменьшения объемов работ, как правило, следует проектировать полки без учета разъезда автотранспорта и строительных мапшп па всем протяжении полок, а на полках значительной протяженности необходимо предусматривать в пределах видимости (не реже, чем через 600 м) разъезды (уширепия полок) длиной 10-15 м или съезды и въезды. Радиусы новорота полок в горизонтальной плоскости должны определяться из условия обеспечения расчетных радиусов поворотов трубопроводов. На криволинейных участках ширина полки должна быть увеличена на 1,4-3,0 м. Глубипу заложения трубопровода на полках, ширину траншей по дну и крутизну пх откосов следует проектировать в соответствии с § 5.7. Для защиты полок от размывов и разрушений ливневыми, паводковыми и хрун-товыми водами рекомендуется устройство водоотвода с полок в виде кюветов или железобетонных .чотков, а также нагорных канав или валиков, кюветов и дренажей. Продольные уклоны водоотводных сооружений должны быть не менее 0,05, а сечение их онроделяться расчетом. Во избежание размывов канав и кюветов на полках значительной протяженности (150 м и более) необходимо их укреплять либо устраивать водопропуски через нолку, а для предотвращения стока воды вдоль траншей и ее размыва - устраивать водонепроницаемые перемычки (глиняные и каменные). При проектировании трубопроводов по узким гребням водоразделов следует предусматривать срезку грунта на щирипо 8-12 м с обеспечением уклона пе менее 2% в одну илп обе стороны. При прокладке в горных условиях двух или более параллельных ниток необходимо предусматривать устройство раздольных полок для каждого трубопровода или укладывать трубопроводы на общей полке. Расстояния между ося.ми трубопроводов, укладываемых на полках, указываются в ВСН и СН. 16 Заказ 156 § 5.14. Переходы трубопроводов через автомобильные и железные дороги Переходы магистральных трубопроводов через автомобильные и железные дороги следует проектировать, как правило, подземными. Исключение Представляют районы с многолетнемерзлыми и пучинистыми грунтами, болота, а также неустойчивые участки дорожпого полотна, подверженные деформациям, где предггочтительпсе надземная прокладка, которая рассмотрена в § 5.9. Переходы через железные и автоамобпльпые дороги необходимо предусматривать преимущественно в местах прохождеиия их в иа-сыиях либо в нулевых отметках па прямолинейных j-частках трубопроводов с пересечением дорог под углом, близким к прямому, по пе менее 60°. Створы переходов через электрифицироваппые л<елсзные дороги надлежит размещать не ближе 10 м от опор контактпой сети и фундаментов искусствепных сбору-жепип. Переходы трубопроводов через дороги следует проектировать с учетом обегпечеппя полной безопасности движеппя транспорта в период проведения работ по прокладке трубопроводов и их эксплуатации, предохранения земляного полотна дорог от размыва при авариях на продуктопроводах, иаденшости Трубопроводов при действии статических и динамических нагрузок. Участки переходов магистральпых трубопроводов через все железные дороги и автомобильные I, II, III и IV категорий и промышленных пред-приятп11 всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов следует выполнять по типу «труба в защитном кожухе». Переходы трубопроводов через автомобильные дороги V категории и про-мышлепных предприятий всех категорий с покрытиями переходного и ппз-шего типов, а также через полевые и проселочные дорогп следует проектировать, как правпло. без защитных кожухов. Концы защитных кожухов всех трубопроводов должпы выводиться на 2 м за пределы подошвы насыпи дороги, но не менее 25 м от осей крайних путей железных дорог общего поль-, зованпя, 15 м от осей крайних путей промышлеппых железных дорог, 10 м от бровки земляного полотна автомобильных дорог и 5 м от бровки земляного полотна автомобильных дорог III, IV, IIIu и IVn категорий при пересечении их нефте- и нефтепродуктопроводами. В межтрубпом пространстве защитного кожуха допускается прокладка кабеля связи магистрального трубопровода. Диаметр защитного кожуха определяется в зависимости от диаметра трубопровода, длины коя;уха и способов ведепия работ ио прокладке кожуха. Материал защитного кон;уха выбирается в зависимости от способов ведения работ. Устройство колгухов переходов под нгслезнодоролшымп путями и автомобильными дорогами следует проектировать бостраншейпым или открытым способом в зависимости от иптепсивпости движения транспорта, категорий автомобильпых дорог, геологических, гидрогеологических и других местных условий. Открытый способ проведения работ может быть при.мепеп при прокладке кожухов па глубине не более 4 м, при пересечении железных дорог с иптепсввпостью движения поездов до 18 пар в сутки, при возмоншости ограпичевпя скорости движения поездов до 25 км/ч илп прп отмопе движения поездов и при поресечепип автодорог II категории п пиже прп устройстве объезда, в случае невозмояшости применения способа бестраншейной прокладки (например, в скальных грунтах). Во всех остальных случаях более приемлемы бестраншейпые способы производства работ: прокол, продавли-вание, горизонтальное бурениеи щитовая проходка. Горизонтальное бурение следует применять в грунтах I-IV категорий, за исключением плывупов и водопасыщенных песков и супесей при укладке кожухов диаметром от 325 до 1720 мм с длиной горизоптальпон скважины до 40-60 м в зависимости от марки j-стаповки горизонтального бурения. Прокол рекомендуется для коя?ухов диаметром до 426 мм в грунтах I - III категорий, а также в глипистых груптах IV категории, пе имеющих твердых включений. Способом продавлипаппя с ручной разработкой групта в трубе можпо прокладывать трубы диаметром 820-1720 мм в любых грун- тах, за исключением скальных. Щитовой способ проходки предпочтителен при длине перехода более 60 м и при необходимости устройства кожуха диаметром более 1720 мм в любых грунтах, кроме скальных. Для устройства переходов длипой до 150 м целесообразно при.менение немеханизированных щитов, а длиной более 150 м - механизированных. При открытой Прокладке и всех способах бестраншейной прокладки, за исключением прокола, на переходах через железные дороги в связных тугоиластичпых и пластичных грунтах па глубине менее 4 м и в сыпучих грунтах вне зависимости от глубины проходки необходимо устанавливать страховочные рельсовыепакеты по ТП 901-9-6 Мосгипротрапса. При проектировании переходов открытым способом при наличии грунтовых вод, как правило, следует предусматривать открытый водоотлив из траншеи с помощью диафрагмовых насосов с подачей 30-45 м/ч или центробежных насосов с подачей 60-120 м/ч с высотой всасывания 4-5 м. При открытом водоотливе в песчапых и супесчаных грунтах рекомендуется шпунтовое ограждение траншеи и котлованов. При проектировании переходов бес-траншейпы.м способом (продавливаиие и горизонтальпое бурение) »в водоносных и водонасыщенных грунтах необходимо предусматривать водопонижение с помощью иглофильтровых установок типа ЛИУ при коэффициентах фильтрации грунтов до 30 м/сутки и с помощью трубчатых колодцев (скважин) при коэффициентах фильтрации более 30 м/сутки. Водопонижение следует проектировать на шубипу пе менее 0,5 м от низа кожуха. При производстве работ открытым способом, а также способами горизонтального бурения, продавливания и прокола принимаются стальные ТАБЛИЦА 5.26 Диаметр защитного кожуха, мм, в зависимости от диаметра трубопровода при различных способах ведения работ
Примечание. При щптовон про.содке и открытом способе производства работ длина кожуха неограннчена. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||