Главная Переработка нефти и газа § 4.9. Изыскания местных строительных материалов Строительство линейной части трубопроводов, переходов через естествен-зые и искусственные преграды, дорог и проездов вдоль трассы, КС, НПС л ГРС, объектов жилого строительства должно быть обеспечено местными строительными материалами. Основными разновидностями их являются: 1) мелкозернистые грунты (пески, супеси) для выравнивания дна тран-rneii, пройденных в скальных, нолускальных, мерзлых грунтах, и для отсыпки }аищтного слоя поверх трубы перед засыпкой траншеи разработанным крутр» аообломочным или мерзлым грунтом. В зимних условиях мелкозернистые грунты должны доставляться в талом состоянип; 2) грунты песчаные, гравелистые или щебенистые для отсыпки насыпен т,ля съездов с дорог, наземных участков прокладки трубы и пр.; Я) инертные заполнители для бетона (щебень, гравий, крупнозернистый иосок) и бутовый камень при строительстве переходов и площадочных сооружении; 4) глины, тяжелые суглинки для водозащитных отмосток, устройства перемычек в траншеях на косогорных участках и пр.; 5) деловая древесина, подтоварник, хворост и другие лесоматериалы на крепежные и прочие вспомогательные работы; 6) мох, камыш, торф для утепляющих покрытий при строительстве про-мьиилепных объектов и жилых зданий. Объем и методика поисковых и разведочных работ зависят от стадии изысканий и районов, в которых ведется строительство. Поиски и разведка ведутся в районе участков, где не могут быть заложены резервы грунтов (болотистые, засоленные и пр.). На стадии технического проекта должны быть определены основные показатели по наличию, способам разработки и дальности доставки местных материалов, определяющие стоимость их использования, закладываемую в сводный сметно-финансовый расчет. Сведения о наличии карьеров необходимых материалов могут быть получены в территориальных геологических управлениях и местных плановых органах с уточнением их в ведомствах, в ведении которых находятся карьерные хозяйства. Учитывая, что полчен-ные сведения будут являться основанием для составления смет, их следует оформлять в виде официального документа (справка планового органа, письмо заводоуправления и т. д.). При этом необходимо указать следующие характеристики: - вид Строительного материала; - местоположение участка разработки; - способ доставки (автотранспорт, железнап дорога) с указанием состояния дорог, возможности их использования; - дальность возки от карьера до строительной площадки; - расстояние от карьера до железнодорожной станции или резервных путей, где могут проводптьсп погрузо-разгрузочиые работы. Одновременно должны быть получены (в случае подтверяадения этого заданием на изыскания) данные по наличию производств сборного железобетона. Местных стеновых материалов, пиломатерпалов, механических, деревообрабатывающих и других промышленных предприятий, которые могли бы выполнять заказы для строительства объектов трубопроводов. Сбор последних данных ведется, как правило, с участием представителя главного инженера проекта либо проектного отдела. При отсутствии близко расположенных карьеров строительных материалов либо при технической возможности и экономической целесообразности использования местных материалов в зоне, примыкающей к трассе, па строительные материалы проводятся поисковые и разведочные изыскательские работы. На основании обследования составляется ведомость резервов грунта, в которой указываются наименование и объемы разрабатываемых гртатов, точное местоположение резерва с привязкой к трассе, размеры площадп для разработки, положение грунтовых вод, характер и протяженность подъездных путей, объем вскрышных работ. При поисках резервов необходимо исходить из того, что при подземной прокладке трубопровода с подсыпкой мягкого грунта потребуется примерно 1500 м такого грунта на 1 км траншеи, около 1000 м на устройство одного съезда при строительстве трубопровода, около 15 ООО м дренирующего грунта на 1 к.м болота для обеспечения вдольтрассового проезда строительных колонп на заболоченных участках. 0бъе.уы грунта прн наземной прокладке трубопровода определяются заданием. Оконтуренные резервы должны быть согласованы с землепользователями и другими заинтересованными ведомствами. На местности они отмечаются опознавательными знаками. Поисковые работы проводятся вдоль трассы в полосе шириной до 2 км или более путем маршрутной геологической съемки с исиользоваиием геологического и геоморфологического дешифрирования материалов аэрофотосъемки, обнажений и выработок, пройденных для обоснования инженерно-геологической съемки. Разведка месторождепий грунтов выполняется с детальностью по категории В -- С в соответствии с «Инструкцией по применению классификации запасов месторождений твердых полезных ископаемых». Месторождения, имеющие вытянутую форму (аллювиальные, ледниковые, пссчаио-гравийные и др.), целесообразно разведывать выработками, размещаемыми через 25-30 и на поперечниках, разбиваемых через 100-200 м. Месторождения с площадным распространением грунтов (зандровые покровы, глинистые породы) обычно рекомендуется разведывать выработками, располагаемыми по сетке при поисковых работах 200 X 200 м, при разведке с шагом 50-100 -м. Глубина выработок задается на всю мощность полезного слоя или до уровня грунтовых вод. Значительный эффект в поисках и разведке месторождений строительных материалов достигается за счет применения геофизических методов. Месторождения каменных материалов разведываются буровыми скважп-нами и горными выработками: шурфами, канавами, расчистками и штольия.мп. Прп этом одной частью выработок определяют мощность полезной толщи, другой - мощность вскрыши и выветрелой зоны скальных пород. При разведке изверженных горных пород выработки рекомендуется задавать по сетке 200 X 200 или 300 X 300 м. При осадочных породах, залегающих мопоклп-нальпо, разведочные выработки располагаются вкрест простирания стрлктур на расстоянии 200-400 м при предварительной разведке и 100-200 м прп детальной разведке для категории А. Запасы грунтов - строительных матерпалов определяются по методу среднего арифметического. Запасы но подлежат, как правпло, утверн;депню в местных плановых органах и территориальных геофоидах. Это, однако, не освобождает проектную организацию от выполнения необходимых согласова-няГ[ с организациеп-зе.млевладельцем и прочими заиитересовапиымп организациями. Качество изыскиваемых материалов определяется визуально в полевых условиях и при помощи лабораторного анализа проб, отбираемых в процессе поисковых и разведочных работ. Для лабораторного определеипя механического состава тонко- ii .\гелко-зерпистых песков отбираются пробы массой 1, для крупнозернистых с примесью гравия - 5, для песчано-гравелистых и несчано-гравелисто-галечных грунтов - 40-50 кг. Пробы отбирают методом квартования всей породы, извлеченной из скважины или опробуемого интервала. Из горных выработок - шурфов, дудок и расчисток - пробы отбирают бороздовым методом. Состав и методика анализа грунтов зависит от их вида и назначения в качестве строительного материала. Помимо общих сведений по месторончде-нию требуют освещения следуюпще характеристики: 1) вещественный состав (минеральный, гранулометрический, химический); 2) особенности строения (структура, текстура и сложение); 3) физпческпе свойства (плотность и объемная масса, пористость, влажность, консистенция для глинистых пород, относительная плотность для песчаных); 4) водные свойства (водоустойчивость, влагоемкость и водоемкость, капиляриость и водопроницаемость); 5) механические свойства (прочность на сжатие и разрыв, сопротивление скалыванию и сдвигу, общая деформируемость, сжимаемость п просадочность, ползучесть и длительная прочность); 6) специального назначения (крепость, твердость, истираемость, разрыхляемость, морозоустойчивость). Требования к качеству естественных строительных материалов, испо.ц,-зуемых в виде инертных добавок для приготовления бетона и растворов для кладочных и штукатурных работ, регламентированы соответствующими стандартами (ГОСТ 8736-67 на песок для приготовления армированного и неармировапного бетона и строительных растворов, ГОСТ 8268-62 иа гравий с учетом его морозостойкости и т. д.). В процессе изысканий не всегда возможно полевое и лабораторное определение всех необходимых показателей по грунтам - строительным материалам. Для орпентировочноп оценки пх фцзическпх, водных и механических свойств наш! рекомендуется использование ипн;спорно-геологичоскоп классификации горных пород по Ф. П. Саваренскому, с изменениями и дополнсния.ми В. Д. Ломтадзе [13]. При этом все породы разбиты на пять групп, в соответствии с котормми могут быть классифицированы и грунты - строительные материалы (см. табл. 4.25). При комплексной оценке резервов и месторождений местных строительных материалов особое внимание следует уделить возмоншостям подъезда к ним в период бездорожья, т. е. ввести прпнятьп! коэффициент на бездорожье и распутицу. При разводке месторождений в районах распространения .многолетней мерзлоты необходимо тщательно учитывать местные гидрогеологические условия: распространение талпков, наледей, гидролакколитов, сезонной мерзлоты и т. п. Учет всех этих факторов в их совокупности позволяет назначить разработку месторождения наиболее выгодными в эконолптческом и техническом отношениях способами. Выявленные притрассовые резервы и карьеры, а также разведанные месторождения материалов наносятся на специальную карту, часто совмещаемую с картой инженерно-геологического районировашш. Здесь же отмечаются выбранные по соответствующим картам, схе.ма.м, лесотаксацпонпым ведомостям и другим материалам угодья, выделяемые под порубку лля поставки на трассу в необходимых количествах деловой древесины, подтоварника, хвороста и других лесоматериалов. При этом максимально учитывается возможность их получения на полосе расчистки вдоль проектируемой трассы газопровода. ТАБЛИЦА 4.51 Ведомость резервов грунтов для мягкой подушки в районе трассы трубопровода
ТАБЛИЦА 4.52 Ведомость месторождений дорожных строительных материалов (песок, гравий, щебень)
Указанные выше характеристики месторождений освещаются в специальном разделе пояснительной записки по изысканиям. На стадии рабочих чертежей проводятся, как правило, лить дополнительные изыскания, уточняющие площади распространения и запасы месторождений местных строительных материалов с учетом окончательного выбора трассы трубопровода на местности и конструктивных решений. Для удобства в работе, как показала практика Гипроспецгаза, следует составлять ведомости карьеров грунтов, служащих резервами для подсыпкц при укладке трубы и дорожного строительства, с привязкой их к конкретным участкам трассы трубопровода (табл. 4.51 и 4.52). § 4.10. Аэрофотосъемка трасс и площадок При организации изысканий следует руководствоваться следующими преимуществами аэрометодов перед наземными способа.мп производства работ: а) получение абсолютно объективного материала с большим объемом инжоперпой информации; б) возможность «консервирования)) натуры - изображения местности со всеми подробностями.на сколь угодно д.тительный срок и возможность неоднократного возвращения к изучению деталей для отыскания наиболее правильного решения ипженерных задач; в) переносенпе процесса выбора трасс и площадок из полевых условий в камеральные; г) .механизация большей части процессов изысканий; д) большой резерв повышенпя производительности труда и качества материалов изысканий. Масштабы съемки. Аэрофотосъемка для стадии технического проекта, как правило, выполняется более мелкого масштаба, чем для стадии рабочих чертежей. Целесообразность уменьшения масштаба на стадии технического проекта диктуется сложностью природных условий, когда задачи проложения трубопровода пли другого линейного объекта, а также выбора площадок под сопутствующие сооружения одновариантно не решаются. Если имеющиеся материалы позволяют упоронпо определить район прохонщения трассы и положения площадок, то масштаб съемки устанавливается с таким расчетом, чтобы он обеспечил выдачу лштериалов на двух стадиях проектирования - технического проекта и рабочих чертежей (табл. 4.53). Наличие у изыскательской организации фотограмметрических приборов с высоким коэффициентом увеличения также позволяет уменьшить масштабы съемки без уменьшения масштабов конечной продукции. Работы по аэрофотосъемке выполняются с соблюдением требований ОТТ-62 «Основные технические требования к аэрофотосъемке, производимой для создания топографических карт» и «Правил приемки и оценки материалов аэрофотосъе.мки», Половые привязочные работы по результатам аэрофотосъемки (табл. 4.54). Необходимы для получения материалов повышенной точности при изысканиях к рабочим чертежам. Выполняются, как правило, по материалам первой съемки независимо от ее масштаба *. Проект прнвязочных работ разрабатывается руководятолем подразделения аэрометодов (лаборатории, сектора, группы) и утверждается руководством отдела изысканий. В проект привязки включаются схемы маршрутов съемки по трассам и площадкам. Короткие маршруты привязываются только ио концам, длинные - кроме концевых опознаков должны иметь промежуточные привязочные поперечники, расположенные через 16-20 базисов. Хорошие результаты при фотограм.четрпческоп обработке материалов аэрофотосъемки дает предварительная маркировка трасс и площадок. Маркировка выполняется, как правило, подручными материалами (вырезка дерна, ошкуренные или расколотые * Для составления проекта привязок, как и для других целей, могут быть использованы материалы съемок прежних лет, выполненных другими организациями. ТАБЛИЦА 4,53 Рекомендуемые масштабы съемки трасс магистральных трубопроводов и площадок с комму1П1кациямп Объект Стадия проектирования Технический проект Рабочие чертежи Трасса магистрального трубопровода в обычных природных условиях То же, в сложных природных условиях Переходы через крупные водные преграды, косо-горные ц горные участки, участки со сложными геологическими условия4Ш Комплекс площадок КС и НПС с коммуникациями 1 : 17 ООО 1 : 50 000-1 : 25 ООО 1 : 10 ООО 1 : 17 ООО 1 : 17 ООО 1 : 17 ООО 1 : 10 000-1 :4000 1 : 10 000-1 : 4000 стволы деревьев, выкладка ка»шямп, разрубка просек и т. д.). Форлш маркировочных знаков может быть различной, размеры сторон знака в открытой MecTHOGTH должны быть не менее 1,5 X 5,0 м, а просеки - 2,0 X 20,0 м. Точность теодолитно-нивелирных ходов, прокладываемых для привязки опо-знаков, должна быть не ниже точности планово-высотного обоснования при наземной съемке. Фотограмметрическая обработка материалов аэрофотосъемки. Планово-высотные привязки по концам маршрутов, каркасов или дополнительным поперечникам являются иСходны1Ш данными для последовательной передачи планово-высотного обоснования на каждый сшшок маршрута или съемки площадки. Задачу уравпиваппя сетей пространственной фототриангуляцпп целесообразно решать на ЭВМ по специально разработанным программам. Данные развития и уравнивания сетей пространственной фототриангуляции вводятся в универсальные фотограмметрические приборы, после чего рисуется рельеф местности в полосе трассы или на площадке. Составление профиля трассы может выполняться обычным путем - по плану в горизонталях или непосредственным набором высот и расстояний на приборах по заданной линии фотоплана без горизонталей. Принципы дешифрирования материалов аэрофотосъемки. В практике инженерных изысканий магистральных трубопроводов используется несколько основных видов дегапфрирования материалов аэрофотосъемки: топографическое, гидрографическое, гидрологическое, геологическое н гидрогеологическое. Пря выполнении любого вида дешифрировапня используются прямые и косвенные дешифровочные признаки. Прямые признаки - форма, размер, фототспь, высота, тепь - непосредственно указывают на характер объекта, косвенные сопутствуют определенным объектам (дорога, обрывающаяся на одном берегу реки и продолжающаяся на другом, указывает на наличие брода или парома; пря.моугольнпки или фигуры овальной формы, изображенные на сппмке открытой местности, указывают на сенокосные угодья; дорожки или тропинки, сходящиеся в одной точке, указывают на наличие колодца; участки, облесенные cofcnon, указывают на наличие песчаных грунтов и т. д.). При дешифрировании важно учитывать сразу несколько признаков. Для облегчения и повышения качества дешифрирования создаются альбомы эталонов дешифрирования. Целесообразно создавать их по характерным Таблица 4.54 Характеристика материалов, получаемых при обработке аэрофильмов Матерпал получаемый исходный Масштаб Назначение Схема накидного монтажа Фотосхема Уточненная схема фото- Фотоплан попп-женпой точности с рисовкой рельефа на основе имеюпцгхся карт масштабов 1 : 25 ООО -1 : 100 ООО Профили трасс линейных объектов и геологические разрезы по площадкам . Фотонлап повышенной ТОШОСТИ с рисовкой рельефа на основе полевых привязок аэрофотосъемки Окончательные профили трасс Л1шейцых объектов И геоло1иче-ские разрезы по илоп;адкам Контактная печать То же Трансформированные снимки То же Фотоплан пониженной точности и камеральное дешифрирование aapocnjiMKoB Трансформированные снимки Фотоплан повышенной точности, отде-шифрпрован-ный, с использованием данных бурения 1 : 40 000-1 : 60 ООО В масштабе cъeпш В заданном масштабе В заданном масштабе (1 : 10 ООО -1 : 2000) с сечением рельефа 2-5 м В заданном масштабе (1 : 10 ООО -1 : 2000) В заданном масштабе (1 : 5000 -1 : 500) с сечением рельефа 0,5-1,0 м В заданном масштабе (1 : 5000 -1 : 500) Для нахождения отдельных сни\шов в общем объеме аэрофотосъемки; для проверки фильмов военными oKpyraira; для проверки качества съемки Для предварительного изучения местности, укрупненного решения вопросов укладки трассы, выбора переходов и площадок, оценки вариантов Для окончательного выбора площадок, переходов и трасс линейных объектов, создашш ситуационных планов на трассы и площадки Материал по трассам магистральных трубопроводов, комплексам площадок КС (НПС) с коммуюша-Ц1Ш.ЧП для разработки технического проекта . Для решения инженерных задач на стадии технического проекта Л"" разработки рабочих чертежей всего комплекса сооружений Л1шеипых объектов и площадок То же 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 |
||||||||||||||||||||||||||