Главная Переработка нефти и газа разрушенных участков даже при абсолютно одинаковых видах разрушений может быть различным. Так, полное разрушение сечения трубы в плотном сухом грунте может быть восстановлено за несколько часов. В то же время для устранения аналогичного разрушения в болоте, особенно сложенном жидким болотисты.м грунтом, может потребоваться несколько суток. Соответственно убытки от практически одинаковых разрушений могут различаться в десятки и даже сотни раз. Причины разрушений Изучение большого числа разрушений позволяет следующим образом распределить вызвавшие их причины. Заводские дефекты труб, включая дефекты заводских сварных швов; дефекты сварных соединений труб, выполняемых на сварочно-монтажных базах и в трассовых условиях; повреждения труб при их транспортировке и строительстве; повреждения трубопроводов сельскохозяйственными машинами; перенапряжение труб, обусловленное различного рода отклонениями от требований проекта либо ошибками, допущенными при проектировании; перенапряжение труб в результате воздействия иа них неучтенных нагрузок; коррозия; нарушение правильного режима эксплуатации; прочие причины. Дадим краткую характеристику наиболее частых причин разрушений. Заводские дефектытруб - металлургические дефекты (слоистость стенок труб, закаты, неметаллические включения, иленм); использование сталей с нерасчетными характеристиками прочности, пластичности, вязкости; отклонения геометрических ха-хактеристик от расчетных (толщина стенки, диаметр труб, вели- Рис. 6.1. Размытый участок подводного трубопровода 126
Рис. 6.2. Коррозионные повреждения чина притупления кромок); дефекты заводских сварных швов (непровары, смещение кромок, шлаковые включения, ослабление околошовных зон основного металла, трещины, царапины и задиры, наносимые на металл в процессе изготовления труб, места ремонта заводского сварного шва). Дефекты сварных соединений труб, выполняемых в полевых условиях, в основном те же, что и в заводских сварных швах (р1епровары, подрезы, шлаковые включения, неравнопрочность металла шва с основным металлом, «охрупчивание» околошовной зоны и др.). Механические повреждения труб при транспортировке, строительстве и эксплуатации - вмятины, царапины, задиры, припарка «заплат», «корыт», приварка различного рода крепежных элементов, утонение концевых участков труб при перетаскивании их волоком, сквозные повреждения, гофры. Перенапряжение труб, обусловленное нарушениями требований проекта или ошибками проектных решений,-твольно частая причина разрушений труб. Наиболее характерными примерами такого рода разрушений являются дополнительное к проектному искривление трубопровода в вертикальной и горизонтальной плоскостях вплоть до образования гофр, принятие в проектах 1гедостаточно обссщованных конструкп.ий, недоучет продольных сил в трубах и продольных перемещений и т. п. Перенапряжение труб в результате действия неучтенных нагрузок. К таким нагрузкам относятся: силовое воздействие оползающих грунтов при укладке труб в тело оползней, размыв подводных трубопроводов, колебания размытых участков под воздействием потока н т. п. (рис. 6,1). Коррозия труб приводит к образоваиию различных выемок, каверн, свищей в стенке трубы, уменьшению ее толщины. Некоторые виды коррозионных повреждений приведены на рис. 6.2. Сплошная равномерная коррозия охватывает значительные участки труб (рнс. 6.2,а); сплошная неравномерная коррозия .ча одно и то же время разъедает стенку труб в различных точках на разную глубину (рис. 6.2,6). При местной коррозии происходит разрушение металла на локальных участках в форме язв (рис. 6.2,в), точечных разъеданий (рис. 6.2,г), сквозных проржавлений (рис. 6.2, д). n a к ч о to a-& a. С n o: s g-l &§x V3 с к ж " S E s R S О 2 о Д a о о i a, X >i л П- о u. о. u § 2 2 g <U OJ 3 3 2 о S я Д to 2 О о с; p. п. < ..О 2 " 3 X о s «и о са о н ж о о. ас я ш се о, Я с = и g = §. я S я я я сг я: о я m о 3 о га .Si о о . CD s я i 5 = = 5 g в ?2.£я& £ с = R •- о S и S я S - - П E i « 5 о 2 я §2S,£ = S я Е".ёяо Й " s о ca о о. с о ш о Й о S II т 3 о ю о. 9 п >. о 3 « я о. о <1» CL я , 2 « я = m я S- ts Я S га -в S 3 CS о я с t-л с « 4 а оя 2 я я я п я га я со СП я га <и I. <и 3 „ а§я ет ш
ч- о <>) о- I 3 я VD о. о. с ш S !г, 3 я <о а. Я ш 5 н cl\o п =я со с о га я о. 3 °-с ет га > о. со я с О! из о о о с СП «о R о Рнс. 6.3. Разрушение трубы у «заплаты» Наконец, для трубопроводов, работающих в среде сероводородного газа, характерно образование в металле микротрещин, металл насыщается атомарным водородом, что резко снижает его пластические свойства. «Охрупчивание» металла с одновременным образованием микротрещин быстро приводит к разрушению труб. Особенно активно эти процессы происходят в зоне сварных швов, где нарушения кристаллической решетки металла значительны, а следовательно, и больше имеется возможностей для насыщения металла водородом и снижения его пластических свойств. Нарушение правильного режима эксплуатации заключается в превышении рабочего давления, несвоевременном обследовании трубопроводов и выявлении опасных участков (выпучины, размывы труб в руслах рек, интенсивная коррозия и т. п.). Виды разрушений трубопровода Разрушения трубопроводов для жидких и газообразных продуктов имеют существенные различия. Как правило, разрушения трубопроводов для жидких продуктов (нефть, нефтепродукты, вода и т. д.) распространяются па участке протяженностью от нескольких десятков сантиметров до нескольких десятков метров. Разрушения протяженностью в десятки метров происходят довольно редко. Разрушения газопроводов обычно имеют большую протяженность, иногда несколько километров. Анализ большого числа разрушений позволил классифицировать их по видам и протяженности (табл. 6. 1). Некоторые виды разрушения показаны на рис. 6.3-6.8. На рис. 6.3 показан разрыв вдоль образующей трубы нефтепровода диаметром 1220 мм. Ясно видно, что причиной разрушения явилась овальная «усиливающая» наладка в месте контакта продольного (заводского) и поперечного сварных швов. На рис. 6.4 показано разрушение трубы нефтепровода рядом с поперечным швом, на рис. 6.5 - местная потеря устойчивости из-за чрезмерного изгиба трубопровода при укладке в траншею; на рис. 6.6- последствия разрушения газопровода прн его испытании в горных условиях. Б Заказ № 1690 12Э Рис. 6.4. Разрушение трубы вдоль продольного шва у поперечного стыка Рис. 6.S. Излом трубы при укладке Рис. 6.6. Последстния разрыва газопровода при испытании его в горных условиях § 6.2. СТАТИСТИКА РАЗРУШЕНИЙ ТРУБОПРОВОДОВ На несущую способность, а следовательно, и надежность магистральных трубопроводов влияет много различных факторов. Нельзя заранее точно предсказать, что явится причиной возможного разрушения трубопровода, а значит, и определить их число и распределение во времени. В какой-то мере разрушение является случайным событием, и для оценки вероятности разрушения на том или ином трубопроводе или его участке необходимо использовать вероятностно-статистический подход. Общая ориентировочная оценка может быть определена по статистическому анализу аварий, имевших место в предыдущие годы. Приведем некоторые данные такого анализа, полученные на основе опыта строительства и эксплуатации газопроводов п нефтепроводов. В табл. 6.2 приведена частота отказов в год на 1000 км трубопроводов. Большая частота отказов нефтепроводов объясняется тем, что на нефтепроводах любое повреждение, связанное с выходом нефти в окружащую среду, фиксируется и ремонтируется, п то 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||