Главная Переработка нефти и газа hi oncTij] oncT(j+t) jpySonpoSod OnCT(j) Рис. 14.1. Транспортные схемы: a - многомерная; б - одномерная OnCT(j-hl} порта на участке трубопровода /-го опорного пункта, примыкающего к г/й связи, нужно суммировать пробеги иа иеремен-иых и постоянных отрезках. С учетом принятого допущения о пропорциональном «прикреплении» участков трассы трубопровода к ОПСТ пробег плетевозов на иостояниом участке может быть вычислен по формуле р- XjjbtjS (14.2) При определении пробега транспорта иа переменных отрезках исходят из того, что каждый последующий рейс короче или длиннее предыдущего на одну и ту же величину -/Сj/. Совокупность пробегов плетевозов образует арифметическую прогрессию. Для определения общего пробега плетевозов по вдольтрас-совой дороге, примыкающей к ij-ii связи, необходимо найти суммы двух арифметических прогрессий - по числу направлений движения транспорта от точки выхода связи на трассу. Обозначим эти суммы через и Pij", где «и» и «л» обозначают вправо и влево. Для определенности предположим, что строительство трубопровода осуществляют в направлении слева направо (см. рис. 14.1). Пусть Aij"(A,•,,•)-число ходок, выполняемых плетевозами вправо (влево) от точки выхода на трассу ij-u связи; 5;, - длина участка трубопровода, закрепленного за ОПСТ; 5,j - длина участка трубопровода, закрепленного за связью; а - константа, равная отно1нению S/Q. Тогда \к=-Л 1с 1 1-1 Учитывая, что Sh = aYu и Siu = aXik, получим: (14.3) (14.4) Сумму членов арифметической прогрессии вычисляют по формуле где ai -первый член; п - число членов прогрессии. Подставляя (14.3) и (14.4) в последнюю формулу, получаем
(14.5) (14.6) Общий пробег плетевозов на /-м участке при этом транспортные затраты на участке трубопровода, закрепленном за /-М ОПСТ, составят Ff=KiqZ[PiiCii + Ci[Pl- + Pll) (14.7) (14.8) общие затраты в зоне, если все участки - многомерные, Подставляя в (14.8) выражения (14.5), (14.6), (14.7), получаем общие транспортные затраты по многомерным участка.м: af Епч- Ex,;)-/,-/ \k=[ 1=1 / Для одномерного участка трассы (рис. 14. 1,6) jN соответствующие формулы могут быть получены аналогично многомерному случаю. Окончательная формула для определения транспортных затрат по одномерным участкам -f(/i/-«/) Кроме чисто транспортных затрат, связанных с доставкой секций от сварочных баз до мест сварки неповоротных стыков, необходимо учитывать расходы на доставку труб от ОПСТ до ТСБ и затраты, сопутствующие транспортным, а именно: затраты на организацию разгрузочных площадок, развертывание ТСБ, на погрузочно-разгрузочные работы. Пусть dj - стоимость производства погрузочно-разгрузоч-пых работ на разгрузочной площадке /-го ОПСТ, hj - па j-н ТСБ и на закрепленном за ней участке трассы в тыс. руб./тыс. т; 5jp -затраты на организацию разгрузочной пло(цадки и прочие расходы по созданию /-го опорного пункта строительства трубопровода в тыс. руб.; - затраты на развертывание ТСБ по выбранному варианту размещения в тыс. руб.; Cj - стоимость перевозки труб по подъездной дороге от /-го ОПСТ до ТСБ в тыс. руб./(тыс. т-км); -длина этой дороги в км; Qj - количество груза k-w категории, предназначенного для /-Й ТСБ, в тыс. т; c>j - стоимость перевозки груза k-й категории /-Н ТСБ в тыс. руб./(тыс. т-км); 3,- - затраты, учитываемые в проекте, на строительство или реконструкцию т-й транспортной коммуникации /-го участка, в тыс. руб.; /; -число таких коммуникаций на /-м участке трассы, £ -нормативный коэффициент эффективности капвложений. Сопутствующие затраты не зависят от размерности участка и могут быть определены по формуле об. с Е F.fd. + /,.-c7.)+.Q.+ fc=i +f ( Ез/ЧзР+з}) Общие затраты в зоне составят Р = fo6 + Fo6 -f Роб. с- Таким образом, построена математическая модель F=> min при условиях: (14.9) (14.10) i:>/=Q, (14.11) Xri>0 (г = ТГР/; / = 17"). (14.12) Условия (14.10) определяют переменные Yy, условие (14.11)-требование обеспечить строительство трубопровода необходимым количеством труб; условие (14.12)-условия неотрицательности переменных. Математическая модель, несмотря на громоздкий функционал, достаточно проста. Функционал - квадратичный, ио все ограничения, не считая (14.12),- равенства линейные относительно неизвестных. Модель может быть реализована методом неопределенных множителей Лагранжа. Функция Лаграпжа в данном случае будет иметь вид Найдем систему ограничений. Для этого Я нужно продифференцировать по Yj и по Хц и приравнять к нулю полученные частные производные. После несложных преобразований получим; fk-i -Х/ + Р + / + Л/ + С / = 0; r>l (14.13) /€л/ - X, + hi + Cjli = 0; 2 ZYirY, a дН dXi, = cij8i, + С/ r<R: L \/>i S n + S X,/ \,/>i / (14.14) -2ln + = (14.15) Уравнения (14.10), (14.11), (14.13) -(14.15) образуют си-стему M = 2n+l+ S Rj линейных уравнений с М неизвестными Система является достаточно сложной, аналитически может быть решена только в некоторых частных случаях. Численное решение задачи можно выполнить любым известным методом решения систем линейных уравнений, в частности, методом Гаусса, который легко реализуется на ЭВМ. Однако уравнения (14.13) -(14.15) записаны в неявном виде, что крайне затрудняет решение задачи как вручную, так и на ЭВМ. Для практической реализации их необходимо представить в явном виде. Рассмотрим уравнения (14.13) - (14.15), используя формулу, полученную Муленко В. П.: Z (г Е X,, + хЛ 112 iRk-r) +11 r=l V /=1 / г=1 преобразуем двойную сумму в левой части уравнения: 2 Z Yi+ZXin \ + Xrk . V i=l 1=1 J -2U = = 2a Z R,c/Z Z c,Z[2{Rk-r) + \]X,- -2 Z c,ZU. k=i+\ r=l Окончательно n k-l n = Z RkCui:Yc + 0,5 Z ChZ[2{Rk-r) + l]Xru- iN »>1 /<n ---Z Cft Z Irk a k==i-\-i r=i (X/-p/-/i/-d/-C/i/)=0. (14.16) Последовательно приведем к виду удобному для программирования, уравнения (14.14) и (14.15). После преобразования суммы в левой части уравнения (14.14) дН дУ, = Z * f 2 Z + *v" ~ +" ++" - -(2 Z**-ciA*)-0- (14.17) Аналогично преобразовав уравнение (14.15), получим в окончательном виде: = 12(?~0 4-1]ХП + К/ + 2 Z r=i-f-i ;= -/>1 i<Rj а - С/ 2Z + = 0. (14.18) Уравнения (14.16) - (14.18) равнозначны исходным, удовлетворяют требованиям программирования на ЭВМ и удобны при решении задачи вручную, так как записаны в виде, позволяющем легко определить коэффициенты при неизвестных. Приведем пример решения транспортной задачи (рис. 14.2). Пусть дана трасса трубопровода с параметрами п = 2; Ri = = /?2 = 2; Q = 30 тыс. т; 5=100 км. Все связи имеют идентичные дорожные условия и равны по протяженности 50 км, отметки выхода на трассу: /ц = 12,5 км, /21 = 37,5 км, /(2 = 62,5 км и /22 = = 87,5 км. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 |
||||||||||||||||||||||