Главная Переработка нефти и газа ГЛАВА 5 ТРУБОПРОВОДЫ И ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА 5.1. Гидравлический расчет трубопроводов Перед гидравлическим расчетом трубопроводов выполняют технологический план нефтебазы, по которому определяют отметки и плановое положение любого трубопровода и получают данные, необходимые для гидравлического расчета. Расчет ведут исходя из максимальных расходов приемо-раздаточных устройств (нефтепричалов, железнодорожных эстакад и др.), заданной производительности (грузооборота), вязкости и плотности нефтепродуктов и разности отметок основных технологических сооружений (резервуаров, насосных станций). В процессе гидравлического расчета трубопроводов определяют обычно оптимальный диаметр трубопроводов, исходя из обеспечения заданной производительности перекачки с учетом потерь напора, и производят подбор насосно-силового оборудования. Кроме того, для всасывающих линий насосов проводится проверка по наибольшему давлению насыщенных паров перекачиваемых нефтепродуктов, исходя из того, что остаточное давление в любой точке сливного трубопровода должно быть больше давления насыщенных паров (табл, 5.1.) * Таблица 5.1 Давление насыщенных паров нефтепродуктов, м вод. ст. Температура, "С
Расчет начинают с определения наибольшего расстояния перекачки и наибольшей высоты подачи нефтепродукта при заданной производительности для каждого сорта нефтепродуктов, а также наинизшей температуры перекачиваемого продукта для данной местности. Для обеспечения устойчивой работы насоса необходимо, чтобы потери напора во всасывающей линии, сложенные с геометрической высотой всасывания, не превышали значения допустимой вакуумметрической высоты всасывания насоса. Внутренний диаметр трубопровода, м. 4„ = 0.0188 VQ/f, (5.1) Q производительность перекачки нефтепродуктов по трубо-пповоду, м/ч; v - скорость движения нефтепродуктов, м/сек. Внутренний дийметр рекомендуется принимать не менее 50 мм. Среднюю скорость движения нефтепродуктов по трубопроводам можно брать по табл. 5.2. Приведенные в ней значения скорости являются ориентировочными и окончательно принимаются после гидравлического расчета и технико-экономического обоснования. Таблица 5.2 Средняя скорость движения нефтепродуктов по трубопроводам в зависимости от вязкости
При определении максимальной скорости перекачки нефтепродуктов по трубопроводам необходимо иметь в виду, что под влиянием трения могут возникнуть опасные разряды статического электричества. «Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», утвержденные МХП и МНХиНП 31 января 1972 г., предусматривают следующие ограничения скорости перекачки нефтепродуктов по трубопроводам и их истечения в резервуары, танкеры, железнодорожные вагоны-цистерны и другие емкости в зависимости от удельного электрического сопротивления нефтепродуктов: а) при удельном объемном электрическом сопротивлении не более 10 ом-м - до 10 м/сек; б) при удельном объемном электрическом сопротивлении не более 10 ом-м - до 5 м/сек; в) при удельном объемном электрическом сопротивлении более 10 ом • м допустимые скорости устанавливают отдельно для каждой жидкости. При этом необходимо учитывать не только свойства нефтепродуктов, но и длину, диаметр, внутреннюю juepoxo-ватость стенок трубопровода, размеры приемной емкости и др. Предельно допустимая скорость транспортировки - это такая скорость, при которой (при данном диаметре трубопровода) потенциал на поверхности жидкости в приемном резервуаре не превышает предельно допустимого потенциала для нефтепро- 3 в. г. Шишкин 5 дуктов, равного 4-8 кв. При начале заполнения порожнего резервуара нефтепродукты, имеющие удельное объемное электрическое сопротивление более Ю ом м, следует подавать со скоростью не более 1 м/сек до момента затопления конца загрузочной трубы. Удельное объемное электрическое сопротивление определяется по ГОСТ 6581-75, а его значения для некоторых нефтепродуктов приведены ниже. Удельные объемные электрические сопротивления нефтепродуктов, ом-м Бензин: А-66 и Б-70 Б-95 Битумы Дизельное топливо Керосин Топливо: 1011-1012 т-1 • 108-10" 1010-10" ТС-1 10»-101* 1011-1014 Масло: 108-1010 конденсаторное 101= 10*-№1 трансформаторное Ю" По формуле (5.1) и соответствующим ГОСТ подбираются трубы и рукава по отдельным участкам трубопроводных коммуникаций. Вязкость нефтепродуктов определяется в зависимости от средней температуры (рис. 5.1 и 5.2). По предварительно определенному диаметру трубопровода, скорости и вязкости нефтепродукта устанавливают число Рейнольдса, а затем определяют коэффициент гидравлического сопротивления и потерю напора на трение в трубопроводе. Потери напора на трение по длине трубы и преодоление местных сопротивлений, м. rip (5.2) где /пр - приведенная длина трубопровода, м; d, - внутренний диаметр трубопровода, м; К - коэффициент гидравлического сопротивления; v-скорость движения нефтепродукта, м/сек. Приведенная длина трубопровода, м, /пр = + 2:4кв. (5.3) где I - геометрическая длина трубопровода, определенная по плану технологических трубопроводов, м; - эквивалентная длина местного сопротивления отдельного участка. Необходимый напор насоса, м. (5.4) где Лхр-потери напора на трение; h-скоростной напор lv/(2g)]; Az-разность отметок конечного и начального пунктов перекачки (обычно принимается максимальная разность отметок уровней нефтепродукта в железнодорожной цистерне и резервуаре). Коэффициент гидравлического сопротивления зависит от режима движения нефтепродукта в трубопроводе (ламинарный или 7-10 -20 -10 О 10 20 30 40 60 60°С Рис. 5.1. Кинематическая вязкость v, см/сек, легковоспламеняющихся нефтепродуктов в зависимости от температуры. / - бензин; 2 - бензол; 3 - лигроин; керосин: 4 - тракторный, 5 - осветительный. 60 70 80 90 100"С Рис. 5.2. Кинематическая вязкость V, см«/сек, нефти и нефтепродуктов в зависимости от температуры. Керосин: / - тракторный, 2-2 - осветительный; 3-.? -нефть биби-эйбатская; 4-4 - масло Л для высокоскоростных механизмов; нефть: 5-5 - пермская, 6 - 6- ромашкииская; масло: 7-7 - соляровое, в-S - трансформаторное, 9-9 - веретенное АУ. 10 - 10 - индустриальное 12, - - индустриальное 20, 12 - 12 - для тихоходных дизелей М; 13-13 - дизельное топливо ДТ-1; 14-14 - масло индустриальное 30; 15-15 - дизельное топливо ДТ-2; масло: 16-16 - для тихоходных дизелей Т, 1Т - 17 - авиационное МС-И, 18-18 - индустриальное 45; 19-19 - мазут флотский 12; масло: 20 -20 - автотракторное АК-15, 21-21 - авиационное МС-20, 22-22 - цилиндровое 11; 23-23 - мазут флотский 20; масло авиационное: 24-24 - МС-24, 25 - 25 - МС-22; топливо нефтяное: iS26 40, 27-27 - 60, 28-2В - 80, 29-29 - 100. Таблица 5.3 Коэффициент Я для стальных труб при турбулентном движении нефтепродуктов
Купить участок на новорязанском шоссе zvka.ru. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||