Главная Переработка нефти и газа ГЛАВА 4 УСТРОЙСТВА ДЛЯ СЛИВА И НАЛИВА 4.1. Сроки слива и налива «Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах», утвержденными МПС 25 мая 1966 Г., установлены следующие нормы времени для налива: а) в пунктах немеханимрованного налива (независимо от рода продуктов) налив одновременно поданной партии вагонов-цистерн и бункерных полувагонов по всему фронту для двухосных цистерн и бункерных полувагонов - 2, четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов - 3 ч; б) в пунктах механизированного налива (независимо от рода продуктов и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов) - 2 ч. Нормы для слива (по тем же правилам): а) в пунктах немеханизированного слива (независимо от количества поданных на фронт слива вагонов) для двухосных цистерн - 2, четырехосных (и более) цистерн- 4 ч; б) в пунктах механизированного слива для двухосных цистерн и бункерных полувагонов - 1 ч 15 мин, для четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов - 2 ч. При поступлении топлива Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина получателю нефтепродуктов предоставляется в необходимых случаях дополнительное время (35 мин) для проведения анализов. В холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) грузополучателю предоставляется на разогрев и слив вязких и застывающих нефтепродуктов льготное время в зависимости от группы груза в соответствии с табл. 4.1. Нефтепродукты от- Таблица 4.1 Общий срок иа разогрев и слив застывающих нефтепродуктов
Примечание. При иемеханизированном сливе грузов I группы льготные сроки, указанные в таблице, могут быть увеличены для двухосных цнстеря на I, для четырехосных (и более) - на 2 ч, г . носят к соответствующей группе по следующим данным: вязкие грузы - по кинематической вязкости при 50° С, застывающие (невязкие) грузы - по температуре застывания. Для слива из цистерн с пароподогревательной рубашкой установлены следующие сроки: нефтепродукты I и II групп - 3, III и IV групп - 4 ч. В случае необходимости разогрева вязких и застывающих нефтепродуктов в теплый период года начальник станции имеет право дополнительно предоставить нефтебазе для нефтепродуктов I и II групп и при сливе из цистерн с паровой рубашкой- 1, для нефтепродуктов III и IV групп - 2 ч. Сроки слива из неисправных вагонов-цистерн оговаривают в договоре между станцией и грузополучателем (нефтебазой) дополнительно. Нормы слива и налива нефтепродуктов для речных наливных судов устанавливают по каждому пункту пароходства по согласованию с грузоотправителем и утверждают в Минречфлоте РСФСР или в соответствующем органе союзной республики. Ш анализ и замер нефтепродуктов перед выгрузкой, а также на сборку трубопроводов дается дополнительное время: для наливных судов -пароходства «Волготанкер» грузоподъемностью 1000 т и более - до 2, для судов других пароходств - до 1ч. Время стояния под погрузкой (разгрузкой) определяют по судо-ча-совым нормам погрузки и разгрузки судов Минречфлота РСФСР. Продолжительность операций по сливу и наливу для морских нефтебаз определяют по «Судо-часовым нормам обработки наливных судов в морских портах СССР», утвержденным Минмор-флотом СССР. В «Нормах» установлено время бункеровки наливных судов и слива балласта. Судо-часовые нормы обработки наливных судов устанавливаются конкретно для портов (причалов) и конкретных наименований грузов нефтепродуктов. Общие нормы времени на вспомогательные операции (маневровые работы, шланговые операции, осмотр грузввых танков, замеры грузов, оформление документов и др.) по нефтеналивным судам в портах и портовых пунктах определяют в часах и минутах для танкеров различной грузоподъемности. 4.2, Типы вагонов-цистерн Для перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге используют выпускаемые в настоящее время вагоны-цистерны и бункерные полувагоны различных грузоподъемности и конструкции (табл. 4.2). Кроме указанных вагонов-цистерн на железных дорогах обращаются и "некоторые другие типы, которые уже сняты с производства. Основные из них: четырехосная цистерна для вязких нефтепродуктов с пароподогревательной рубашкой и четырехосная цистерна клепаной или 9* 35 сварной конструкции для маловязких нефтепродуктов. Полный геометрический объем котлов этих цистерн соответственно 61,2 и 72,7 м". Таблица 4.2 Характеристика вагонов-цистери и бункерных полувагонов для перевозки нефти и нефтепродуктов Типы Грузоподъемность, т Четырехосная цистерна для нефти и бензина . То же, для вязких нефтепродуктов с пароподо-гревательной рубашкой То же, опытная Восьмиосная цистерна для нефти и бензина Четырехосная цистерна для топлива с плотностью 0,8 т/м* Вагон WiH нефтебитума (четырехбункерный) То же 60 60 62 120 45,6 Типы Объем котла, м полный полезный Наружная длина котла, мм 72,7 61,2 73,2 140,0 61,2 47,2 59,1
Четырехосная цистерна для нефти и бензина То же. для вязких нефтепродуктов с пароподо-гревательной рубашкой То же. опытная Восьмиосная цистерна для нефти и бензина Четырехосная цистерна для топлива с плотностью 0,8 т/м Вагон для нефтебитума (четырехбункерный) То же 1,о и вакуум 0,2 кгс/см для впуска воздуха и выпуска гячпяпй смеси из котла цистерны. Цистерны для п%\икивГзГих нефте зв продуктов имеют пароподогревательную рубашку для быстрого разогрева и слива, состоящую из приваренного к нижней части котла-цистерны каркаса (из уголков) и прикрепленного к нему стального листа толщиной 3 мм. Расстояние между поверхностью котла и листом 36 мм. 4.3. Способы слива и налива Слив и налив может осуществляться как с помощью насосов (принудительно), так и самотеком. Первый способ получил широкое распространение и применяется во всех случаях, когда условия местности не позволяют организовать самотек жидкости. Второй способ применяют при благоприятном рельефе местности (при сливе - когда разность геодезических отметок днищ железнодорожных цистерн, из которых происходит слив, и верхней кромки резервуара с учетом потерь напора по трубопроводу обеспечивает необходимую производительность слива; при наливе - когда разность геодезических отметок днищ резервуаров, из которых происходит налив, и верха наливаемых емкостей с учетом потерь напора по трубопроводу обеспечивает необходимую производительность налива). Вязкие нефтепродукты часто сливают комбинированным способом - самотеком в промежуточные емкости (межрельсовые желоба или заглубленные в грунт «нулевые» резервуары), откуда насосами - в основные резервуары нефтебазы. Слив и налив железнодорожных и налив автомобильных цистерн может производиться через верхнюю горловину цистерны (верхний слив или налив) или через сливной прибор, расположенный снизу (нижний слив или налив). Верхний слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн обладает целым рядом недостатков по сравнению с нижним сливом. При верхнем сливе имеют место значительные потери от испарения, повышенная пожарная опасность, невозможность достичь полного слива, частые срывы работы насосов при сливе нефтепродуктов с высокой упругостью паров, что требует применения дополнительных вакуум-насосов для заполнения всасы- Рис. 4.1. Универсальный сливной прибор (ГОСТ 9273-70). / - стойка; 2 - штанга; 3 - скоба; 4 - нажимной винт; 5 - стопорная гайка; 6 - крышка; 7 - кожух; 8 - корпус; 9 - клапан. вающих коммуникаций или эжекторов для создания подпора нефтепродуктов во всасывающих коммуникациях. Вследствие указанных недостатков верхний слив следует применять только для елива цистерн с неисправными сливными приборами (для слива исправных цистерн применять только нижний слив). Верхний налив цистерн через открытые люки так же, как и слив, приводит к повышенным потерям от испарения и имеет повышенную пожароопасность, но в настоящее время применяется более часто, чем нижний налив. Для ускорения слива вязких нефтепродуктов их подогревают. 4.4. Железнодорожные устройства для слива и налива Для железнодорожного слнва и налива на нефтебазах следует предусматривать устройства, рассчитанные на маршрутный, групповой или одиночный слив и налив вагонов-цистерн. Максимальная грузоподъемность железнодорожных маршрутов (брутто) и количество цистерн разных типов в одном маршруте устанавливаются органами МПС СССР прн согласовании строительства нефтебазы. Максимальную суточную подачу вагонов-цистерн под слив и налив рассчитывают по максимальному месячному грузообороту в соответствии с графиками (планами) поступления и реализации для каждого сорта нефтепродуктов по формуле (4.1) где п-расчетное количество цистерн в сутки, шт.; Сшахмес - максимальный месячный грузооборот, т; р - грузоподъемность одной цистерны, т; 30 - расчетное число суток в месяце. Количество устройств для слива и налива принимают исходя из обеспечения суточной подачи одного сорта нефтепродуктов, требующего максимального количества цистерн. Если по условиям отгрузки предусматривается суточное поступление цистерн, превышающее расчетное количество устройств слива и налива, допускается выполнять слив, и налив за 2-гЗ подачи. ФронтьГслива и налива в зависимости от количества одновременно обрабатываемых цистерн должны быть оборудованы: а) одиночными устройствами для слива и налива - при количестве цистерн не более трех; б) односторонними эстакадами - от трех до шести; в) двусторонними или односторонними эстакадами (в зависимости от местных условий) - более шести. Протяженность фронта слива и налива должна быть не более максимальной длины одного маршрута. Устройства слива и налива на нефтебазах I категории для легковоспламеняющихся и горю-38 чих жидкостей должны быть раздельными. Допускается на устройствах для легковоспламеняющихся нефтепродуктов проводить операции с дизельным топливом. Фронты слива и налива должны быть оборудованы устройствами для нижнего закрытого слива из цистерн всех сортов нефтепродуктов I, II, III классов и масел. Для нефтепродуктов IV класса (кроме масел), а также для мазутов допускается применять открытые устройства. Для слива цистерн с неисправными нижними сливными приборами необходимо предусматривать устройства для верхнего слива. Расположение устройств слива и налива в пределах эстакады определяется в зависимости от состава цистерн в маршруте и принимается кратным 4, 6 или 12 м. При наличии в составе цистерн грузоподъемностью 120 т технологический шаг сливных устройств (АСН-7Б или АСН-8Б) принимается равным 4 м. Железнодорожные устройства слива и налива для авиабензинов, топлива для реактивных двигателей и масел необходимо оборудовать приспособлениями, предохраняющими от попадания в цистерны атмосферных осадков, или устраивать крытые фронты слива-налива. Фронты слива и налива должны иметь необходимую механизацию, обеспечивающую повышение производительности труда и безопасные условия работы для обслуживающего персонала. 4.5. Установки для нижнего слива и налива Установки шарнирно-сочлененного исполнения для нижнего слива и налива нефти и нефтепродуктов из вагонов-цистерн (с универсальными сливными приборами) в соответствии с ГОСТ 18194-72 изготовляют трех типов: УСН - без подогрева, УСНПп - с подогревом, УСНПэ - с электроподогревом. Условные проходы патрубков установок выбирают из ряда 150, 175, 200, 250, 300 мм. В настоящее время промышленность выпускает установки для нижнего слива и налива нефтепродуктов нз вагонов-цистерн типа АСН-7Б, АСН-8Б и СПГ-200. Установка типа АСН-7Б (рис. 4.2, а) предназначена для нижнего слива и налива маловязких нефтепродуктов из железнодорожных вагонов-цистерн, АСН-8Б (см. рис. 4.2, б) - для нижнего слива и налива вязких нефтепродуктов (вязкостью не более 100 ест). Конструкция последней предусматривает возмои<ность подогрева сливаемого нефтепродукта и пропаривания в зимнее время внутренней полости сливного прибора железнодорожных цистерн. В настоящее время присоединительные устройства установок для слива и налива изготовляют в соответствии с ГОСТ 20772-75 «Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Общие технические требования». 0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||