Главная Переработка нефти и газа Материал ыдляосновного изоляционного слоя Минеральные маты прошивные марки ВФ (ТУ 21-24-10-68 МПСМ СССР). Минеральные плиты и маты на синтетическом связующем (ГОСТ 9573-72). Минеральные скорлупы на синтетическом связующем (ГОСТ 14357-69). Маты стекловатные на синтетическом связующем (ГОСТ 10499-67). Маты и полосы прошивные из стекловолокна. Минеральная плита на битумном связующем (ГОСТ 10140-71). Пенополистирол (СТУ 9-91-61, СТУ - 9-92-61 и ГОСТ 15588-70). Для трубопроводов диаметром до 85 мм: а) полуцилиндры минераловатные на синтетическом связующем фрезерованные (ТУ - 36-886-67 ММСС СССР); б) асбестовый и асбестопуховый шнур (ГОСТ 1779-72); в) жгут стеклянный теплоизоляционный марки ЖСТ (ТУ 21-01-211-69). Материалы для покрытия Листы из алюминиевых сплавов (ГОСТ 21631-76). Сталь тонколистовая оцинкованная (ГОСТ 19904-74). Сталь тонколистовая кровельная (ГОСТ 19904-74). Полимерные материалы Стеклопластик марки ФСП (ТУ 6-11-А50-70). Лако-стеклоткань (рулонный стеклопластик) ,(ТУ .36-929-67). Пленка винипластовая каландрованная (ГОСТ 16398-70). Фольго-стеклоЛкстолит марки ФСТ (ВТУ М-13-69). Техническая характеристика теплоизоляционных материалов приведена в табл. 5.29. 5.8. Антикоррозионная изоляция трубопроводов Общие технические требования к методам и средствам защиты подземных стальных трубопроводов (кроме тепловых сетей) от коррозии почвенной и блуждающими токами, в том числе вызываемой влиянием переменного тока электрифицированного транспорта, приведены в ГОСТ 9.015-74 «Единая система защиты от коррозии и старения. Подземные сооружения. Общие технические требования». Соответственно видам коррозии различают и способы защиты подземных металлических сооружений, в том числе и тру,-бопроводов. Способы защиты подземных трубопроводов от почвенной коррозии включают рациональный выбор трассы трубопроводов, их изоляцию и использование специальных методов прокладки (блоки, непроходные каналы и т. д.). Способы защиты подземных трубопроводов от коррозии блуждайэщими токами включают: ограничение блуждающих токов на их источниках, рациональный выбор трассы трубопроводов, изоляцию трубопроводов и использование специальных методов прокладки (блоки, непроходные каналы и т. д.), катодную поляризацию трубопроводов. Средства защиты для подземных трубопроводов от почвенной коррозии выбирают исходя из условий прокладки сооружений и данных о коррозионной активности среды (грунтов, грунтовых и других вод) по отношению к металлу трубопроводов с учетом результатов технико-экономических расчетов. Проектирование мероприятий по защите трубопроводов от коррозии ведут в соответствии со СНиП П1-23-76 «Защита подземных металлических сооружений от коррозии. Правила производства и приемки работ», а также СНиП И-37-76 «Газоснабжение. Внутренние и наружные устройства». Коррозионную активность грунтов по отношению к углеродистой стали подземных трубопроводов оценивают по удельному электрическому сопротивлению грунта, потере массы образцов, плотности поляризующего тока. На стальных трубопроводах, прокладываемых непосредственно в земле, в пределах территории нефтебаз, должны применяться защитные покрытия, соответствующие весьма усиленному типу: битумно-полимерные, битумно-минеральные, полимерные, этиленовые и др. Весьма усиленное битумно-полимерное или битумно-минераль-ное защитное покрытие состоит из битумной грунтовки, наносимой на поверхность трубопровода, трех слоев битумно-полимерной или битумно-минеральной мастики толщиной 3 мм каждый с прокладкой между ними армирующей обмотки из стеклохолста и наружной обертки из бумаги. Битумно-минеральные мастики состоят из битума БН-IV или БН-V (ГОСТ 6617-76), БНИ-IV или БНИ-V (ГОСТ 9812-74) с минеральным заполнителем: доломитизированным известняком средней плотности, асфальтовым известняком или доломитом. В состав битумно-полимерных мастик входят битумы тех же марок, а в качестве заполнителя применяют атактический полипропилен, полиден или полиэтилен порошкообразный нестабилизированный. Битумные грунтовки изготовляют из битумов вышеперечисленных марок, растворенных в бензине Б-70 (ГОСТ 1012-72), А-72 (ГОСТ 2084-67*) или А-76 (ГОСТ 5.268-69) в соотношении 1 : 3 (по объему) или 1 : 2 (по массе). Стальные трубопроводы, прокладываемые непосредственно в земле, на территории нефтебаз в зоне блуждающих токов должны иметь весьма усиленные защитные покрытия и защиту путем катодной поляризации в опасных зонах независимо от коррозионной активности грунта. Усиленную дренажную защиту следует применять для защиты от коррозии в тех случаях, когда применение поляризованных дренажей неэффективно или неоправдано по экономическим показателям. Катодную защиту подземных сооружений от коррозии, вызываемой блуждающими токами, следует применять в тех случаях, когда применение поляризованных и усиленных дренажей неоправдано по технико-экономическим соображениям. При надземной и канальной прокладке трубопроводы для защиты от коррозии покрывают защитными красками. 5.9. Прокладка трубопроводов Прокладка трубопроводов на нефтебазе выполняется под-земно и надземно. Способ прокладки выбирается с учетом рельефа местности, уровня грунтовых вод, обеспечения необходимого минимального уклона прокладки трубопроводов и их протяженности. Все технологические трубопроводы на нефтебазе желательно прокладывать подземно. Надземная прокладка допустима при высоком уровне грунтовых вод на площадке или при наличии многолетнемерзлых и скальных грунтов. Трассы трубопроводов рекомендуется предусматривать вдоль проездов прямолинейными и параллельными линиями застройки. Пересечение дорог трубопроводами следует предусматривать под 90° к оси проезда, а при невозможности такого пересечения допускается уменьшать угол до 45°. Соединение труб необходимо выполнять на сварке. Фланцевые соединения допустимы в местах установки арматуры, при подключении трубопроводов к оборудованию, а также на прямых участках в тех случаях, когда это вызывается условиями монтажа или эксплуатации. Фланцевые соединения необходимо располагать по возможности непосредственно у опор. При этом обвязочные трубопроводы оборудования и аппаратуры необходимо проектировать с учетом возможности обслуживания, а также монтажа и демонтажа при ремонте. В местах пересечения надземными трубопроводами автомобильных и железных дорог и пешеходных дорожек не рекомендуется проводить установку задвижек, сальниковых компенсаторов и других монтажных узлов, а соединения труб следует выполнять на сварке. При параллельной прокладке неизолированных трубопроводов в каналах, на высоких и низких опорах и эстакадах, при расположении фланцев вразбежку расстояния между осями трубопроводов, а также от оси крайней трубы до стенки следует принимать не менее указанных в табл. 5.30, а для изолированных с фланцами, расположенными в одной плоскости,- в табл. 5.31. При параллельной прокладке изолированных трубопроводов в непроходных каналах, на высоких и низких опорах или эстакадах расстояние в свету между наружными поверхностями теплоизоляции двух смежных труб и между наружной поверхностью теплоизоляции трубы и стенкой канала должно быть не менее 80 мм. Уклоны трубопроводов необходимо принимать: для высоковязких и застывающих нефтепродуктов - не менее 0,02, для маловязких нефтепродуктов-не менее 0,002. При большом протяжении трубопроводов уклоны могут быть уменьшены для высоковязких и застывающих нефтепродуктов до 0,004, но при этом должны быть предусмотрены дополнительные мероприятия, обеспечивающие опорожнение трубопроводов. Надземная прокладка технологических трубопроводов и паропроводов на нефтебазах выполняется в основном на низких опо- о о. сх н 2 к -о. X 3 к ч \о 1ЛЮ00С1Л1Л1Л01Л01Л1Л1Л0ЮЮЮ о -< <M CO e:; о о с- о сг со оо ООО о - О юю ю со toco 00 CJO to ь- ою о о о 05 о о Ю CJO CJO ь- г- Ю LO о ю Ю CJO t- ю ю о о ою о to CTj Ю С7> Ю ю ю LO со г- ОООЛЛОЮ "1---сосооо ЮОЮЮЮ010ЮЮ •ь--1"оиосоо«о coco---ioiocoto оьооююиооиоюю 00-юоо-юь-otc смсососо---ююсо 010ЮОООЮЮЮ010 ЮСООЬ-ОЮОСЛ - СМССОСОСО-ЮСО ооюоооооюооо CtOOCCDC7iC:jGOlOO CMCCtMCOCOCOlOtO оооюоюоооюооо о-СО-ОО - U0GC<MC0r-.O5 -«CNCCN<MCOCOCO"*tOtO оюююо10оюююоюют ОООООСЬ--1-COtOCDOU - сссссососо---юю ооюююоюоюююоююю toE-r-o - cotoococooctoct юоооююоошююоооюо -lOtDr-OOOCCDOCinO-Ю-Г- m о о о ю ю ю о ю о ю ю о 1Л ю ю CQTMOcOtOOOOCtOCDCNLOO:)-«-to CC»CNCCOCOCOTMOtO юсчоооооюооооооооос CCOrMOC-OOOClOOiOoiOOlOOOC CCcOCO-<i--4jiOtDt U О) я к о о со + 11 II яЬ о о. я о n = tg CO о о £S5 Ч a- § ю к S § т S к CL с со Ci а л С9 - й до >> я О) Я S coTfimDi-coocMcxjCMcnr- ---- -------г----- д"са.-о c»ooocc»<x),c30o>cjia)op-.-.CMiMcoM-Lo „яя gM* §Й8 СЗОО) о ю о о о о - со СЖ СЗО СЛ О) S S 8 8 S ь-с» GC с:п 1Л СЛ о Ю1Л ю с» см м- г- сл со г- сзо сж о о с сл о о о см Ю СГ) о -d- - to со СС CD GO CiO о о о LO о о о оюоюоооюооо роюрюоооюооо ю ю о о ю о со - OJ CN <М со со юоюоооюооо ---corfTT-iomD cco-ci:>ooocotoctc7ir4imcf- (NCM(MC(M<NC0C0C0-SSS о ю ю ю о о с г- £1 " с CNC4CSlC4CVlCCCcOCOrj-rj-£oiOcb я gill? 3 s <н о я о я к я о OJ к о. я о я СГсн а о яясЁ "----- „ 5 к я g яё-"11 а к си и S е-я -t- к о я 2 , II ЩщШ elt(S а я8 о II cSbC1.4« ё.ЁкЯЯ Оо«еоя5 л о S я н а ёзоЕч я w о ix *s о " я e"i = Sg I CO о 2 c; CO u я о Si « о E о к CO a a c[ я я CI я я pax в один ряд по вертикали. Высоту от уровня земли до низа трубы или до поверхности их изоляции следует принимать с учетом возможности производства ремонтных работ, но не менее: 0,35 м при ширине группы труб до 1,5 м и 0,5 м при ширине группы труб 1,5 м и более. В местах прохода обслуживающего персонала через трубопроводы следует предусматривать переходные площадки или мостики. Трубопроводы, прокладываемые на низких опорах, при пересечении с внутрибазовыми железными дорогами и автодорогами должны быть подняты и уложены на опорах или эстакадах или проложены под дорогами в патронах или лотках с устройством дренажа в низших точках. При подземной прокладке глубину заложения трубопроводов следует принимать не менее 0,8 м, считая от поверхности грунта до верха трубы. При большом протяжении трубопроводов на нефтебазах и при пересечении их с подземными и надземными сооружениями и дорогами допускается уменьшать глубину заложения труб при условии защиты их от влияния динамических нагрузок. Расстояния по вертикали в свету при пересечении технологических трубопроводов, уложенных в грунт, с другими подземными коммуникациями должны быть, м, не менее: -. до технологических трубопроводов, теплофикационных, водопровода и канализации - 0,15; -. до силовых и телефонных кабелей - 0,6; - до наружной грани каналов, траншей, канализационных и водосточных коллекторов - 0,15. Пересечение технологическими трубопроводами каналов, колодцев и других подземных сооружений допускается при условии заключения трубопроводов в патроны (кожухи). Концы патронов необходимо выводить за "пределы пересекаемых сооружений не менее чем на 0,5 м в каждую сторону. Грунт в местах пересечений следует тщательно уплотнять. Внутренний диаметр патрона (кожуха) должен быть на 100-200,мм больше наружного диаметра прокладываемого в нем трубопровода (с учетом толщины теплоизоляционного покрытия). При пересечении одиночного подземного трубопровода с железнодорожными путями необходимо предусматривать укладку его в патроне, а нескольких трубопроводов - в туннеле. Расстояние от верха патрона до подошвы шпалы должно быть не менее 1 м, а концы патронов и туннелей должны выступать за ближайшую головку рельсов на расстояние не менее 5 м. В туннеле необходимо предусмотреть лоток с выводом в сборный колодец для приема продукта в случае разрыва трубопровода. Расстояние от верха патрона до полотна автодороги должно быть не менее 0,5 м для грунтовых и гравийных дорог и 0,25 м для асфальтированных дорог. Концы патрона или туннеля должны выступать за обочину автодороги не менее чем на 2 м. Трубопроводы, транспортирующие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, прокладывать в проходных каналах не разрешается. Трубопроводы, транспортирующие нефтепродукты, тре- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |
||