Главная Переработка нефти и газа мыкання к общей сети железных дорог. Принятые решения по вопросам согласования проекта подъездного железнодорожного пути должны быть отражены в акте по выбору площадки с участием представителя МПС СССР. 2.4. Основание для выбора площадки Площадку для строительства нефтебазы выбирают на основании решения соответствующей инстанции о строительстве, реконструкции или расширении нефтебазы: при сметной стоимости строительства 3,0 млн. руб. и выше -- Совета Министров СССР по представлению советов министров союзных республик, министерств и ведомств; от 1,5 до 3,0 млн. руб. - совета министров союзной республики, министерства, ведомства СССР, а также приравненных к ним министерств и ведо.мств союзной республики; до 1,5 млн. руб. -министерства и ведомства союзной, автоном1юй республики, исполкома местного Совета (в порядке, установленном советом министров союзной республики). Заказчик обязан оформить ходатайство перед организацией, вьнюсящей решение о строительстве, с необходимым обоснованием объема строительства, места расположения, сроков строительства и предварительной стоимости. 2.5. Технико-экономическое обоснование строительства Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390 «Об улучшении проектно-смет1Юго дела» предусмотрено, что начиная с 1971 г. решения о проектировании и строительстве предприятий и сооружений должны приниматься исходя из схем развития и размещения соответствующих отраслей народаюго хозяйства и промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, а по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - также на основе технико-экономического обоснования (ТЭО), подтверждающего экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства предприятий и сооружений. ТЭО является документом, уточняющим и дополняющим схемы развития и размещения соответствующих отраслей промышленности в части обоснования размещения намечаемого к проектированию и строительству предприятия, его производственной мощности, номенклатуры продукции, обеспечения его сырьем, полуфабрикатами, топливом, электроэнергией и водой, основных технологических и строительных решений и важнейших технико-экономических показателей производства и строительства этого предприятия. ТЭО строительства нефтебаз необходимо разрабатывать на полную проектную мощность и на первую очередь строительства (с выделяемым пусковым комплексом) с использованием передового опыта по аналогичным действующим базам и наиболее эффективных проектных решений. ТЭО должно состоять из следующих разделов: а) исходные положения; б) обос1ювание потребности народного хозяйства в нефтепродуктах, проектной мощ1Юсти базы и ее специализации; в) обеспечение базы нефтепродуктами, электроэнергией, топливом и водой; г) обоснование размещения базы; д) основные технологические решения и состав базы; е) основные строительные решения; ж) экономика строительства и производства; з) выводы н предложения. Содержание разделов ТЭО регламентируется «Указаниями о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований проектирования строительства крупных и сложных предприятий и сооружений», утвержденными Госпланом СССР 9 января 1970 г. постановлением № 1. Разработка ТЭО осуществляется по заданию министерств или ведомств. Перечень нефтебаз, по которым должны разрабатываться ТЭО, утверждается министерствами, ведомствами и советами министров союзных республик с последующим представлением этого перечня Госплану СССР н Госстрою СССР. ТЭО оформляют в виде пояснительной записки с приложением необходимых расчетных, табличных и графических материалов. Согласование основных реше- НИИ ТЭО в части размещения и кооперирования нефтебаз, обеспечения их нефтепродуктами, энергией и водой и соответствия технологических процессов и оборудования новейшим достижением науки и техники выполняется министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР и Госстроем СССР. Утверждают ТЭО также министерства и ведомства и советы министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР (РСФСР) и Госстроем СССР (РСФСР). На основе утвержденного в установленном порядке ТЭО составляется задание на проектирование технического проекта. 2.6. Порядок выбора площадки Площадка для строительства нефтебазы, а также связан1Юго с ней жилищ1Ю-гражданского строительства должна выбираться в районе или пункте, установленном схемами развития и размещения соответствующей отрасли народного хозяйства и размещения производительных сил. Размещать площадку следует, как правило, на непригодных для сельскохозяйственного использования землях с соблюдением Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик, законодательных актов по охране природы и использованию природных ресурсов. Заказчик проекта при участии проектной организации до начала проектирования обязан согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, место расположения проектируемой нефтебазы и примерные размеры намечаемых к изъятию земельных участков. Строительство новых нефтебаз независимо от их ведомствешюй принадлежности, намечаемое вОД1ЮМ городе нли населенном пункте, должно осуществляться не обособлешю, а в составе групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) во всех случаях, когда это не противоречит технологическим и санитарным требованиям, обеспечивает общее сокращение капитальных вложений и эксплуатационных затрат а также более эко1юмичное использование застраиваемой территории. Порядок разработки, согласования, рассмотрения и утверждения схем генеральных планов групп предприятий определен «Инструкцией по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов)» СН 387-72. Строительство новых нефтебаз вне промышленного узла допускается лишь прн наличии соответствующих ТЭО и по согласованию с территориальной проектной организацией Госстроя СССР. Площадки выбирают в соответствии с утвержденным генеральным пла1юм города, схемой районной планировки и с учетом размещения предприятия в составе промышленного узла. Для выбора площадки строительства министерством, ведомством-заказчиком создается комиссия, в состав которой должны, как правило, включаться представители: - заказчика проекта; - генеральной проектной организации и при необходимости специализированных проектных и изыскательских организаций; - территориальной проектной организации Госстроя СССР или союзной республики; - главного архитектора города; - исполкома меспюго Совета народных депутатов, ведающего эксплуатацией транспортных коммуникаций, сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, связи, газоснабжения; - местных органов Государственной Санитарной инспекции; - органов Государственного пожарного надзора; - бассейновой инспекции по использованию и охране водных ресурсов; - областной инспекции рыбоохраны; - Министерства связи СССР; - Госгортехнадзора СССР; - глав1Юго (старшего) инженера-землеустроителя управления сельского хозяйства исполкома или Росгипрозема (для РСФСР); - хозяйства, из земель которого предусматривается изъятие участка. Кроме того, при необходимости в состав комиссии включаются представители МПС СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Минморфлота СССР, Минречфлота РСФСР или органов, ведакщих водным транспортом в союзных республиках, главных штабов видов Вооруженных Сил СССР или штабов военных округов, штабов гражданской обороиы и других заинтересованных министерств, ведомств и организаций. Комиссия составляет акт по выбору площадки, который подписывается всеми ее членами. Акт оформляется в исполкоме местного Совета народных депутатов с участием всех членов комиссии в срок не более одного месяца и является основным документом по согласованию намечаемых проектных решений и подключению нефтебазы к инженерным сетям и коммуникациям. При выборе площадки генеральная проектная организация (в необходимых случаях - с привлечением специализированных организаций) обязана выполнить: - экономические расчеты и инженерные обследования; - технико-экономическое сравнение вариантов возможного размещения нефтебазы на различных площадках и определение оптимального варианта; - проектные предложения с необходимыми схемами генерального плана нефтебазы; - согласование намечаемых проектных решений с соответствующими органами. Проектные решения, затрагивающие интересы ряда министерств, ведомств или союзных республик, необходимо согласовать с Госпланом СССР или Госпланами союзных республик. Заказчики проектов в порядке, предусмотренном законодательством союзной республики, на территории которой располагаются испрашиваемые земельные участки, возбуждают перед соответствующей инстанцией ходатайство о согласовании мест расположения проектируемых нефтебаз с указанием ориентировочных размеров намечаемых к изъятию земельных участков. Вместе с ходатайством заказчики проектов представляют инстанции, принимакяцей решение об указанном согласовании, акт о выборе площадки, подготовленный комиссией, создаваемой министерствами или ведомствами (заказчиками), и необходимые материалы, обосновывающие проектные решения по размещению нефтебазы на выбранных площадках и подключение их к существующим коммуникациям и инженерным сетям и сооружениям. После принятия решений о согласовании земельных участков для строительства нефтебаз акты выбора площадок утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами (заказчиками) вместе с заданием на проектирование. 2.7. Требования к площадке, намечаемой для строительства Площадка, намечаемая для строительства новой нефтебазы, должна удовлетворять следующим требованиям: - иметь минимально необходимые размеры, которые устанавливаются в соответствии с коэффициентом застройки промышленных территорий по СНиП 11 П.З-70; - обеспечивать возможность расширения нефтебазы, если это требуется заданием на проектирование; - обеспечивать возможность примыкания к железнодорожной сети общего пользования и автодорогам общей сети страны; - иметь грунты, допускающие строительство без дренажных работ, дорогостоящих оснований, не затапливаемые паводковьми водами, не подверженные карстовым явлениям и по возможности ие многолетнемерзлые; - обеспечивать возможность соблюдения санитарных норм по предельным концентрациям вредных выбросов в атмосферу и водоемы; - иметь по возможности ровную поверхность и естественный уклон для отвода поверхностных вод; располагаться по возможности вблизи источников водоснабжения, существующих сетей водоснабжения и канализации, энерго-, газо- и теплоснабжения; - обеспечивать возможность удобного расселения работников нефтебазы и доставку их на место работы, располагаться вблизи населенного пункта; находиться в промышленном узле вблизи других намечаемых к строительству предприятий, с которыми целесообразно кооперировать проектируемую нефтебазу для строительства общих сетей коммуникаций, жилищного и культурно-бытового строительства; - обеспечивать необходимые противопожарные разрывы и требования по гражданской обороне объектов. 2.8. Согласование места для строительства предоставление земельных участков для строительства предприятий проводится в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик. В частности, Совет Министров РСФСР постановлением № 175 от 22 марта 1974 г. утвердил «ГЬложение о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков» из всех земель, независимо от того, в чьем ноль-зовании или ведении они находятся, кроме случаев, предусмотренных законодательствами Союза ССР и РСФСР. В соответствии с этим постановлением заказчик обязан обратиться в совет министров автономной республики, крайисполком или облисполком с ходатайством о согласовании места расположения нефтебазы, в котором должно быть указано основание для строительства объекта, а также примерный размер намечаемой к изъятию земли. Выбор места расположения нефтебазы иа орошаемых и осушенных землях, пашне, на землях, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками общей площадью более 5,0 га, должен проводиться с участием Росгипро-зема. Материалы предварительного согласования места расположения нефтебазы готовятся заказчиком с участием проектной организации, главного (старшего) инженера-землеустроителя управления сельского хозяйства райисполкома- государственного районного инспектора по охране и использованию земель, руководителей соответствующих лесохозяйственных предприятий. Для строительства выбирают предварительно несколько вариантов площадок и наносят их границы на план землепользования. По каждому варианту определяют общую площадь участков и состав их по угодьям. Кроме того, на плане указывают земли, которые будут осваиваться или улучшаться взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий. План землепользования подписывается главным (старшим) инженером-землеустроителем, руководителями колхозов, лесхозов, совхозов или других хозяйств и представителем заказчика. К материалу по выбору участка для строительства прилагают: - справку соответствующего территориального геологического управления об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов Госгортехнадзора СССР на застройку этого участка; - выписку из протокола общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) о согласии с изъятием намечаемого под строительство нефтебазы земельного участка с указанием примерного его размера. Решение Совета Министров РСФСР или автономной республики, крайисполкома или облисполкома о предварительном согласовании места расположения нефтебазы и примерных размеров намечаемой к изъятию площади является основанием для проведения проектно-иэыскательских работ и действительно в течение трех лет. ГЛАВА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН НЕФТЕБАЗЫ, СХЕМА И ПЛАН ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ 3.1. Общая характеристика нефтебаз Нефтебазой, или складом, называют комплекс сооружений и установок ДЛ1 приема, хранения нефтепродуктов и нефтей и отпуска их потребителям . Н; нефтебазах перегружакэт нефть и нефтепродукты с одного вида транспорта н; другой; принимают их с железной дороги, водного и трубопроводного транспорта хранят необходимый запас нефти для обеспечения работы нефтеперерабатываю щнх заводов, а также готовую продукцию этих заводов, которую затем отгружают на другие базы. Группы и категории. В соотвстствин со СНиП И-П.З-70 «Склады нсфтг и нефтепродуктов. Нормы проектирования» все нефтебазы по назначению делят на две группы. К первой группе относят нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия, товарно-сырьевые парки нефтеперерабатывающих заводов и нефтепромыслов, склады при нефтеперекачивающих насосных станциях (НПС) магистральных трубопроводов и перевалочные базы нефти и нетфепродук-тов, а также склады предприятий (в резервуарах или зданиях и на площадках хранения нефтепродуктов в таре), если их общий приведенный объем составляет, м: при подземном хранении легковоспламеняющихся нефтепродуктов - более 4000; то же, при наземном - более 2000; при подземном хранении горючих нефтепродуктов - более 20 ООО; то же, при наземном - более 10 ООО. При совместном и смешанном хранении в наземных и подземных резервуарах или зданиях и на площадках хранения нефтепродуктов в таре общий приведенный объем склада не должен превьшхать количеств, указанных выше. Приведенный об7)ем определяют из расчета, что 1 легковоспламеняющихся нефтепродуктов приравнивается к 5 горючих, а I м при наземном хранении приравнивается к 2 м при подземном хранении. Ко второй группе относятся расходные нефтебазы промышленных, транспортных и других предприятий, имеющие объем, равный или меньший указанного выше. Нефтебазы первой группы в зависимости от общего приведенного объема делятся на следующие категории: Категория I Н П1 Общий приведенный объем, м» Более 50 ООО I? ООО (включительно) Менее 10 000 В общий объем нефтебазы включают объем резервуаров и нефтепродуктов, хранящихся в таре. Объемы промежуточных резервуаров у железнодорожных эстакад и вод51ЫХ причалов для слива и налива, а также расходных резервуаров прн котельных и дизельных электростанциях собственных нужд в общий объем нефтебазы не включают. Типы. Нефтебазы 1 группы в зависимости от преобладающих операций делят на перевалочные и распределительные. Перевалочные базы предназначены для перегрузки (перевалки) нефти или нефтепродуктов с одного вида транспорта На другой. Кроме того, нефтепродукты и нефть могут поступать также и по маги-стрально.му нефтепродуктопроводу. Перевалочные базы имеют значительный грузооборот и общий объем, развитые приемо-раздаточные устройства и мощное Далее указанные комплексы будем называть нефтебазами. насосное хозяйство. Располагают базы вблизи железных дорог, на берегах морей и судоходных рек. На морских и речных перевалочных базах нефтепродукты перегружают как с железной дороги на море, так и в обратном направлении. Кроме того, возможна перегрузка в однотипные виды транспорта, например из морских нефтеналивных судов в речные. Распределительные нефтебазы предназначены для непродолжительного хранения нефтепродуктов и снабжения ими потребителей. Они имеют небольшой объем и небольшой район обслуживания. Распределительные базы делят на водные, водно-железнодорожные, железнодорожные, автодорожные и базы, снабжение которых производится от магистральных нефтепродуктопроводов. Распределительные нефтебазы следует располагать с учетом наилучшего обслуживания потребителей прилегающего района при наименьших эксплуатационных затратах. Кроме указанных типов необходимо отметить особый вид нефтебаз, которые существуют при нефтеперерабатывающих заводах: склады сырья и готовой продукции. На складах сырья принимают нефть с железной дороги, водного и трубопроводного транспорта и хранят необходимый запас нефти для обеспечения бесперебойной работы завода. На складах готовой продукции или в товарных парках хранят готовую продукцию завода, которую затем отгружают на перевалочные и распределительные нефтебазы. Кроме того, существуют нефтебазы, выполняющие функции как перевалочной, так и распределительной базы. Нефтебазы всех перечисленных типов находятся во взаимной зависимости и выполняют одну общую задачу: снабжение потребителей нефтепродуктами. Для этого они имеют соответствующее оборудование и сооружения, позволяющие выполнять операции с нефтепродуктами. Конструктивная характеристика. Резервуары, а также здания и сооружения для хранения нефти и нефтепродуктов в таре могут быть: а) наземными, когда днище резервуара или пол здания склада находятся на одном уровне или выше наинизшей планировочной отметки прилегающей площадки (прилегающей к резервуару или зданию, где хранятся нефтепродукты в таре, считается площадка, находящаяся в пределах. 3 м от стенки резервуара или здания); б) подземными, когда наивысший уровень жидкости в резервуаре или разлившейся жидкости в здании склада находится ниже наинизшей планировочной отметки прилегающей площадки не менее чем на 0,2 м. К подземным резервуарам относят также резервуары, имеющие обсыпку не менее чем на 0,2 м выше допускаемого наивысшего уровня жидкости в резервуаре. Ширина обсыпки резервуара принимается по расчету на гидростатическое давление жидкости, но должна быть по верху не менее 3 м. 3.2, Генеральный план нефтебазы Общие принципы разработки. Генеральный план - часть проекта, комплексно решающая планировку, размещение зданий и сооружений, транспортных коммуникаций и инженерных сетей на территории, благоустройство, а также размещение нефтебазы в промышленном узле (рис. 3.1). Разработка генерального плана - сложная задача, требующая учета различных факторов, которые влияют на его компоновку. Технологические требования определяют в большой степени взаимное расположение основных производственных объектов, а грузооборот - общую площадь нефтебазы (в частности, резервуарного парка). Объекты нефтебазы целесообразно располагать на генплане таким образом, чтобы не было лишних пересечений технологических трубопроводов. Противопожарные и санитарные нормы определяют минимально допустимые расстояния между зданиями и сооружениями, обеспечивающие противопожарную безопасность и благоприятные условия труда для работников нефтебазы. Условия расположения внешних транспортных коммуникаций существенно влияют на размещение зданий и сооружений на площадке, так как примыкание к магистральным железнодорожным путям и автодорогам, а также близость водных подходов могут быть одним из осгювных 0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |
||