Главная Переработка нефти и газа Таблица 9. Химический состав, %, и назначение подшиппи (во всех сплавах, кроме Б88 основа евин
» Ориентировочиая стоимость баббита Б88 - 9100, а БСб - 1720 руб. Р-фаза; эта фаза представляет собой твердый раствор на основе химического соединения SnSb. Сурьма и олово различаются по плотности, поэтому сплавы этих металлов способны к значительной ликвации. Для предупреледения этого дефекта в баббиты вводят медь. Она образует с сурьмой химическое соединение CugSn. Это соединение имеет более высокую температуру плавления и кристаллизуется первым, образуя разветвленные дендриты, которые препятствуют ликвации кубических кристаллов р (SnSb). Кроме того, кристаллы CugSn образуют в баббите твердые включения, дополнительно повышающие износостойкость вкладышей. На рис. 110, а приведена микроструктура баббита Б83. Темное поле представляет собой пластичную массу а-твердого раствора сурьмы и меди в олове, светлое - кристаллы квадратной формы соединение SnSb (Р), кристаллы в виде звездочек или удлиненных игл - соединение CugSn. Свинцовые баббиты применяют для менее нагруженных подшипников. Структура свинцовооловянных сплавов 516, БН, БС6 состоит из эвтектики а -f р. (мягкая составляющая) и твердых частиц Р (SnSb), CugSn и CugSb (рис. ПО, б). Антифрикционные и механические свойства баббитов повышаются при введении в их состав никеля, кадмия; и мышьяка. Никель упрочняет а-раствор. Кадмий с мышьяком (сплав БН) образует соецинения AbCd, ковых сплавов - баббитов которые служат зародышами для формирования соединения -- SnSb (Р-фазы). Некоторое применение на- азначение СПЛаВ СВИНЦЗ С СурЬМОЙ И небольшими добавками меди (БС). Структура сплава состоит Тяжелонагруженные ма- jj3 эвтектики (а-твердыЙ раст-шины, паровые турбины, си nu\ Го * турбонасосы н т. д. Вор Sb в РЬ) + Р-твердыи р ас- Машины средней нагружен- твор РЬ в Sb), первичных кри-ности сталлов р и соединения CUoSb, Автомобильные моторы играющих роль твердой состав- ° ляющей. за I т. На железнодорожном тран- спорте применяют кальциевые баббиты, БК2, БК2Ш, содержащие кальций (0,90-1,15 %), натрий (0,7-0,8 %), глоБО (1,5-2,0 %) магний (0,5-0,15 %), остальное ;винец. Мягкой составляющей баббита БК является а-фаза (твердый раствор Na и Са в РЬ), а твердой составляющей - кристаллы PbgCa. Натрий и другие элементы, вводимые в сплав, повышают твердость а-раствора. Баббиты, имея небольшую прочность, могут применяться только в подшипниках, имеющих прочный стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Тонкостенные подшипниковые вкладыши изготовляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на линии непрерывной заливки. Подшипники большого диаметра заливают индивидуально стационарным или центробежным способами, а также литьем под давлением. Повышенные антифрикционные свойства и высокое сопротивление усталостным разрушениям обеспечивают новые триметаллические подшипники. Наиболее распространенные отечественные композиции трехслойных вкладышей состоят из стальной основы. Промежуточного пористого медноникелевого или порошкового слоя и свинцового сплава, заполняющего поры промежуточного слоя и образующего рабочий поверхностный слой толщиной не более 100 мкм. Цинковые и антифрикционные сплавы. Сплавы ЦАМ 10-5 и ЦАМ 9,5-1,5, кроме алюминия и меди, содержат 0,03-0,06 % Mg. В литом виде их применяют для монометаллических вкладышей, втулок, ползу- нов и т. д., а сплав ЦАМ 10-5 для отливки биметаллических изделий со стальным корпусом. В деформированном виде сплав ЦАМ 9,5-1,5 используют для получения биметаллических полос со сталью и алюминиевыми сплавами методом проката и последующей штамповки вкладыша. Вследствие высоких антифрикционных свойств и достаточной прочности зги сплавы могут заменять бронзы для узлов трения, температура которых не превышает 100 °С. Глава НОВЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ XXV МАТЕРИАЛЫ Компсвиционные материалы с металической матрицей Композиционные материалы состоят из металлической матрицы (чаще А1, Mg, Ni, Ti и их сплавы), упрочненной высокопрочными волокнами (волокнистые материалы) или тонкодисперсными частицами, не растворяющимися в основном металле (дисперсно-упрочненные материалы). Композиционные материалы отличаются от обычных сплавов более высокими значениями временного сопротивления и предела выносливости (на 50-100 %), модуля упругости, коэффициента жесткости {Ely) и пониженной склонностью к трещинообразо-ванию. Применение композиционных материалов повышает жесткость конструкции при одновременном снижении ее металлоемкости. Эти материалы нашли применение в конструкциях самолетов и вертолетов. Прочность композиционных (волокнистых) материалов определяется свойствами волокон; матрица в основном должна перераспределять напряжения между армирующими элементами. Поэтому прочность и модуль упругости волокон должны быть значительно больше, чем матрицы. Прочность и модуль упругости композиций повышаются по мере увеличения объемного содержания волокон. Жесткие армирующие волокна воспринимают напряжения, возникающие в компо- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||