Главная Переработка нефти и газа Титература 163 75. F о г d у с е R. а. Hibbert Н. J. Атег. Chen. Soc. 61, 1912.. 1939; L о v е 11 Е. а. Н i b Ь е г t Н. J. Атег. Chem. Soc, 62, 2140, 1940. 76. Meyer К- Z. Electrochem., 40 , 448, 1934. 77. Staudinger H. u. MohrR. Ber., 70,2296, 1937. 78. К u h n W., Z. phys. Chem. A, 161, 427, 1932; Kolloid. Z., 62,269,1933. 79. Пас ЫН с кий A. Г. Усп. хим., 10, 519, 1941. 80. Пасын ски й А.Г. Сб.«Высокомолекулярные соединения», вып. 8,1948. 81. S t а U d i п g е г Н. а. W а г t h Н. J. рт. Chem., 155 , 261, 1940. 82. Лучинский Г. П. Труды совепдания по вязкости жидкостей и коллоидов. Изд. АН СССР, М.-Л., 1, 41, 1941. 83. Воскресенская Н. К., РавичМ. И. и Штернина Э. Б. Там же, стр. 31. 84. Ф у к с г. И. и М и т р о ф а н о в а И. А. Сб. «Исследование и применение нефтепродуктов», вып. 2. Гостоптехиздат, 1950. 85. Техническая энциклопедия. Справочник физ., хим. и технол. вели-чин, т. 10. 86. Бар р. Вискозиметрия. Пер. под ред. М. И. Усановича. ОНТИ, М.-Л., 1938. 87. Burgers J. Second Report on Viscosity and Plasticity. Amsterdam, 1938. 88. T e p 0 с я H Г. Я. Производство смазошых масел в США. АзГОНТИ, Баку, 1939. 89. Воларович М. П. Труды совещания по вязкости жидкостей и коллоидных растворов, Изд. АН СССР, М.-Л., 2, 18, 1944. 90. Френкель. Там же, стр. 24 и 30. 91. Леонтьева А. А. Усп. физ. наук. 23, 131, 1940. 92. А п d г а d 6 Е. Nature, 125,489, 1930; Phil. Mag., 17, 497, 689, 705,1934. 93. Raman. Nature, 111, 601, 13. 94. Панченков Г. М. Теория вязкости жидкостей. Гостоптехиздат, М.-Л., 1947. 95. Бак Б. В. Усп. физ. наук, 15, 1002, 1935. 96. Леонтьева А. А. Там же, 23, 131, 1940. 97. Френкель Я. И. Z. f. Physic, 35 , 664, 1926; Теория твердых и жидких тел, ГТТИ, 1934. 98. Nissan А., Clark L. а. Nash А. J. Inst, of Petr., 26, 155,1940. 99. Bernal J. Trans. Far. Soc, 33, 27, 1937. 100. Френкель Я. И. Кинетическая теория жидкостей. Изд. АН СССР, М.-Л., 1945. 101. X а й к и н С. Э. Журн. эксп. и теор. физ., 6, 351, 1936. 102. Данилов В. И. и Радченко. Phys, Z.Sow.Uп., 12,756,1937. 103. Ахма то в А. С. Труды первой конференции по трению и износу в машинах. Изд. АН СССР, 2, 229, 1940. 104. Ахматов А. С. ДАН СССР, 30, 119, 1941. 105. Hardy W. Collected Papers, Cambridge, 1936. 106. Фукс г. И., Клычников В. М. и Цыганова А. В. ДАН СССР, 65 , 307, 1949. 107. Сб. «Присадки к смазочным маслам». Гостоптехиздат, М.-Л., 1949; КрейнС.Э. и ЛипштейнБ. А. Присадки, улучшающие эксплоата-ционные свойства масел. Гостоптехиздат, М.-Л., 1949. 108. Веек, Givens а. Smith. Proc Roy. See. A, 177, 90, 1940; В e с к, G i v e n s a. W i Hi a m s. Там же, A, 177, 118, 1940. 109. Дерягин Б. В. Acta Physicochimica URSS, 11, 25, 153, 1939. 110. АдамН. К. Физика и химия поверхностей. ОГИЗ, М.-Л., 1947. 111. Hardy W. Kolloid Z., 46, 268, 1928. 112. T a л m у д Д. Л. и Б р е с л е р С. Е. Поверхностные явления, ГТТИ, 1934. 113. М а рее лен. Поверхностные растворы. ОНТИ, М.-Л., 1936. 114. Трапезников А. А. Труды совещания по вязкости жидкостей н коллоидных растворов. Изд. АН СССР, М.-Л., 1, 67, 87, 1941. II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА V ВЯЗКОСТЬ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ § 19. Вязкость и состав светлых нефтепродуктов и дизельных топлив Применение моторных топлив определяется главным образом их теплотворной способностью и свойствами, регулирующими режим сгорания в двигателе внутреннего сгорания. Тем не менее механические свойства этой группы нефтепродуктов имеют существенное техническое значение, особенно для керосинов и дизельных топлив. Вязкость и температура застывания последних нормируются в стандартах. Бензины составляют наименее вязкую группу нефтепродуктов. Их механические свойства, как правило, не вызьшают каких-либо осложнений в процессе эксплуатации и поэтому не привлекают внимания потребителей и технологов. Исключение составляют некоторые специальные топлива, как, например, пиро-бензольные смеси, которые обладают повышенной температурой застывания. Возникновение статического предельного напряжения сдвига служит препятствием для применения таких топлив при низких температурах. В технических условиях предусмотрен специальный зимний пиробензол с температурой застывания не выше -32° (ТУ 1Т7-45). Температура застывания авиационных бензинов должна быть не выше -60° (ГОСТ 1012-44; ВТУ ВКС 8/IX 1944 г.). Для бензинов этой марки, содержащих пиробензол, бензол и алкилбензол, температура застывания проверяется при сдаче и приеме продукта. Вязкость бензинов влияет на скорость поступления топлива к двигателю по топливопроводу и в меньшей степени на его распыление в карбюраторе. Но эти процессы обычно протекают при турбулентном режиме, что снижает значение вязкости (см. § 5). Вместе с тем вязкость различных марок бензинов колеблется в узких пределах, не превышающих, как правило, 0,3-0,7 сп при 20°, что позволяет при конструировании бензопроводов и карбюраторов считать ее постоянной. К этому можно добавить § 19. Вязкость и состав светлых нефтепродуктов 165 ЧТО температурный коэфициент вязкости бензинов мал. У трех исследованных нами образцов бензина Б-70 отношение вязкости при -40*" к вязкости при +20° не превышало 2,1. Высота и постоянство пламени в керосиновой фитильной лампе зависят ог количества горючего, пост)шающего через фитиль к месту горения. Подъем керосина по фитилю определяется его поверхностным натяжением, но скорость движения зависит от вязкости. Еще в начале текущего столетия А. И. Степанов [2] на основании обстоятельного исследования горения ламп пришел к след)Ш)Щему соотношению где Q -количество керосина, поднимающегося по фитилю на определенную высоту в единицу времени; а-поверхностное натяжение керосина на границе с воздухом; -вязкость керосина; А -постоянная, в которую входят высота поднятия керосина в фитиле и его удельный вес. Удельный вес и поверхностное натяжение керосинов на границе с воздухом довольно постоянны, в то время как вязкость, вследствие колебания температуры, может меняться довольно значительно. Л. Г. Гурвич [1] придает температурной зависимости вязкости керосина большое значение и считает, что она оказывает значительное влияние на режим горения лампы. Так, уменьшение вязкости вследствие нагревания частично компенсирует понижение уровня керосина в лампе. Плохое горение керосина в лампах на холоде зависит от высокой вязкости горючего, обусловливающей замедленный подъем его по фитилю. Наконец, уменьшением вязкости при нагревании объясняет тот факт, что лампа, зажженная полным пламенем, вскоре начинает коптить. Вязкость осветительных керосинов не нормируется, однако, учитывая ее роль, уместно включить этот показатель в стандарт. Вязкость является одним из наиболее важных свойств дизельных топлив. У быстроходных дизелей она, наряду с цетановым числом, регулирует процесс сгорания топлива. Конструкция дизелей предусматривает впрыск топлива в камеру сгорания во время одного из тактов двигателя. Горение топлива происходит в течение очень короткого периода и полнота его сгорания зависит от полноты использования воздуха в камере. Последнее обеспечивается глубиной проникновения топлива в камеру сгорания и степенью ее распыления [8]. Оптимальная дальнобойность впрыскнутой струи является такой, при которой топливо долетает до самых отдаленных частей камеры, но не ударяется о ее стенки. Распыление топлива способствует сгоранию благодаря увеличению площади контакта жидкости с воздухом и повышению скорости ее испарения. Как глубина проникновения топлива, так и степень его распыления в сильной степени зависят от вязкости Г14]. Время распада 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 |
||