Главная Переработка нефти и газа Вязкость смеси мазутов меньше вычисленной из закона простой пропорциональности, что указывает на сильную ассоциирован- 5 йр/7м Фиг. 118. Изменение расхода Q крекинг-мазута и парафи нистого мазута со снижением температуры. 10 8 6 ность этих жидкостей. А. И. Дворецкий [2] отметил, что добавлением небольшого количества менее вязкого мазута можно резко снизить вязкость крекинг-мазутов. Последнее имеет практическое значение для применения и транспортирования таких высоковязких продуктов. Вязкость смесей мазутов вычисляется по обычной номограмме вязкости смеси нефтепродуктов. В последнее время в качестве топлива находят применение угле-мазутные суспензии, представляющие собой взвеси частиц древесного или каменного угля (размером меньше 0,1 мм) в мазутах средней вязкости. Эти системы представляют интерес и с теоретической стороны, так как на их примере можно исследовать влияние твердых частиц на вязкость жидких нефтепродуктов. При повышении концентрации суспензии выше 5-10% вязкость резко увеличивается (фиг. 119), выше 50% суспензия теряет подвижность. Нарастание вязкости суспензии с повышением кон- Ю 20 30 ио% Фиг. кости 119. Зависимость вяз-углемазутных суспензий от концентрации <в вес. %) суспензии при 40° (по данным В. Ф. Кустова и Л. Л. Хотун- цева [7]). 7 древесный уголь; 2 - подмосковный уголь. и при турбулентном режиме J64 Re В свою очередь 0.3164 iJ- . (§§ I И 5), откуда следует, что сопротивление мазута при перекачивании пропорционально его вязкости. С повышением вязкости мазутов снижается производительность насосов 5, 10], а у центробежных насосов падает также коэфициент полезного действия (табл. 59). Высоковязкие и парафинистые мазуты перед перекачиванием нагревают для снижения вязкости и повышения тем самым производительности операции; в зимнее время обычно подогревают также и менее вязкие мазуты. Данные о температуре, до которой должны центрации зависит от природы угля. Вопрос о влиянии дисперсности угля на загущение суспензии недостаточно ясен. Изменение размеров частиц от 10 до 100 повидимому, не имеет значительного влияния. Интересно, что температурный коэфициент вязкости углемазутных суспензий мало отличается от аналогичной величины для исходных мазутов. В отличие от высокомолекулярных растворенных добавок взвеси грубодисперсных частиц не увеличивают пологость вязкостно-температурных кривых жидких нефтепродуктов. § ЗЬ Техническое значение вязкости мазутов Техническое значение вязкости мазутов определяется влиянием этого свойства на их сжигание в топках, на перекачивание по мазутопроводам и на слив и налив при нефтескладских операциях. Особое внимание привлекают транспортные операции с парафинистыми и крекинг-мазутами вследствие их высокой вязкости и высокой температуры застывания. Гидравлическое сопротивление мазута при перекачивании по трубам вычисляется по уравнению: Л = Я-.. (VIII, 1) где /-длина трубопровода; /эк -эквивалентная длина, определенная для местных сопротивлений; d - диаметр трубопровода; v - скорость течения мазута в трубопроводе; -ускорение силы тяжести [1]. При ламинарном режиме течения Таблица 59 Зависимость коэфициента полезного действия центробежного насоса от вйзкости перекачиваемых мазутов (по данным Г. М. Григоряна [10])
быть нагреты продукты различной вязкости в зависимости от длины и назначения трубопровода, можно найти в статье Г. М. Григоряна [10]. В. Черникин [4] отмечает, что при перекачивании нагретого мазута вычисление Я в уравнении (VIII, 1) по формуле Я==- (для ламинарного потока) приводит к большой ошибке, так как эта формула справедлива для изотермического потока, в то время как у горячего мазута поток вследствие потери тепла не изотермический. Таким образом, связь сопротивления нагретого мазута с его вязкостью в реальных условиях перекачивания носит более сложный характер, чем это следует из уравнения (VIII, 1). Парафинистые и высоковязкие мазуты перед наливом в железнодорожные вагоны-цистерны и суда и сливом из них также подогреваются. Для ускорения слива целесообразно перевозить продукт в горячем состоянии. В табл. 60 приведены значения температуры слива из вагонов-цистерн, рекомендованные Г. М. Григоряном [10] на основании практических наблюдений и экспериментальных работ Всесоюзного теплотехнического института. При этих температурах мазут полностью сливается, но собственно слив можно начать и при более низких температурах. Таблица 60 Температура слива высоковязких мазутов (по Г. М. Григоряну [10])
Характер слива парафинистых и высоковязких крекинг-мазутов различен. Первые начинают течь из цистерн при температурах, близких к температуре застывания, в то время как крекинг-мазуты, несмотря на более высокую вязкость, текут при значительно более низких температурах (--в, -10°). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||