Главная Переработка нефти и газа Обычно нринимается, что Атах не должно быть больше 0,02 Dy (условного диаметра трубы), т. е. Ашах0,02/;,. (7.15) Значение Хс, соответствующее Апих, определяется из ус.говия = 0. Нетрудно показать, что для средних пролетов А = г/ - У1 x*)-ix, (7.16) Рис. 173. Схема доформиронаицого трубопровода при обратном уклоне. где q -- погонная весовая нагрузка; EJ - жесткость трубы на изгиб. Таким образом, для определения допускаемого среднего пролета при поставленн1.1Х выиге условиях необходимо решить относительно х и / систему уравпеппи {14- - Их"" + ж*) - ix = 0,02 2AEJ 4 = w(2F-6ZxH-4x«)-i0. Решение этих уравнении дает: (7.17) ср - 1 - 24/:/ Ру , 24£/ ix q 50 + g 2 (7.18) l-cv~h-2x±y X --W~ (7.19) Из физических соображений нетрудно ноказать, что в последнем выражении имеет смысл лишь зтгак плюс перед корнем. Систему уравнений (7. 17) проще всего решать путем подбора, задаваясь рядом значений х до тех пор, пока значения Zcp но формулам (7. 18) и (7. 19) пе совпадут. Расчеты показывают, что при задапно.м диаметре труб(Л1ровода величина пролета, определенная подобным образом, практически не зависит от толщин 1.[ стенки трубы б, вследствие чего при составлении таблиц допускаемых пролетов достаточно ограничиться выпол-нениел! расчета для какого-либо одного значения б. Тонкостенные трубопроводы большого диаметра могут разрушиться вследствие потери устойчивости в зоне максимальных изгибающих моментов. Для проверки устойчивости таких трубопроводов, прокладываемых па отдельно стоящих опорах, можно ограничиться следующей хорошо известной формулой, предназначенной для упругой стадии работы конструкции: а„р = 0,44£-5 , (7.20) где Сткр - максимальное продольное сжимающее напряжение в трубопроводе, вызывающее потерю устойчивости; Е - модуль упругости стали. Вводя заведомо завышенный коэффициент запаса, равный 3,0, получим величину допускаемого продольного сжимающего напряжения в стенке трубы а,„„ = £--. (7.21) Если положить теперь £ = 2,1 • 10« кГ/см, то формула (7. 21) примет вид: сгдоп = 30,8 • 10* кГ/см. (7. 22) Следует иметь в виду, что расчет но этой формуле носит весьма условный характер. Положение, однако, облегчается тем, что для подавляющего большинства технологических трубопроводов потеря устойчивости практически не может иметь места. Поэтому необходимость в уменьшении допускаемых пролетов при проверке по формуле (7. 22) возникает крайне редко. Указанная проверка заключается в том, что определяются максимальные сжимающие продольные напряжения в трубопроводе ас«= J + 1,2- (7.23) и сравниваются с допускаемыми напряжениями, вычисляемыми по формуле (7. 22). Напряжения Сск не должны быть больше, чем Одоп. В противном случае пролет трубопровода должен быть уменьшен. Отметим, что второе слагаемое в первой части формулы (7. 23) принимается во впимание лишь для трубопроводов с линзовыми компенсаторами. § 61. Определение нагрузок, действующих на опоры трубопроводов Правильный выбор расчетных нагрузок имеет очепь важное значение с точки зрения создания рациональных и экономичных опор под трубопроводы. Ниже излагаются рекомендации но этому вопросу, разработанные ВНИИСТ и Гипрогазтоппромом, учитывающие по возможности действительные условия совместной работы трубопроводов и их опор. В табл. 67-70 приведены допускаемые пролеты в м для неизолированных и изолированных газонроводов, изолированных паропроводов и изолированных продуктопроводов, изготовленных из сталей рекомендуемых марок. При пользовании этими таблицами следует иметь в виду следующее. 1. Таблицы составлены для нормальной температуры (О < f < < 100° С). Если трубопроводы эксплуатируются при повышенных температурах, допускаемый из условий эксплуатации пролет может быть получен путелг умнолхония соответствующего табличного значения на величину 1/ где - расчетное сопротивление по пределу текучести при нормальной температуре, & R\ - расчетное сопротивление по пределу текучести при повышенной температуре. Остальные величины пролетов пе изменяются. 2. В табл. 67, 68 значения допускаемого пролета, определенные из условий эксплуатации, соответствуют минимальной (из приведенных) толщине стенки; при этом числитель соответствует максимально допустимому (по формулам (7. 4)) эксплуатационному давлению в трубе, а знаменатель - полному отсутствию давления в трубе. Если требуется определить велт1чину допускаемого пролета при другой толщине стенки и каком-то промежуточном значении давления, ое можно приближенно получить путем интерполяции табличных значений, считая, что зависимость допускаемого пролета от толщины стенки такая же, как и из условий гидравлического испытания (соседний столбец). 3. ДQпycкaeмыe из условия ировисания пролеты не зависят от температуры и толщины стенки и, как правило, меньше допускаемых из условий эксплуатации. Поэтому их значения следует принимать лишь в тех случаях, когда из требований технологии вытекает необходимость резко ограничить количество конденсата, образующегося в трубопроводе после его отключения. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 [ 101 ] 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||