Главная Переработка нефти и газа ветствующую температурной деформации трубопровода; таким образом, гибкая стойка рассчитывается как консольная балка, загруженная заданным смещением конца; в) для ?кесткпх промежуточных опор со скользящими или Катковыми опорными устройствами для определения горизонтального усилия вдоль трассы применяется формула Ррасч = дрг, (7.31) где q - погопный вес трубопровода в кГ/м; I - расстояние между опорами в м; р, - коэффициент трепия. Для скользящих опорных устройств этот коэффициент принимается равным: при трении стали о сталь и стали о чугун - 0,3, при трении стали о бетон - 0,6. Применяемые катковые устройства должны гарантировать отсутствие заклинивания катка в процессе эксплуатации. При этих устройствах 0,05 (7.32) -ГП- XT П 2 IIIIJ CXI* Рис. 177. Схемы участка трассы. 7 -мертвая точка; г - П-образный компенсатор; 3-линзовый компенсатор; 4 - задвижка. где R - радиус катка в см. Расчетные горизонтальные усилия вдоль трассы, действующие па разгруженные анкерные опоры нри прокладке одного трубопровода (рис. 177) определяются следующим путем: а) при отсутствии в смежных пролетах задвижек (рис. 177, айв) горизонтальное усилие находят как разность усилий, включающих распор ко.лтенсатора и силы трепия, или упругие реахщии па промежуточных опорах, действующих слева и справа от рассматриваемой анкерной опоры; при этом меньшее по величине усилие умножается па коэффициент, равный 0,8. Таким образом, усилие, действующее на опору Я, определяется но следующим формулам: при двухшарнирных промежуточных опорах Ррасч - - 0,8 Р, при гибких промежуточных опорах Рросч = {Р, -R,]-0,8 [Р, + Лг); (7.33) (7.34) по схедгс Ррэсч-Л-L >:Л,, (7.38) расч --Px + Ri + Р, (7. 39) при жестких опорах: но схеме б /расч Px + q\i{l- 0,8 k), (7. 40) по схеме г Рр.с. = + g (Z, - 0,8 h) + p. (7.41) Усилие, определенное по формулам (7. 33) - (7. 41), должно быть принято НС меньше горизонтальпого усилия, действующего на промежуточную опору. Ири двухшарнирных и гибких нромежуточных опорах одновременная прокладка нескольких трубопроводов допускается лишь при условии, что один из трубопроводов максимального диаметра, называемый «ведущи.м», шарнирпо связагг с траверсами промежуточных опор. В это.м случае горизонтальное усилие, действующее на стойки промежуточных опор, определяется слеующим нутел!: а) при одноярусных двухшарнирных опорах (рис. 178, а) горизонтальное усилие вдоль трассы, действующее па стойки промежуточных опор, равняется пулю; б) при одноярусных гибких опорах (рис. 178, б) их стойки рассчитываются как консольные балки, загружешпле па конце горизонтальным смещегшем, равным величине темнературпого удлинения «ведущего» трубопровода; таким образом, искомое горизонтальное при жестких проможуточпых опорах Ррасч -iPi + qv-h)- 0,8(2 + 9Ц У- (7.35) В этих формулах принято, что суммарное усилие слева больше, чем справа: иод и R подразумеваются суммы упругих реакций промежуточных гибких опор, расположенных слева и справа от опоры Н; б) если в одном из смежных пролетов имеется задвижка (рис. 177, б я г) для определения усилия на опору имеем: при двухшарнирных опорах: по схеме б РрйСЧ= Pll (7.36) по схеме г Ррасч ==-Р,-г Р, (7.157) при гибких опорах: по схеме б 2 -. Рис. 178. Одиояруслые промежуточные ОБоры. а - двухшариирная опора; 6 - гибкая опора; 1 - труб()Ц])01юд; 2 - опоры; з - шарнир; 4 - защемленные концы стоек. усилие оиределяется как упругая реакция стойки, возникающая вследствие смещения ее верхнего конца на заданную величину; в) при двухярусных двухшарнирных опорах (рис. 179, а) стойки рассчитываются на горизонтальные усилия, равные суммарной силе трения, возникающей на скользящих или Катковых опорных устройствах ведомых трубопроводов, расположенных на траверсе, не несуще!! «ведущий» трубопровод; определенное таки.м образом горизонтальное усилие прикладывается к верхним 1хОнцам стоек опоры, причем последние считаются защемленными на уровне нижнего яруса оноры (рис. 179, б); г) при двухяруспых гибких опорах (рис. 180) стойки рассчитываются как к(Л1Солы1ые балки, загружмшые на конце смещением, равным вел1!чипе те.л1иературпого удлинения ведущего трубопровода. Расчет траверс двухшарнирных и гибких опор производится в соответствии со следующими схемами загружепия: а) сечение траверсы, несущей ведущий трубопровод, в место шарнирного соедине1гия с ни.м принимается жестко защемлеп-jfbiM; если но одну сторону от лодуи1;его трубопровода через траверсу проходят дополнительно однп-два трубопровода, то траверса рассчитывается на сосредоточенные усилия, ириложе1тые в местах опирания дополнительных ведомых трубопроводов (рис. 181,6), которые определяются но формуле (7.31); б) траверсы, пе несущие ведущий трубопровод, рассчитываются как свободно одюртые балки, загруженные силами трения от распо-ложитых па них ведолшх трубопроводов (см. рис. 181, в); если число ведомых трубопроводов ire больше Д1!ух, силы трения прикладываются в местах опирания ведомых трубопроводов и определяются по формуле (7. 31); если же число ведо.мых трубопроводов, расно- Рис. 179. Расчетная схема двухярусной двухшарнирной опоры (а) и схема для расчета стоек (б). 1 - ведущий труСопронол; 2 - ведомый труСонровод. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 [ 103 ] 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||