Главная Переработка нефти и газа ГЛАВА ШЕСТАЯ РАСЧЕТ НАДЗЕМНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ § 53. Общие положения При проектировании магистральных трубопроводов в ряде случаев более целесообразным рошеииел! является применение надземных переходов через небольшие реки, овраги, балки, каналы и другие виды естественных преград. Опыт показал, что падзелпп>1е переходы во многих случаях являются более экополтичными по сравнению с подземными, и поэтому они находят все большее при-.менепио при сооружении магистральных газопроводов и нефтепродуктопроводов . Надземная прокладка магистральных газопровод»!! при.меняется в пустынных районах, вдали от паселенпых пунктов и промышлеп-ных предприятий, в болотистых и горных местах, северных районах и районах вечной мерзлоты, районах горных выработок и оползней, а также иа переходах через естественные и искусственные препятствия. В каждонг отдельном случае падзеггная прокладка трубопроводов должна быть обоснована технико-гжоподтческими расчета*ги и должна удовлетворять требованиям безопасности. При проектировании надземных переходов применяются следую-ш,но конструктивные системы: балочные, гапренгельные, арочные и висячие. При любо.м конструктивном решении должна использоваться несущая способность самого газопровода. Величины перекрываемых пролетов зависят от принятой схемы и конструкции перехода, диаметра и толщины стенки труб, ма1)ки стали, метода лонтажа и района укладки трубопровода. Надземные переходы проектируются как с самокомпенсацией, так и без самокомненсации продольных деформаций. Для компенсации продольных деформаций применяются И-, Г- и Z-образные компенсаторы, а также зигзагообразная укладка трубопровода в плане («змейка»). Г-образные компенсаторы устанавливаются по концам открытого участка под углом или вертикально. Вертикально установленные компенсаторы могут воспринимать нагрузку и служить опорой для трубопровода. Для компенсации температурных деформаций допускается применение гнутых, штампованных или сварных колен радиусом изгиба, равным не менее 1,5 диаметра трубы. Ири зигзагообразной укладке в виде ломаной линии в местах излома желательно применять колена, допускающие проход ерша для очистки трубопровода. Рис. 145. Надземный балочный консольный переход D ~ 720 мм. Как показали проверочные расчеты и опыт, прямолинейные балочные переходы, имеюи,ие не более трех пролетов (60-80 л), могут проектироваться без компенсаторов. При отсутствии компепси-руюп;их устройств опоры трубопроводов пе должны допускать поперечных смещений последних. 15 зависимости от условий местности переходы трубопроводов через естественные и искусственные препятствия могут проектироваться симметричными, несимметричными, горизонтальными и наклонными. При надземной прокладке трубопроводов через водные преграды, овраги и балки, возвышения низа трубы или деталей пролетного строения устанавливаются: 19 Зача.ч 995. а) при пересечении небольнгих оврагов и балок, где не может быть ледохода, - не менее 0,5 м от горизонта высоких вод 10% обеспеченности: Рис. 146. Надземный переход с наклонным ко.мпепсатором D = 720 мм. isio ЩО 160,0 Ш,0 Рпс. 147. Схема писячого перехода. б) на несудоходных и иесплавных реках, при пересечении больших оврагов, где возможен ледоход, на судоходных и сплавных реках, в несудоходных и несплавных пролетах - не менее 0,75 м пад 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||