Главная Переработка нефти и газа парафинивания нефтепровода н приведенных затрат па пропуск скребков минимальна. При эксплуатации трубопроводов, транспортирующих парафинистые нефти, необходимо проводить ир()()илактические мероприятия по предотвращению образова1П1я отложений парафина. К важнейшим из них относятся: исключение закачки в трубопровод ьшкопивндейся в резервуарах парафинистой взвеси (шлака); в соответстпии с ГОСТ 1510-84 металлические резервуары должнг,! периодически подвергаться очистке (не менее двух раз в год для авиациоииь!х нефтепродуктов, не менее одного раза для светлых нефтепродуктов и ие менее одного раза в два года для нефти и темных нефтепродуктов); термообработка высокопарафпнистой нефти, которая заключается в подогреве нефти до определенной для каждого сорта температуры и охлаждении. При этом термообработанную нефть для большего эффекта рекомендуется смешивать с маловязкой нефтью; механическое перемеишвание и перекачка переохлажденной нефти; они целесообразны, когда кристаллы парафина вместе с адсорбированными на них смолами теряют способность цементироваться друг с другом и прилипать к стенкам трубопровода и поэтому уносятся потоками нефти; при этом необходимо поддерживать критическую скорость перекачки, когда указанные частицы [шходятся в потоке нефти во взвешенном состоянии; разбавление парафинистой нефти малопарафинистой, как это практикуется при перекачке озексуатской парафинистой нефти, разбавленной малгобекской нефтью, или разбавление такой нефти газолином, при этом надо учитывать, что добавки, вводимые в перекачиваемые нефти для понижения их вязкости, не должны уменьшать долю транспортируемого нефтесырья в общей пропускной способности трубопровода, а также иметь в виду, что вводимые разбавители в некоторых случаях могут способствовать более интенсивному выпадению парафина; добавка к высокопарафинистой нефти специальных присадок, сжижающих нефть, т. е. уменьшающих вязкость и отложение парафина на стенках трубопровода. Скопление воздуха в трубопроводе, засорение его песком, образование ледяной пробки, отложение парафина можно определить по излому фактической линии гидравлического уклона (рис. 9.8). Линия гидравлического уклона строится на профиле трубопровода по показаниям манометров, установленных в колодцах линейных задвижек. На участке трубопровода, где произошло засорение, гидравлический уклон имеет большую величину. На рис. 9.8, судя по излому линии гидравлического уклона i, засорение произошло между 64-м и 70-м километром и, вероятнее всего, в овраге. Воздух, скапливаясь в наиболее высоких местах трассы, суживает живое сечение трубопровода. В суженных местах создается больнюе сопротивление, на преодоление которого расходуется значительный нанор, развиваемый насосами. Если на перегоне между перекачивающими станциями много таких воздушных «мешков», то они могут погасить большую часть развивае- Рис. 9.8. Профиль трубопровода с панессниой иа нем линией гидравлического укл<и1а мого насосами напора. Иногда потери настолько велики, что на преодоление их не хватает давления насосов и нефть или нефтепродукт не поступает на соседнюю перекачивающую станцию. Для удаления воздуха из трубопровода на всех повышенных местах трассы в трубопровод обычно монтируют патрубки с кранами или вентилями, называемыми вантузами. Вантуз служит также для выпуска из трубопровода воды. Диа.метр вантуза d зависит от диаметра трубопровода D, на котором он монтируется d-D\Jmvl<ss, где т - коэффициент объема выпускаемого воздуха, равный 0,9-I; v - скорость выдавливания воды; О) - скоэость воздуха, проходящего через вантуз. Скопившийся воздух в трубопроводе можно удалить также путем создания определенной скорости перекачки жидкости, при которой пузырьки воздуха захватываются ею и уносятся на конечный пункт трубопровода - в резервуары. Выносную скорость потока жидкости, необходимую для удаления воздуха из трубопровода для средних его уклонов, равных примерно 40° на нисходящих участках, при турбулентном движении маловязких иепеиродуктов можно определить по формуле, предложенной 1 К. Касперовичем: AjgDdl, где g - ускоре!Ние свободного падения; dn -диаметр воздушного пузыря, равный примерно 0,2 см. Для трубопровода диаметром 250 ым v„ == 78 см/с, диаметром 500 мм - 86 см/с и диаметром 1000 мм - 95 см/с. В настоящее время для удаления из трубопровода од1ювременно воды, механических примесей и по,здуха перед закачкой нефти и нефтепродукта по трубопроводу пропускают механический разделитель в виде поршня или шара из бепзостойкой резины. Резиновые ишровые разделители и поршни изнаишваются, пройдя примерно 80-120 км в зависимости от шероховатости внутренней поверхности трубопровода. Ориентировочио местонахожде1И1е иоришя / можно оцешггь, зная объем нефти V.,, закачиваемой в трубопровод после пуска скребка: / == VJV = QAr/V, где V - объем нефти в единице длины трубопровода; Q - пропускная способность трубопровода; Ат - отрезок времени после запуска поршня. 9.4. ОЧИСТКА ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГАЗОПРОВОДА БЕЗ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПЕРЕКАЧКИ ГАЗА При эксплуатации магистрального трубоприьода происходит загряз" нение его внутренней поверхности частицами породы, окалиной, отслоившейся от труб, конденсатом, водой, метанолом и т. д. Это приводит к увеличению коэффициента гидравлического сопротивления и соответственно к снижению пропускной способности газопровода. Внутреннюю поверхность газопровода от загрязнений очищают следующими способами: периодически очистными устройствами без прекращения перекачки газа; разовым использованием очистных устройств с прекращением подачи газа; установкой конденсатосборников и дренажей в пониженных точках газопровода; повышением скоростей потоков газа в отдельных нитках системы газопроводов и последующим улавливанием жидкости в пылеуловителях КС. Наиболее эффективный способ очистки - без прекращения подачи газа при помощи очистных устройств. Этот способ позволяет постоянно поддерживать коэффициент гидравлического сопротивления газопровода, равным первоначальному значению. Периодичность пропуска очистных устройств можно оценить по увеличению гидравлического сопротивления газопровода. В качестве очистных устройств применяют очистные поршни, скребки, поршни-разделители. В зависимости от вида загрязнений (твердые частицы, жидкость) применяют и определенные очистные устройства. Основное требование к ним: быть износостойкими, обладать хорошей проходимостью через запорные устройства, простыми по конструкции и дешевыми. Наиболее часто применяют очистные устройства типа ДЗК-РЭМ, ОПР-М, позволяющие одновременно очищать полость газопровода от твердых и жидких веществ. Для очистки газопроводов больших диаметров применяют поршни-разделители ДЗК-РЭМ-1200, ДЗК-РЭМ-1400, ОПР-М-1200, ОПР-М-1400. Поршень-разделитель ОПР-М-1400 представляет собой полый металлический корпус, на котором расположены кольцевые очистные элементы, конструктивно подобные автомобильной покрышке. Они поджаты распорными втулками с установленными на них [юролоновыми кольцами. Поршень монтируют с двумя, тремя и более очистными элементами. Для движения поршня по газопроводу на нем создается определенный перепад давления, который зависит в основном от его конструкции. Создаваемый перепад давления на поршне в среднем равен 0,03-0,05 МПа. Скорость движения поршня в газопроводе зависит от скорости движения газа, наличия загрязнений в нем, герметичности соприкасающихся поверхностей. Она составляет 85-95 % скорости газа в газопроводе. На всех проектируемых и вновь вводимых магистральных газопроводах предусматривают устройства по очистке внутренней полости газопровода от загрязнения при помощи пропуска очистных поршней. В состав устройства входят узлы пуска и приема очистных поршней, система контроля и автоматического управления процессов очистки. Узлы пуска и приема очистных поршней распола- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 [ 104 ] 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||