Главная Переработка нефти и газа 6.8. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА СМЕСИ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКЕ Количество смеси, образующейся в каждой зоне контакта последовательно пер(ч<ачиваемых нефтепродуктов, составляет 0,5-1 % от объема трубопровода при турбулентном режиме перекачки, а для трубопровода большой протяженности достигает нескольких сотен кубических метров. При остановках перекачки, большом объеме первичной смеси и малой скорости перекачки количество смеси может в 2-3 раза превысить номинальное ее количество для конкретного трубопровода. Для уменьшения количества смеси на магистральных нефтеиро-дуктоироводах предусматривают организационные мероприятия, а также применяют разделители для полного или частичного разобщения последовательно перекачиваемых нефтепродуктов. Организационные мероприятия по уменьшению количества смеси предусматривают перекачку при нормальных и повышенных скоростях турбулентного потока нефтепродуктов (при Re >10 ООО), чтобы уменьшить эффективный коэффициент диффузии; правильный выбор порядка следования партии нефтепродуктов, обеспечивающего меньшие затраты на прием и реализацию смеси: максимально возможное увеличение партий нефтепродуктов (исходя из возможностей резер-вуарного парка), что позволяет уменьшить общее количество физических смесей в течение квартала, года; применение быстродействующих задвижек для уменьшения количества первичной смеси; предотвращение остановок последовательной перекачки, особенно при неблагоприятном рельефе местности. Перечисленные организационные мероприятия следует применять при проведении последовательных перекачек, так как они позволяют свести количество смеси к некоторому минимуму, определяемому гидродинамикой процесса смешения контактирующих жидкостей в процессе перекачки. Дальнейише уме!1ьшение количества смеси ниже этого минимума можно обеспечить, лишь применяя разделители, помещаемые в зону последовательно перекачиваемых нефтепродуктов. Разделители могут быть жидкостные и твердые. Жидкостный разделитель представляет собой буферную жидкость, помещаемую между последовательно перекачиваемыми нефтепродуктами. В качестве жидкого разделителя [фименяют какой-либо нефтепродукт или образовавшуюся ранее смесь последовательно перекачиваемых нефтепродуктов. Так, между бензином и дизел1>ным топливом можно поместить буферную партию реактивного топ.шва (или керосина). В этом случае бензин и дизельное топливо будут смешиваться с реактивным топливом, и эту смесь легче реализовать, чем смесь бензина с дизельным топливом. Объясняется это тем, что допустимые концентрации реактивного топлива к бензину и дизельному топливу в несколько раз больше (см. табл. 6.2) и для реализации смеси потребуется меньше «чистых» нефтепродуктов. В качестве разделителей стали чаще применять загущенные жидкости (так называемые полужидкие или гелеобразные разделители). Полу- жидкие разделители получают загущением некоторого количества одного из перекачиваемых нефтепродуктов или с помощью специальных студнеобразных полимеров. Применение полужидкого разделителя особенно целесообразно в том случае, если эффективный коэффициент диффузии его материала на несколько порядков меньше, чем у последовательно перекачиваемых нефтепродуктов. Расчеты показывают, что при последовательной перекачке бензина А-72 и дизельного топлива по трубопроводу диаметром 350 мм и длиной 180 км для надежного их разделения при помощи жидкой пробки требуется 20 м реактивного топлива ТС-1 или 3,2 м полужидкого разделителя. Твердые разделители представляют собой механические устройства, которые находятся между перекачиваемыми нефтепродуктами и перемещаются вместе с ними по трубопроводу. Эти устройства должны касаться внутренней поверхности стенок труб и предохранять тем самым перекачиваемые нефтепродукты от смешения. Эффективность действия твердых разделителей в значительной степени зависит от надежности такого контакта с поверхностью трубопровода в течение всего времени движения. Хотя конструкций твердых разделителей к настоящему времени предложено много, их можно разделить на два основных вида: манжетные и сферические. Манжеты у разделителей первого типа и сами разделители второго типа изготовляют из эластичного износостойкого материала, в основном из маслобензостойкой резины или полимерных материалов. При последовательной перекачке нефтепродуктов широко применяют шаровые резиновые разделители, а при последовательной перекачке нефтей - манжетные (рис. 6.19). Внутренняя полость шарового разделителя заполняется водой (зимой антифризом) до определенного давления, чтобы обеспечивать достаточно плотный контакт с внутренней поверхностью трубопровода. Запуск шаровых разделителей в трубопровод и прием их из трубопровода производятся при помощи специальных устройств (рис. 6.20). Камера запуска разделителей 4 приподнята под углом до 20" и заканчивается концевым затвором 3. Второй конец камеры 4 соединен с тройником 1. Последовательный ввод шаровых разделителей в тройник / осуществляется отсекающим механизмом 5, после чего они под действием силы тяжести (или под напором жидкости из линии, показанной пунктиром) попадают в основной трубопровод и их проход в него фиксируется сигнализатором 2. Приемная камера 6 опущена под углом Ю"" и имеет одну или две отводящие линии. Жидкость из камеры 6 после поступления туда разделителя откачивается насосом 7. Приход разделителя в камеру фиксируется сигнализатором. На промежуточных насосных станциях производится смена разделителей: прием перед станцией и запуск после станции другого разделителя. Для более лучшего разделения нефтепродуктов в одну и ту же зону их контакта помещают до трех разделителей, в том числе чтобы отделить зону первичной смеси от чистых нефтепродуктов. Опыт применения шаровых разделителей при последовательной перекачке показал, что они позволяют уменьшить количество смеси г" Рис. 6.19. Моханическне ряэде.пи-тел и: а - r(kpn4cckiiii; 6 M.)ii>KcTiibiii: / ---пластичная сф-pa; 2 пиуцер; 3 --niiyipcfiiim.i iKijHJCTb; -I уластичныс У11лс)111111с.И)иыо манжо-и: d - остоп раадслитоля; 6 - - TjiydoiipoiioA Рис. 6.20. Устройство для напуска и приема (фсрнческих разделителей на 20 40 "о. Износ разделителен от трения о стенки труб, а также наличие в трубопроводе участков с pa.iiioii толш,иной стенок труб, поперечных сварных стыков и первичной смеси являются причинами неполного разделения перекачиваемых ие(отепродуктов. Эффективность перекачки с разделителями может быть определена по формуле - I разд i где /ралд - критерий качества смеси при перекачке с разделителями; /„. к - критерий качества при перекачке с непосредственным контактом нефтепродуктов. Целесообразность нocлeдoвaтeлыиJЙ н(фекачки с разделителями определяется в каждом конкретном случае путем сопоставления приведенных затрат при перекачке с разделителями и с непосредственным контактом нефтепродуктов. 6.9. ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕЙ Количество смеси при тюследовательной перекачке нефтей обычно бывает несколько увеличенным ио сравнению с количеством смеси при перекамке светлых нефтепродуктов вследствие большой вязкости нефтей и у,иеличенного эффективного коэффициента диффузии. При последовательной перекачке нефтей с разным содержанием воды, а также мехашшеских примесей hjut cojieii ибъеи смеси дополнительно увеличивается из-за смывания солей, отложений или механических примесей со стенок трубопровода партией ие(ти с меньпшм содержанием этих примесей. Например, ири последовательной перекачке обессоленной и сырой нефтей головная часть партии обессоленной нефти будет насыщаться солями, смываемыми со стенок трубопровода, где они скопилтсь в период прохождения партии сырой нефти. Вследствие значителыюго объема смеси последовательную перекачку сырьи и обессоленных нефтей проводят с твердыми разделите- 8 Заказ № а091 225 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||