Главная Переработка нефти и газа оперативный конт[)оль за выполнением прю1ятых решений. При этом реализуются следующие функции: автоматизация сбора, обработки оперативных сведений и регистрации их в диспетчерских журналах; выдача концентрированной информации в удобном для использования виде; автоматический контроль за параметрами режимов с выдачей диспетчеру предупредительных и аварийных сведений; расчет фактических параметров работы системы; обслуживание стандартных запросов работников ЦДУ и руководителей отрасли. Комплекс задач учета и контроля выполнения планов добычи, транспорта и распределения нефти, нефтепродуктов и газа предназначен для совершенствования учета и контроля выполнения планов добычи, транспорта и распределения с целью повышения качества и оперативности управления трубопроводными системами путем применения современных средств сбора и обработки данных. В рамках АСДУ трубопроводным транспортом работа может проводиться по следующим основным направлениям: автоматическое ведение журналов оперативного суточного учета фактической добычи, транспорта и потребления нефти, нефтепродуктов и газа; разработка ]ювых форм документов, отражающих динамику развития систем трубопроводного транспорта; сравнительный анализ работы отдельных объектов и трубопроводных систем в целом за отчетный период с соответствующим периодом прошлых лет; увязка математического и информационного обеспечения но всем уровням управления отраслью с организацией интегрированной системы обработки данных на базе АСУ ВПО и АСУ ПО. Глава 10 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ 10.1. ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ Эффективным направлением в интенсификации трубопроводных систем (ТС) и повышении надежности его оборудования является использование прогнозирующего диагностического обеспечения, в том числе таких составляющих, как основное и управляющее оборудование, базирующееся на современных автоматизированных средствах получения информации о фактическом состоянии оборудования и эффективных средствах ее обработки. Для этого необходимо располагать методами построения диагностического обеспечения, в которых могли бы сочетаться как существующие разрозненные и недостаточно используемые средства диагностирования, так и новые перспективные решения. Эта методология должна включать методы и средства построения диагностических мод(!лей, оценки степени их достоверности и эффективности, рекомендации по использованию и размещеншо на объектах средств диагностирования. Все используемые и перспективные методы и средства объединяются и концентрируются в рамках единой отраслевой системы диагностирования Т(] с единой целью и едиными задачами. Наличие такой системы позволит обоснованно планировать сроки вывода оборудования в ремонт, сократить его продолжительность, улучшить качество, уменьшить стоимость, сэкономить материальные ресурсы, своевременно обеспечить снаЗжение запчастями. При этом сокращается число вынужденных остановок за счет раннего обнаружения дефектов и их устранения. Получения своевременной информации можно достигнуть только автоматизацией процессов диагностирования, совместным использованием: средств вычислительной техники и методов прогнозирующего диагностирования. Такая постановка задачи, в свою очередь, требует разработки общей процедуры создания систем диагностирования ТС и его оборудования. Наличие научно обоснованной последовательности действий при разработке систем диагностирования позволит в значительной степени формализовать и автоматизировать процесс их создания. Система технического диагностирования (СТД) содержит следующие элементы: объект диагностирования (ОД), технические средства диагностирования (ТСД) и человека-оператора. Диагностическое обеспечение включает в себя перечень оцениваемых показателей, методы их оценки, условия работоспособности, признаки наличия дефектов и алгоритмы, программы и ТСД. Диагностическое обеспечение можно получить в результате анализа одной или нескольких диагностических моделей трубопроводной системы. Диагностическая модель является формальным пр(датавлением объекта, учитывающим возможные изме- нения его состояний. Параметры, которые характеризуют существенные свойства трубопроводной системы, называют определяющими, которые и используются в соответствующих определенному технологическому режиму транспорта газа моделях. Определение и классификация диагностических параметров - достаточно сложный и неформализованный процесс, который выполняют в несколько этапов. На первом этапе предварительно назначаются существенные и диапюстические параметры. Для этого используются знания и опыт специалистов. На втором этапе уточняют предварительно выбранные параметры путем использования различных формальных методов. Если определяющие параметры выделены, то составляют и выбирают диагностические модели, число которых определяется спецификой трубопроводной системы и условиями ее эксплуатации. По выбранным моделям назначают (определяют) прямые и косвенные показатели (параметры), которые предстоит оценить с помощью ТСД. После того как выбрана диагностическая модель трубопроводной системы, используют принципы теории идентификации - наблюдаемость, управляемость и различимость. В общем случае в ходе анализа процессов взаимодействия элементов трубопроводных систем можно определить максимальное значение выбранного критерия (прямые задачи) или значения показателей, характеризующих трубопровод и его оборудования и ТСД, которые обеспечивают достижение заданного критерия (обратные задачи). В процессе проектирования системы диагностирования ТС на первом этапе исходят из ситуаций, складывающихся иа практике, и которые, например, могут быть сведены к следующим задачам. Первая задача. Определить значение выбранного критерия при заданных показателях, характеризующих свойства ТСД трубопроводов, процессы диагностирования и режим работы трубопроводов. Вторая задача. Для заданных ТС и технических средств в предположении, что режим работы трубопровода строго регламентирован, определить значения показателей, характеризующих процесс диагностирования, которые обеспечат заданный показатель организации СТД. Подобная задача возникает в том случае, когда назначение трубопровода, его конструктивные особенности и специфика использования строго регламентируют показатели его работы и ТСД. Третья задача. Для заданных ТС и ТСД наилучшим образом (в каком-то смысле) организовать процесс исгюльзования и диагностирования. Задача такого рода возникает тогда, когда в отличие от предыдущего случая имеется возможность перестроить или повлиять на организацию диагностирования с целью достижения наибольшего эффекта в смысле принятого критерия организации СТД для объектов периодического использования. При этом разработчики СТД могут обоснованно рекомендовать целесообразные периодичности диагностирования и использования объекта. Четвертая задача. Для заданной трубопроводной системы, у которой строго регламентированы режимы работы и процессы диагностирования, определить показатели ТСД при определенном значении критерия организации СТД. Такая задача возникает, как правило, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 [ 114 ] 115 116 117 118 119 120 121 |
||