Главная Переработка нефти и газа стральными, во многих случаях многониточными трубопроводами, жесткая технологическая связь с добывающими комплексами и многочисленными потребителями, рост комплекса средств регулирования, резервирования и переработки нефти и газа привели к формированию сложнейшей транспортно-энергетической системы страны, ядром которой являются системы магистрального транспорта газа, нефти и нефтепродуктов. Взаимодействие, взаиморезервирование между магистральными трубопроводами создают гибкость в маневрировании потоками нефти, газа и нефтепродуктов, повышают надежность нефте-газоснабжения промышленных центров страны и населения из различных нефтегазодобывающих районов и районов нефтепереработки, способствуют максимальному использованию производственных мощностей нефтяных и газовых промыслов и систем магистральных трубопроводов. Основной чертой современных систем нефтегазоснабжения является их масштабность. Второй важной особенностью является динамичность, связанная с темпами развития нефтяной и газовой промыш-ленностей и систематическим повышением удельного веса газа в топливно-энергетическом балансе. Третья особенность состоит в последовательной концентрации мощностей. Четвертая особенность - систематическая централизация нефтегазоснабжения, повышение уровня централизации. Вместо отдельных изолированных систем возникли единые взаимосвязанные системы нефтегазоснабжения. Отличительная черта систем нефтегазоснабжения по сравнению с другими энергетическими системами - это изменение ее ресурсной части. Перемещение добычи нефти и газа из одних районов в другие, причем существенно отдаленные от центров потребления, чрезвычайно осложняет размещение нефтегазотранспортных магистралей, ухудшает экономические показатели, тормозит освоение ресурсов. Однако это - объективная реальность, с которой нельзя не считаться, а при развитии необходимо своевременно предвидеть. Еще одна отличительная черта - значительная замедленность технологических процессов. Эта особенность нефтегазоснабжающих систем приводит к тому, что, например, для них в целом не существует совмещенного графика в суточном и недельном периодах. Совмещенные графики возможны лишь для месячных или сезонных периодов. Специфика нефтегазоснабжающих систем как больших систем проявляется также в следующем. 1. Их создание преследует цель обеспечить плановые поставки нефти, нефтепродуктов и газа при минимуме народнохозяйственных затрат с учетом возможности перестраивать поведение системы в случае изменения плановых объемов нефтяных и газовых ресурсов, ограничений по металловложениям, ввода новых потребителей, колебания нефтегазопотребления. Кроме того, должны быть предсказаны параметрическое изменение элементов (скопление гидрата, изменение характеристик агрегатов, пласта, скважин, установок и т. д.), температурное влияние на их работу. 2. Сложность иерархической структуры управления. Организа- ция управления осуществляется на основе сочетания централизованных и децентрализованных нриицниов. Между технологическими объектами и функциональными подсистемами, а также между развиваемой структурой и илаиопыми подразделениями имеются многофакторные технологические и информационно-управленческие связи, с помощью которых на основе накопленного опыта в различных иерархических уровнях проявляются самоорганизация и адаптация. 3. Системность. Данное свойство больших систем проявляется как между подзадачами различного уровня одной и той же задачи, так и между различными по своему существу задачами. Например, можно обособить задачу оптимального управления компрессорными станциями, ие теряя основных связей с задачами по системе газопроводов, задачу оптимизации добычи газа от задачи по транспорту и т. д. Задачи оперативного управления и текущего оптимального планирования, регулирования неравномерности газопотребления и надежности, текущего и перспективного планирования также находятся во взаимосвязи. 4. Размерность с!1стем нефтегазоснабжения. Ввиду чрезвычайно большого числа элементов, звеньев, подсистем, их входов и выходов, разнообразия выполняемых функций, многопараметричности и распределенности параметров, особенно при условии более точного их восиронзведешги, их размерность достигает очень большой величи1шь 5. Целостность, Существующие системы нефтегазоснабжения обладают целостностью в техио.югическом смысле, т. е. объекты объединены в технологические подсистемы «промысел-трубопровод-потребитель», что проявляется и в организационно-управленческой сфере деятельности. Однако наряду с этим имеются достаточно обособленные технологические объекты. В ближайшем будущем намечен быстрый рост стенени целостности; появляются магистральные трубопроводы - перемычки, ко1ггурные трубопроводы, миогоииточные межсистемиые магистрали, п целом образующие сеть трубопроводов высокой нлотиости. Целостность систем и их основной части - системы магистрального транспорта нефти и газа не противоречит искусственному делению на автономные подсистемы. Как правило, такое деление облегчает решение проблемы оптимизации, так как позволяет применить принципы построения поуровневых и пообъектных решений. Однако нельзя забывать того, что абсолютно обособить подсистемы невозможно. Главной причиной этого является то, что глобальное оптимальное решение по всей системе в целом нельзя получить, суммируя изолированно найденные оптимальные решения по отдельным подсистемам. Это вытекает из того, что системы нефтеснаб-жения в целом и отдельные ее подсистемы относятся к открытым большим системам. 6. Изменение планов материально-технических ресурсов. Из-за возможных некоторых диспропорций в народном хозяйстве, температурных и параметрических колебаний, аварийных состояний возможны существенные изменения планов по ресурсам. Кроме того, неточность исходной информации приводит к неоире,целенности состояния си- стемы, возникновению зоны равноэкономпческих решении, что в значительной мере ухудшает угловия принятия окончательных решений. Согласно TCxnojrariniecKOMy iipHfiujuiy системы нефтегазоснабжения делятся па подсистемь! добычи, трапспорта, храпения и использования газа и нефти. Для систем нефтегазоснабжения характерны тесные технологические связи, и поэтому ее делешче в большей степени условное. Точно так же, как и для других энергетических подсистем, для них нельзя получить глобальное оптимальное решение на верхнем иерархическом уровне по реи1ениям, полученным на различных уровнях в отдельности. Таким образом, для них же характерно деление по территориальному признаку согласно следующей иерархии: страна-район-предприятие. Связи между технологическими подсистемами в энергетике принято называть горизонтальными связями, а связи между иерархическими уровнями согласно территориальному признаку - вертикальными связями. Можно сказать, что системы нефтегазоснабжения представляют единый комплекс иерархически построенных, вертикально и горизонтально расположенных и автономно функционирующих [юдсистсм. Иерархическая система оиеративио-диспетчерского управления системами нефтегазоснабжения формировалась с основными этапами их развития: с созданием магистральных систем возникла необходимость организаш»! диспетчерских служб; образование объединений обусловило создание объедипенного диспетчерского управления (ОДУ); с дальнейшим развитием иот])ебова.юсь создание высших органов диспетчерского управлешт - центрального диспетчерского управления (ЦДУ). При последователыюм переходе от одного этапа к другому проис.кодило резкое усложиеиие объекта управления, возникали новые особенности режима, специфические трудности и задачи, что требовало развития научных исследований в области управления режимами, создания новых средств оперативного управления, применения более соверше1шых средств для иланировапия и анализа режимов, повышения уровня управлении [юрмальными и аварийными процессами. В основе построения системы диспетчерского управления трубопроводным транспортом лежат следующие принципы: разграничение оперативно-диспетчерского управления (в пределах ее функций) от административно-хозяйствепгюго руководства системами; иерархическое построение системы с прямым подчинением дежурного оперативного персонала каждой ступени персоналу более высокой ступени иерархии; предоставление персоналу каждой ступени максимальной самостоятельности в выполнении всех оперативных функций, не требующих вмешательства оперативного руководителя более высокой ступени; четкое разграинчеиие функций и ответственности оперативного персонала всех стуиене!! управления 1ю ведению нормальных режимов и ликвидации аварийных парушошй; строжайшая диспетчерская дисциилипа. Основным принципом ведения режимов при оперативном управлении является подчинение режима кал<дого низшего звена (части) требованиям обеспечения оптимального режима высшего звена (це- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||