Главная Переработка нефти и газа Рис. 4.16. Схема для расчета режима работы нефтепровода при отключении станции НОЙ точки профиля после Я„ (отрезок АВ). Из точки Bi проводим линию гидравлического уклона L. Отложив от точки А j напор Ядиф,,, (отрезок А2В2), увидим, что на станции 2 необходимо отключить один насос и лиuJний напор ас снять дросселированием. Но лучше отключить один насос на станции /, а на станции 2 погасить напор ас, тогда перегон между станциями 1 и 2 будет испытывать меньшее давление (см. линию гидравлического уклона ниже линии BiA). Далее, вычертив линию t на последнем перегоне, найдем, что на станции 4 следует отключить один насос (отрезок bd равен напору, развиваемому двумя насосами при расходе Q.J и снять дросселированием напор ed. Графическим способом расчета режима удобно пользоваться для контроля аналитического расчета. 4.13. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ Изменения условий перекачки в процессе эксплуатации (изменения расхода, временный выход из строя какой-либо станции и т. д.) могут привести к нарушению нормального режима работы нефтепровода: к кавитации на одних станциях и давлениям, превышающим предельное, на других. Это означает, что пропускные способности отдельных участков нефтепровода окажутся неодинаковыми. Согласование работы насосных станций (или, что то же, выравнивание пропускных способностей участков нефтепроводов) достигается регулированием. В результате регулирования подпоры перед станциями должны быть не меньше допустимых АЯд, а напоры не должны превосходить предельного значения Яд. При регулировании изменяется напор на насосной станции и одновременно расход. Регулирование может быть ступенчатое (отключение насосных агрегатов) и плавное, осуществляемое изменением частоты вращения двигателя или насоса, перепуском части потока нефти Рнс. 4.17. График к расчету регулирования работы насос-Fioii станции ИЗ нагнетательного коллектора во всасывающий и дросселированием потока. Регулирование отключением одного или нескольких агрегатов - наиболее экономичный способ. Он применяется в тех случаях, когда необходимо уменьшить напор на величину, близкую к напору, развиваемому по крайней мере одним насосом. Чтобы точно установить нужные напор и расход, ступенчатое регулирование должно быть дополнено плавным регулированием. Регулирование изменением частоты вращения двигателя не получило распространения, так как существующие схемы пока еще сложны, громоздки и дороги (имеются в виду электродвигатели). Регулирование изменением частоты вращения насоса может осуществляться при помощи специальных магнитных муфт или гидромуфт. Рассмотрим способы регулирования дросселированием, перепуском и при помощи муфт и сравним их по к. п. д. Пусть расход должен быть равен Q* и по характеристике трубопровода этому расходу соответствует напор Н. Напор Яст* на выходе из станции при расходе больше Я на величину Я (рис. 4.17). Чтобы получить расход Q, надо, очевидно, погасить напор Я. Определим к. п. д. регулирования дросселированием. Выразим полезную и затраченную мощности в виде QflPg и QifHjypg соответственно. Тогда к. п. д. Г1др=: Я,/Яст* или Т1др I - Я/Яст*. (4.41) При регулировании перепуском подача насосной станции равна Qq, поток нефти с расходом Qo-Q, должен циркулировать по обводной линии. Следовательно, при перепуске к. п. д. Цп = QJQa- Выразим т]п через величины Я и Яст*. Если уравнение характеристики насосной станции написать в виде Я = а-bQ, то л/(й-Яст*) ? и Q,: лЛаЩШ. Учитывая также, что Я* - Яст* -Я, получим тп л - - пли Tin - л \--- (4.42) При регулировании с помощью муфты крутящий момент на валу двигателя передается на вал насоса без изменения, т .е. Лдв/лдв = Л?*/«*, где Лдв и Пдв - соответственно мощность и частота враще1шя, отно- сящиеся к валу двигателя, а /V„ и - соответственно мощность и частота вращения, относящиеся к валу насоса. Следовательно, к, п. д. при этом способе регулирования равен л/Лдв. Это - полный к. п. д. (г1полн). Он включает к. п. д. при отключенном регулирующем устройстве муфты, т. е. максимальный к. п. д. т]п,ах = л/Лдв, когдэ всдомый вал вращается с наибольшей частотой 111, и к. п. д. регулирующего устройства муфты Цм = tijrii. Таким образом, Т)полн -- /г,/Лдв Гп,ах11м. Максимальный к. п. д. tifax для магнитных муфт находится в пределах 0,93-0,95, а для гидромуфт - в пределах 0,97-0,98; к. п. д. гм выразим в зависимости от Н = -Н,. Из известных соотношений njn == QJQ и п2/п -= HJH имеем т],, QJQ и H-HqVqI (4.43) Уравнение (4.43) - уравнение параболы подобных режимов работы насоса (на рис. 4.17 - пунктирная кривая). Расход Qi, соответствующий частоте вращения п, найдем совместным решением уравнения (4.43) и уравнения характеристики насосной станции. В результате будем иметь Qi -у а/{ЬH,/Q,). Далее, произведя замену Q2 = (й-Яст*)/& и = Яст,, - Я, получим T„=Vl-/a. (4.44) Из формул (4.41), (4.42) и (4.44) следует, что Цн >тдр и Г1м >т]п. Однако это не означает, что регулирование при помощи муфт всегда выгоднее. При сравнении регулирования при помощи муфт с остальными способами надо пользоваться не к. п. д. Цм, а полным к. п. д. гм. поли, который учитываст потери энергии при регулировании и постоянные потери. Последние имеют место не только во время регулирования, но и при работе нефтепровода, когда регулирование не ведется. Чем меньше частота и продолжительность периодов регулирования, тем менее выгодным оказывается регулирование при помощи муфт. Сравним теперь способы регулирования дросселированием и перепуском. Из формул т]др = QHJ(Q,,H„) и Т1„ = QHJiQH) следует, что если QqH, >С*Яст*, то т„ <: т]др. Иными словами, если мощность, потребляемая насосом (насосной станцией), с увеличением расхода возрастает, то регулирование дросселированием выгоднее регулирования перепуском, и наоборот. Насосы, применяемые на магистральных нефтепроводах, имеют пологие характеристики Q-Я; для них зависимость N N (Q) ~ возрастающая функция. Поэтому на магистральных нефтепроводах регулирование дросселированием выгоднее регулирования перепуском. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||