Главная Переработка нефти и газа ратуру Ткр, при которой происходит смена режима течения. Используя формулу Филонова-Рейнольдса, получаем rкp = ro + -ln:%, (8.6) Подставим значение 7кр из (8.6) в формулу Шуховг ч обозначим параметр Шухова при турбулентном режиме как Шут = - KjnDoUiQpc) Шут Ткр -То Следовательно, на участке О < л; Хкр режим течения нефти турбулентный, а при Хкр = X L - ламинарный. Температуру на обоих участках рассчитывают по формуле (8.5), в которой величину К определяют соответственно для условий ламинарного и турбулентного режимов течения. Зная длины участков с различными режимами течения жидкости, можно оценить потерю напора в трубопроводе суммированггем потерь напора /is == Лт t hn, где hi w hi, - потери напора при турбулентном и ламинарном режимах. При учете выделения теплоты за счет трения тепловой баланс участка трубопровода запишется в виде КлОо (Т-Го) dx GcdT [- Gidx, где i - гидравлический уклон. Разделяя переменные, получим 1 Ти - То - b In-----= ах T-To-b г = Го 4 й + (Гя - Го - 6) ехр (- ах), (8.8) где а - KnDo/(Gc„); Ь - С (ДлОо). Сравнивая полученное выражение с формулой В. Г. Шухова, видим, что при учете теплоты трения прирост температуры нефти А = (1-ехр (- ах)). Максимальный прирост при х -> оо Д ь. Для нефтепровода с разными значениями ко.9ффициентов теплопередачи Ki на отдельных участках длиной /; можно на основании (8.5) записать In ° -Kili. Тк i - То Gc Замечая, что Г,, hi Ткг и Г„; == Гк и складывая почленно, получаем Тк„-То Ос„ i=i Рде i порядковый номер участка; п - число участков. 8.3. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОРЯЧИХ НЕФТЕПРОВОДОВ Гидравлический режим горячих нефтепроводов в значительной степени определяется условиями его теплообмена с окружающей средой. С увеличением температуры транспортируемой нефти снижается ее вязкость и уменьшается потеря напора. При понижении температуры наблюдается обратная картина. Температурный режим нефтепровода зависит от пропускной способности, условий передачи тепла от нефти в окружающую среду и других факторов. Используя зависимость изменения температуры нефти, а следовательно, и ее вязкости по длине трубопровода, можно найти распределение давления по длине нефтепровода, транспортирующего высоковязкие нефти в подогретом состоянии, и оценять потери напора на ее перекачку. Для определения потерь напора используем уравнение Дарси- Лейбензона в дифференциальной форме dH = f>y-- 1-2, (8.9) откуда - P 7 -\-\" (0 A. {X) dx -z, (8.10) где Аг - разность геодезических отметок начала и конца трубопровода. Величина А, представляет собой поправку на неизотермичность потока в радиальном направлении. Если коэффициент Д считать постоянным по всей длине трубопровода, то интеграл в правой части последнего выражения имеет смысл средней интегральной вязкости нефти vfp== -j v"(x)dx. Тогда потери напора составят Н = ---ArL + Лг. Это выражение при А;- = I совпадает с формулой Дарси-Вейсбаха для определения потерь напора на перекачку нефти с вязкостью Vcp в изотермических условиях. Значение Vcp определяется температурными условиями транспорта и вязкостно-температурной зависимостью данной нефти. Примем распределение температуры нефти по формуле В. Г. Шухова, а зависимость V === V (Т) по формуле Филонова-Рейнольдса. Тогда v" vp == --ехр( -«m7o)exp f -«ш(Тн -Го)ехр( -ал:))х. L о После интегрирования с учетом того, что г cxp(ydy) Е1Ы -Ei(xi), J У получим ехр luni (Г„ - Го) IЕi [ ит (Г, - Т»)! - - Ei [-ат(Гн -То)ехр( -aL)J, где Ei (х) - интегральная показательная функция. Умножим правую часть последнего выражения на VH/[V(,exp (- иТн)] = 1, найдем v" V- = -f- ехр [ит (Тн-Го)1 (Ei [-«т(Т„-Т»)] - -Ei[-Mm(r„-T„)]}, где Vi - вязкость нефти при начальной температуре подогрева. Обозначим expMKT,-j:o)L j Ei I „ „„г (Г„- То) - Ei I - (Г„ - Тн)), aL тогда vj = v"A;. Коэффициент Д; характеризует отклонение вязкости нефти, а следовательно, и гидравлических потерь от значений, соответствующих изотермическим условиям при Т = Тн. С учетом полученных результатов потери напора на перекачку подогретой высоковязкой нефти составят Я-Р-Д,АН А2. (8.11) Анализ последней формулы показывает, что график распределения напора по длине нефтепровода имеет вид параболы, в то время как в изотермических условиях он линейный. Отклонение от линейного распределения связано с повышением вязкости нефти из-за ее охлаждения. Темп падения напора возрастает на конечном участке. При больших величинах (Тн-То) и малых (Тк-То) Ei[ -um(T„-To)] 0. В этом случае основное сопротивление движению потока создается на холодном конце трубопровода. У капельных жидкостей не все физические свойства зависят от температуры одинаково. Наиболее сильно зависит вязкость, гораздо слабее - плотность, теплопроводность и теплоемкость. Изменение температурных напоров (/ - tf) в сечении трубопровода в первую очередь приводит к изменению профиля скоростей, так как наиболее сильно меняется вязкость и, как следствие этого, к дополнительному 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 [ 88 ] 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||