Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

надземная прокладка трубопроводов

Газопроводы и нефтепродуктопроводы прокладывают в самых различных природных условиях. Трубопроводы строят в горных районах, в пустынях, в районах Крайнего Севера, они пересекают реки, овраги, ущелья, болота, дороги и другие естественные и искусственные препятствия.:Разнообразие условий прокладки трубопроводов требует различных методов их проектирования и строительства. Не всегда целесообразно укладывать трубопроводы в грунт. Нередко при пересечении естественных и искусственных препятствий более проста и дешева надземная прокладка трубопроводов.~] Метод прокладки выбирают на основании технико-экономиче-" ских расчетов и сравнения различных вариантов. Надземная прокладка трубопроводов в большинстве случаев целесообразна при пересечении оврагов и малых рек с крутыми берегами, каналов и больших арыков, на горных реках с блуждающим руслом и сильно размываемым дном, при плотных скальных грунтах, в районах горных выработок и оползней, при пересечении селевых русел. В условиях же Крайнего Севера и вечной мерзлоты надземная прокладка - основной способ сооружения трубопроводов.

При относительно небольшой протяженности открытого участка трубопровода (в пределах нескольких сотен метров или даже 2-3 км) температура транспортируемого продукта при прохождении по открытой части изменяется немного и, следовательно, наличие открытых участков мало отразится на режиме работы всего трубопровода, большая часть которого уложена в землю./Когда же длина надземной части трубопровода велика или когда между компрессорными или насосными станциями трубопровод целиком проложен над землей, то атмосферные условия скажутся на температуре транспортируемого продукта, особенно в конце данного участка трубопровода, что отразится на общем режиме его эксплуатации, производитель-но,ати иусловиях работы компрессорных и насосных станцийЛ

При строительстве надземных трубопроводов большой протяженности, как правило, применяют простейшие системы конструкций, в которых трубопровод работает как неразрезная балкаГПри пересечении рек, оврагов, ущелий и других препятствийиомимб балочных



конструкций применяют балки, усиленные дополнительными элементами (например, пшренгелями), арочные и висячие системы.

Во всех случаях [необходимо стремиться к максимальному использованию несущей способности самого трубопровода, конечно, с учетом надежности принятого решения, условий строительства и яксплуатации сооружений.




Рис. 1. 1. Переходы, построенные па одном из первых газопроводов.

Проектные решения надземных переходов, используемые до недавнего времени, часто были излишне усложнены. Применение защитных кожухов, тяжелых, а часто и ненужных опор, небольших пролетов увеличивало стоимость переходов.

На рис. 1. 1 приведены типы переходов, принятых на одном из первых газопроводов.

Наиболее дешевыми при строительстве, простыми и удобными в эксплуатации являются различные балочные системы, получившие в СССР широкое распространение на магистральных трубопроводах. В настоящее время балочными системами на трубопроводах диаметром 529-1020 мм перекрывают пролеты до 40-60 м.

В местах пересечения небольших оврагов и рек трубопровод укладывают прямолинейно, без устройства специальных опор в мес-

тах выхода его из грунта (рис 1. 2, а). В отдельных случаях при слабых грунтах, неустойчивых откосах и при максимальных




Рис. 1. 2. Балочные переходы.

а - простейший однопролетный прямолинейный; б - двухконсольный переход черев канал с наклонными компенсаторами по концам. канал

расчетных пролетах в местах выхода трубопровода из грунта под трубопровод кладут железобетонные плиты, уменьшающие давление на грунт. Аналогично однолролетньш могут устраиваться и



двух-трехпролетные переходы. Величина пролетов в прямолинейных одно-трехпролетных переходах в зависимости от диаметра труб, толщины их стенки п марки стали может назначаться при трубах диаметром 529-1020 мм до 25-40 м.

Значительные пролеты можно перекрыть балочными системами с консолями (рис. 1, 2. б). Средний пролетдвухконсольногоперехода с двумя опорами может достигать 50 м и более. По концам перехода устраивают наклонные компенсаторы, что позволяет обеспечить любой необходимый вылет компенсатора. Увеличивая длину консолей, трубопроводу можно придать небольшой подъем. При боль-шом числе пролётов следует предусматривать компенсацию темпева-турных напряжений.

/ При прямолинейной открытой прокладке на большой длине устанавливают обычные П- или Г-образные компенсаторы (рис. 1. 3, а). Размеры компенсаторов зависят от температурного перепада и длины участка между неподвижными опорами.

С целью компенсации температурных напряжений трубопроводы можно прокладывать также криволинейно, в виде пологой дуги или двух прямолинейных участков, направленных друг к другу под углом с криволинейным сопряжением. При числе пролетов более гаести-восьми трубопроводы целесообразно укладывать в виде горизонтальной «змейки»: ломаной линии с криволинейными вставками (рис. 1.3, б) или в виде плавной волнообразной кривой. -f При зигзагообразной прокладке трубопровода в виде «змейки» длина трубопровода получается меньше, чем при прямолинейной, с постановкой П- и Г-образных компенсаторов. Применение зигзагообразной прокладки позволяет беспрепятственно прочищать трубопровод поршнем или скребком («ершом»).

Для увеличения пролетов балочных систем в некоторых случаях применяют усиление наиболее напряженных участков трубопроводов либо шпренгельные конструкции. Шпренгельные системы могут быть однопролетными и многопролетными. Они достаточно легкие, но уменьшают габариты под трубопроводом и поэтому не всегда приемлемы. При больших пролетах необходимую жесткость шпрен-гельной спстелог в горизонтальной плоскости обеспечивают устройством двух наклонных шпренгелей (рис. 1. 4, а) или постановкой дополнительных горизонтальных шпренгелей.

В некоторых случаях, например когда требуется прокладка нескольких трубопроводов, делают специальный мост или эстакаду, на которой укладывают трубопроводы. Несущей конструкцией наиболее часто являются балки или фермы. Трубопроводы укладывают на пролетные строения с помощью скользящих или Катковых опорных элементов или крепят к ним на подвесках.

Из приведенных примеров видно, что балочные перодыдопу-скают большое многообразие решений и применяются наиболее широко.

( Различные конструктивные решения балочных переходов трубопроводов широко распространены на таких крупных сооружениях, 8

как газопроводы Джаркак - Бухара - Самарканд - Ташкент, Карадаг - Акстафа - Тбилиси и Акстафа - Ереван; нефтепровод «Дружба»; газопроводы Бухара - Урал, Орджоникидзе - Тбилпси,


Рис. 1. 3. Многопролетные балочные системы прокладки трубопроводов.

« - с П-обравными компенсаторами; 6 - аигаагообрааная прокладка в виде горизонтальной

«змейки» на подвесных опорах.

Беговат - Фергана - Тумнгук - Душанбе; на нефтепроводах Тихорецкая - Новороссийск, Тихорецкая - Туапсе и других маги- стральных трубопроводах.

Большие пролеты напболе§ дас10- перекрывают jbhch4hmh систе-мами переходов. Такие конструкции наиболее" целесообразны при пролетах переходов трубопроводов 80 и более метров.




[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72



Яндекс.Метрика