Главная Переработка нефти и газа Магистральные газопроводы нефте- и нефтепродуктопроводы делятся по строительным нормам и правилам (СНиП П-Д. 10-62) на четыре категории. Отнесение трубопровода к той или иной категории определяется местными условиями, конструкцией, требованиями безопасности и эксплуатации. Согласно СНиП П-Д. 10-62, к участкам I категории относятся надземные переходы через все судоходные водные преграды, железные и автомобильные дороги всех категорий, а также участки трубопроводов, прокладываемые в тоннелях, при пересечении селевых потоков и конусов выноса. К участкам II категории относятся: а) участки, примыкающие к компрессорньш станциям, протяженностью по 250 м от границ станций; б) участки, примыкающие к переходам через все железные дороги и автомобильные дороги I и II категорий в пределах охранной зоны, указанной в табл. 1. 1; в) участки, прокладываемые на заливных поймах водных преград при переходах по ним в одну нитку; г) участки при надземных пересечениях с канализационными и водосточными коллекторами, водоводами, нефтепродуктопроводами и газопроводами, включая расстояние не менее чем по 10 м от стенки коллектора или оси трубы. Таблица 1.1 Требования, предъявляемые к участкам трубопроводов в зависимости от их категории
Примечание, р"-нор.мальное рабочее давление в трубопроводе, пГ/смг; Ридц-испытательное давление, хГ/сл12; - коэффициент условий работы при определении толщины стенки трубопровода. При т2 = 0,9 считается, что трубы имеют нормальную толщину стенки, а при т = й,1Ь повышенную. К участкам III категории относятся надземные переходы через болота и несудоходные водные преграды. К участкам IV категории относятся: а) основная линейная часть, прокладываемая вне переходов через естественные и искусственные препятствия; б) переходы через несложные препятствия: мелкие балки, рвы, пересекающие ручьи и т. п.; в) участки, прокладыва-1б емие в земляных насыпях; г) участки, прокладываемые на заливаемых поймах, водных преградах, при переходах в две и более нитки. В отдельных случаях, при наличии обоснований, проектным организациям предоставляется право повышать категорию отдельных участков газопроводов, и в частности при укладке нефте- и нефте-продуктопроводов вблизи населенных пунктов при уклонах местности в Сторону населенных пунктов. Проектирование отводов от магистральных трубопроводов и трубопроводов, расположенных на промыслах, можно также вести в соответствии с СНиП П-Д. 10-62, разбивая участки на указанные выше категории (см. табл. 1. 1). Разделение трубопроводов на категории позволяет обеспечить достаточно надежную их работу без значительного перерасхода металла. На особо ответственных участках увеличивают толщину стенки труб, производят стопроцентный контроль физическими методами монтажных сварных стыков, а также проводят предварительное испытание внутренним давлением участка трубопровода. Магистральные трубопроводы проектируют, сооружают и эксплуатируют таким образом, чтобы на них не было разрывов. Но поскольку разрыв напорных трубопроводов сопровождается сильным взрывом, , о часто и возникновением пожара, то трубопроводы для большей ;:-У!опасности прокладывают на необходимом расстоянии от расположенных вблизи сооружений. Прокладка магистральных трубопроводов по застроенным или подлежащим застройке (в соответствии с утвержденными проектами) территориям городов, населенных пунктов, промышленных предприятий и в границах железнодорожных станций, портов и пристаней не допустима. При прокладке трубопроводов вблизи строений и сооружений СНиП П-Д. 10-62 установлены минимально допустимые расстояния от оси трубопровода до различных объектов в зависимости от класса трубопровода. Магистральные газопроводы разделены на три класса в зависимости от рабочего давления транспортируемого газа: I класс - при давлении свыше 25 кПсм, II класс - при давлении от 12 до 25 кГ/см и III класс - при давлении до 12 кГ/см. При надземной прокладке газопроводов допускаемые минимальные расстояния от оси трубопровода до различных объектов принимаются согласно СНиП в 2 раза большими, чем для случаев укладки трубопроводов в грунт. Однако в настоящее время рассматривается вопрос об уменьшении минимальных расстояний от надземных газопроводов. Магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы разделены на четыре класса в зависимости от характеристик транспортируемой жидкости и диаметра труб: I класс - имеющие протяжение более 50 км, диаметр свыше 500 мм и транспортирующие нефть и нефтепродукты с температурой вспышки 45° С и менее; 1} кдасс--г имеющие протяженность боледггаиетр свыше МО мм и транспортирующие нефтепродукты с-тв\»п<»о»тур0Й вспышки более 45° С, 2 Заказ 2185. l а также диаметром 500 мм и менее, транспортирующие нефтепродукты с температурой вспышки 45° С и менее; III класс - имеющие протяженность более 50 км, диаметр 500 мм и менее и транспортирующие нефтепродукты с температурой вспышки более 45° С и IV класс - ответвления от магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов и магистрали протяженностью 50 км и менее. При надземной прокладке магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов минимальные расстояния до различных объектов принимаются, как и при подземной прокладке, но не менее 50 м. Прокладка магистральных газопроводов в одном тоннеле с железными или автомобильными дорогами, электрическими и телефонными кабелями и другими трубопроводами, а также по мостам железных и автомобильных дорог всех категорий не допускается. В отдельных случаях по согласованию с заинтересованными организациями может быть допущена прокладка магистральных нефте- и нефте-продуктопроводов и газопроводов низкого и среднего давлений по несгораемым мостам автомобильных дорог (ниже II категории) и по промышленным автомобильным дорогам всех категорий с отнесением участков трубопроводов, прокладываемых по мосту и на подходах к нему, к I категории. При надземной прокладке двух и более параллельных магистральных газопроводов и переходов через естественные и искусственные препятствия расстояния между газопроводами и между нитками переходов устанавливают отдельно в каждом случае по согласованию с Государственной газовой инспекцией газовой промышленности СССР и заинтересованными организациями. Расстояния между параллельными газопроводами на балочных однопролетных надземных переходах рекомендуется принимать минимум 8 м для магистральных газопроводов диаметром до 500 мм и 9 м для газопроводов диаметром 500 мм и выше. На переходах над железными дорогами Министерства путей сообщения и автомобильными дорогами I и II категорий расстояние между параллельными однопролетными балочными переходами следует выдерживать не менее 30 м. В зависимости от объекта (вблизи которого проходит трубопровод), класса трубопровода, а на газопроводах и в зависимости от его диаметра минимально допустимые расстояния от объектов до трубопроводов колеблются в больших пределах. Согласно СНиП П-Д. 10-62, на газопроводах они применяются от 25 до 250 Л1 и на нефте- и нефтепродуктопроводах от 30 до 150 м. Наибольшие разрывы установлены для трубопроводов I класса, проходящих вблизи таких сооружений, как мосты на железных дорогах и автомобильных дорогах I и П класса, а также общественных зданий с массовым скоплением людей. При расположении населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельно стоящих зданий на отметках более высоких, чем ось нефтепродуктопровода (разность отметок между трубопроводом и ближайшей границей строений более 10 м), разрывы могут быть снижены до 25%. При пересечении надземным магистральным трубопроводом воздушной линии электропередачи или контактно!! сети электрифицированных железных дорог расстояние от оси трубопровода до края фундамента ближайшей опоры должно быть, как правило, не менее 1,5-кратной высоты опоры. Расстояние по вертикали между верхом трубы надземного магистрального трубопровода и проводом линии электропередачи выбирают в соответствии с «Правилами устройства электротехнических установок»; при этом должны быть приняты меры для надежной защиты трубопровода от падения на него проводов линии электропередачи в случае их обрыва. Пересечения надземных магистральных трубопроводов с железными дорогами МПС и автомобильными дорогами I, II и III классов нужно выполнять под углом не менее 60°. Пересечение железных и автомобильных дорог надземными переходами трубопроводов должно выполняться с соблюдением соответствующих габаритов между полотном дороги или головкой рельса и нижним элементом конструкции перехода и должно быть согласовано с соответствующим управлением дороги. Необходимо, чтобы под переходом вписывался железнодорожный габарит приближения строений. Для железных дорог нормальной колеи (1524 мм) на переходах должен вписываться габарит по ГОСТ 9238-59, согласно которому расстояние от уровня верха головки рельса до низа конструкции перехода должно равняться 6500 мм. Над второстепенными или временными путями, электрификация которых не предусмотрена, допускается габарит высотой 5550 мм. Расстояние от внутренней грани опор переходов до оси крайнего из перекрываемых путей должно быть не менее 3100 мм. При пересечении автомобильных дорог под переходом должны вписываться соответствующие габариты приближения конструкции согласно приложению 3 СНиП П-Д. 7-62. Для пропуска под переходом местных полевых дорог наименьшее отверстие должно составлять 6 ж в ширину и 4,5 м в высоту, а для скотопрогонов - соответственно 4 и 2,5 м. При назначении величины пролетов перехода трубопроводов и возвышения его над горизонтом воды на судоходных реках необходимо учитывать требования безопасности и удобства судоходства. В переходах через многоводные реки имеются две характерные части: судоходная (речная) и несудоходная (пойменная). Пролеты, предназначенные для пропуска судов (или сплава), располагают над фарватером реки так, чтобы опоры перехода не стесняли движения судов. Количество, величина и возвышение судоходных пролетов определяются требованиями судоходства в соответствии со специаль-, ными подмостовыми габаритами согласно нормам проектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основным требованиям к расположению мостов - НСП 103-52. Внутрь габарита не должны выступать никакие элементы перехода и располо-, женные на нем устройства. В зависимости от условий судоходства или сплава и от многоводности самой реки все водотоки разделены 2* 19 на ряд классов, для каждого из которых установлены подмостовые габариты, приведенные в табл. 1. 2. Величина судоходного отверстия В должна соблюдаться в свету между гранями опор при межеп-нем судоходном горизонте. Высоты габарита Huh измеряют от расчетного судоходного уровня воды. Расчетный судоходный уровень - это наивысший горизонт реки в судоходный период, который обычно несколько ниже отметки горизонта высоких вод. На сплавных реках за расчетный уровень принимают наивысший хплавной горизонт. По нормам в многопролетных переходах должно быть не менее двух судоходных пролетов, расположенных над судовыми ходами; устройство одного судоходного пролета допустимо только в случае недостаточной ширины реки. Если на реке имеется одновременно судоходство и лесосплав, то судоходные пролеты принимаются по данным табл. 1. 2, причем пролет низового направления принимают несколько большим, чем взводного. При отсутствии лесосплава или ограниченных его размерах величину обоих судоходных пролетов принимают, как для взводного направления. Если на переходе имеется лишь один судоходный пролет, то размеры габарита при наличии лесосплава следует принимать, как для пролета низового направления. В переходах через несудоходные реки, а также в несудоходных пролетах судоходных рек возвышение низа перехода над расчетным горизонтом (с учетом подпора) должно быть не менее 0,5 м, а над расчетным горизонтом ледохода - не менее 0,75 м. За расчетный горизонт в этом случае можно принимать горизонт высоких вод 1 % обеспеченности. Возвышение низа пролетных строений при наличии на реке заломов или корчеходов устанавливают особо для каждого частного случая, но оно должно быть не менее 1 м над горизонтом высоких вод 1 % обеспеченности. В процессе проектирования перехода определяется будуп],ий вид сооружений. При этом приходится разрешать основные вопросы технико-экономического, производственно-эксплуатационного и архитектурно-эстетического характера, определяющие выбор типа, системы, конструкции и всех характерных особенностей проектируемого перехода. Проекты сложных переходов разрабатывают на основе специальных изысканий, при которых выявляют наиболее подходящие места для пересечения естественных или искусственных препятствий. При этом желательно не отклоняться от общего направления трубопровода. При изысканиях выясняют местные условия в районе перехода: геологические и климатические данные, топографию берегов, характерные уровни воды в реке, скорости и направление течения, характер ледохода, наличие судоходства, степень размыва русла, перспективы изменения водного режима и другие данные. Разработка проектного задания перехода заключается в назначении наиболее целесообразной схемы перехода. При этом на основе технико-экономических соображений выбирают схему перехода, тип опор, назначают основные размеры сооружения, намечают 20 «о в & г а р. пхэок эпииэнэйа пхэок эпнньохэои ихэвь йэниэйо а q bxudsgbj ихэвь vouuaoinaoa эинэжьхоап 5" 9инЭ1гавЛавн хнодо им X30W qdhhawada uhhsiraeda -вн ojouUoaea bxaicodn BirU винам -BdDBH ojoaoSHH Bxaifodn ыгИ «во -bjnabh ве wahi/ado a noxoinj) UBwaXeiirouon hbwaxdhxhbdbj Ф о о "1 со in со «а и 5 a>ts а се Ш о I В) 1 I W я о « I „ я Си 05» Э 2 S i«в II е * I I s> So о s> S 2 So о о s vi< CM о oo о со о ca И со сч со с5 оо о я Ч .о IS 03 §•„ § § и а л " ч л а, . о я и > о. о •g I • >. в; . И IS . Я S «И f 1 " = ills III" еа н ш 0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 |
||||||||||||||||||||||