Главная Переработка нефти и газа Несколько иную конструкцию онор имеет трехнролетныи переход газопровода диаметром 325 мм через реку, на которой наблюдается относительно большой ледоход. Переход имеет длину 84 л - три пролета но 25 м и концевые участки 4 и 5 ж (рис. 5. 4, б). Промежуточ ные свайные опоры выполнены из четырех стальных труб диаметром 273 мм. Сваи соединены швеллерами № 24 и поверху ригелями из тех же труб. Газопровод подвешен к ригелям онор с помощью хомутов диаметром 32 мм на высоте 3,5 м от уровня воды. Перед опорами установлены металлические ледорезы. Многолетняя безаварийная эксплуатация надземных переходов в Западной Украине доказала их надежность, поэтому новые переходы через естественные препятствия выполняют, как правило, надземными. На реках же с быстрым течением и неустойчивым руслом часто старые подводные переходы (дюкеры) заменяют надземными. Надземная прокладка газопроводов диаметром до 529 мм нашла широкое применение в северных районах нашей страны на территории Коми АССР, где открытые трубопроводы начали сооружать в 1941-1942 гг. после начала разработки месторождений природного газа в Верхне-Ижемском районе. Открытым способом в этом районе проложено около 800 км трубопроводов. Климатические, почвенные и гидрологические условия в Коми АССР крайне затрудняли подземную прокладку. Трубопроводы подвешивали к деревянным треугольным опорам (рис. 5. 5). В плане трубопроводы прокладывали в виде «змейки», что позволяло им свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимали около 23°. Трубопроводы прокладывали на высоте около 1 м от земли. В местах пересечения дорог трубопровод изгибался Для создания требуемых габаритов (рис. 5. 5, в). Деревянные опоры применены двух типов: подвижные качающиеся (рис. 5. 5, а) и неподвижные с оттяжками (рисе 5. 5, б). Последние устанавливали посредине каждого прямолинейного участка. В качестве противокоррозийной изоляции применяли обмазку трубопровода цементным молоком. В последние годы в Коми АССР устанавливают более капитальные опоры - деревянные с бетонными башмаками и железобетонные. Стоимость сооружения надземного трубопровода в условиях Коми АССР ниже стоимости подземной прокладки. По данным А. В. Булгакова, при диаметре 325 мм экономия по рабочей силе Рис. 5. 2. Трехпролетные переходы га- • зопровода диаметром 325 .н.и постройки а и б - ваключенные в кожухи из труб диаметром 577 мм; в -с тепло-и гидроизоляцией составляла порядка 200 тыс. руб. на 100 км трубопровода. Удлинение трубопровода за счет изгибов составляет около 2%, но при надземной прокладке в ряде мест трассу можно было спрямить. Надземная прокладка трубопровода в условиях Коми АССР показала и ряд эксплуатационных преимуществ: увеличение надежности, простота надзора, облегчение ремонта и удлинение срока службы. Более чем десятилетняя эксплуатация подвесных газопроводов в условиях Севера доказала надежность и целесообразность надземной прокладки трубопроводов там, где подземная прокладка встречает затруднения. Следует еще иметь в виду, что ведение работ при надземной прокладке возможно круглый год, а на болотах особенно целесообразно вести работы зимой. Рис. 5. .3. Пятипролетный переход газопровода диаметром 273 J4M с теплогидронзоляцией, опорами которого явпяются горизонтальные ра»ш из труб диаметром 325 мм (типа понтонов). В послевоенные годы, после строительства первого газопровода Саратов - Москва, трубопроводный транспорт стал развиваться бурными темпами. Надземные балочные переходы начали применять на первых магистралях Ставрополь - Москва, Дашава - Киев - Брянск - Москва, но еще в ограниченном количестве и с относительно небольшими пролетами. Широкое распространение балочные переходы получили после работ, выполненных лабораторией прочности ВНИИСТа и разработок проектных институтов Укргиирогаз, Гипроспецгаз, Восток-гипрогаз и Южгипрогаз. На газопроводах диаметром 529-1020 мм пролеты переходов достигают 50 м и более. Особенно много надземных переходов строят на горных трассах, где применение подземных переходов дороже, кроме того они и менее надежны. На рис. 5. 6 показаны два размытых перехода на одной из горных трасс газопровода: на рис. 5. 6, а - трубопровод, который был подлшт и всплыл под воздействием быстрого течения горной реки, а на рис. 5. 6, б - трубопровод, обнаженный вследствие размыва его у берега при изменении русла горной реки во время паводка. Простейшие одно- и двухпролетные прямолинейные балочные переходы газопровода диаметром 529 мм без компенсации продольных деформации через небольшие горные реки представлены на Рис. 5. 4. Переходы. ItS длиной 85 м без тепловой изоляции с изгибами труб на конпат fneneyoi~ Сфотографирован в момент высокого уровня воды в реке); б - трехпролетный Л1?ппт5 восительно большим ледоходом. Трубы имеют тепловую изолйцю: Трубопровод Жешен к ригелям опор с помощью хомутов. " подвешен рис. 5. 7. Трубопровод в местах выхода из берегов опирается на грунт, промежуточными опорами служат забитые в грунт стальные трубы диаметром 273 мм. На рис. 5Л,в часть перехода со стороны автомобильной дороги заключена в кожух из стальной трубы диаметром 720 мм. Трубы на переходах окрашены лаком с алюминиевой пудрой. На рис. 5. 8, а представлен простейший прямолинейный одно-пролетный переход трубопровода через глубокий канал. Такое пересечение ханактерно для орошаемых земель Средней Азии. Так как очистка больших каналов оросительной системы производится механизмами, которые должны проходить под трубопроводом, при этом не допускается нарушение целостности берегов, то в этих-условиях удобны однопролетные двухконсольные переходы с наклонными компенсаторами по концам. Такие системы можно применять и при пересечении небольших рек с крутыми берегами. 104 Однопролетными двухконсольными системами на газопроводах диаметром 529-1020 мм можно перекрывать пролеты до 45-65 м и на. нефтепродуктонроводах до .30-40 м. Многопролетные переходы газопроводов диаметром 529 мм с компенсаторами представлены на рис. 5. 9. На рис. 5. 9, а изображен Рис. 5. 5. Надземный трубопровод, построенный в Коми АССР в виде «змейки» на деревянных опорах. а-подвесные промежуточные опоры; б-неподвижная опора с ме таллическими оттяжками; в - пересечение трубопроводом дороги. переход через горную реку с односторонней; компенсацией продольных деформаций. Опорами слун{ат. одиночные сваи из стальных труб, заполненные бетоном. Трубопровод не приварен к опорам н может свободно перемещаться вдоль своей оси. Часть трубопровода, пртгыкающая к дороге, заключена .в кожух из труб диаметром 720 мм. На рис. 5. 9, б приведена часть многопролетного перехода газопровода диаметром 529 мм через широкую реку с пролетами по 25 м. Через каждые шесть пролетов установлены горизонтальные П-образные компенсаторы. На средних опорах, состоящих из четырех свай, трубопровод закреплен неподвижно, на остальных опорах, за исключением онор, поддерживающих спинки компенсаторов, трубопровод имеет продольную подвижность. Опорные части под спинками компенсаторов допускают свободу перемещений во всех направлениях. Опоры выполнены из стальных труб, заполненных бетоном, связанных между собой поверху железобетонным ригелем. Трубопровод покрыт лаком с алюминиевой .пудрой. Надземные трубопроводы строят в районах горных выработок, где неравномерные осадки поверхности земли приводят к разрывам подземных трубопроводов. В этих условиях применяются системы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 |
||