Главная Переработка нефти и газа большое количество личинок, а местами изоляция разъедена на глубину 4 - 5 мм. На болотах изоляция разрушается на всю ее толщину за счет прорастания водных растений. Образующиеся при этом полости заполняются продуктами гниения растений и газов, способствующих усилению коррозионных повреждений. Покрытия морских трубопроводов повреждаются моллюсками, губками и другими организмами. Интенсивность обрастания увеличивается с повышением температуры воды. Развитие коррозии при обрастании поверхности трубопровода объясняется усилением притока к металлу кислорода, выделяемого растениями, и образованием углекислоты и сероводорода при разложении мертвых организмов. Заглубление трубопроводов в дно реки предотвращает обрастание их поверхности различными организмами. На безопасность эксплуатации трубопроводов различного назначения, проходящих в одном техническом коридоре, влияет ряд факторов как общих, так и индивидуальных для каждого трубопровода. К общим можно отнести не только характеристики природной окружающей среды, но и антропогенного фактора: русловые переформирования, вызванные воздействием работ, выполняемых владельцами подводных переходов, а также сторонними организациями в техническом коридоре и за его границами в пределах зоны влияния на русловые процессы; характеристики судоходства, особенно в меженный период; взаимное пространственное положение ниток трубопроводов в пойменной зоне, что важно для разработки индивидуальных и совместных мероприятий по ликвидации аварий; взаимное влияние трубопроводов и их электрохимической защиты от коррозии на коррозионную ситуацию в коридоре. Подводные переходы относятся к пассивным инженерным сооружениям, зона влияния которых на русловой процесс ограничивается одной макроформой или несколькими мезо-формами рельефа. Если технический коридор трубопроводов захватывает несколько мезоформ (ленточные гряды, побоч-ни, осередки), то ремонтные работы, выполняемые на одной из коммуникаций, влияют на русловой процесс всего коридора. В практике эксплуатации подводных переходов известны случаи отрицательного взаимного влияния, когда вследствие ремонта одной нитки оголялись другие нитки. Особенно наглядно такие процессы проявляются в техническом коридоре, где проходят коммуникации, эксплуатируемые разными организациями. Охранная зона подводных переходов, в пределах которой запрепдены дноуглубительные работы без согласования с эксплуатируюпдей организацией, устанавливается на расстоянии 100 м от осей крайних ниток в обе стороны. Таким образом ремонтные работы на трубопроводах другого ведомства, расположенных на больп1ем расстоянии, чем 100 м, могут выполняться без согласований и учетов последствий изменения руслового процесса в районе соседних коммуникаций. Из практики эксплуатации переходов нефтепроводов известны случаи многолетних ремонтных работ по ликвидации размывов их ниток, вызванных аналогичными работами на соседних по коридору коммуникациях. Обоюдное вмеп1а-тельство в ход руслового процесса эксплуатируюпдими организациями при отсутствии согласованности в действях приводило к ИЗЛИП1НИМ материальным затратам. Примером негативного влияния катодной запдиты газопровода Нижневартовск-Кузбасс на нефтепровод Александров-кое-Анжеро-Судженск может служить появление коррозионных язв глубиной до б мм в местах поврежденной изоляции. Это произоп1ло из-за нарушения обпдей коррозионной ситуации в коридоре, на которую влияют климатические изменения, вызванные глобальным парниковым эффектом, антропогенная деятельность и другие факторы. Другим примером многониточного подводного перехода, испытываюпдего воздействие ряда вышеперечисленных факторов, может служить коридор трубопроводов через реку Иртыш (пос. Медведчиково), в котором кроме пяти ниток нефтепроводов выше по течению присутствуют еще и шесть ниток газопроводов. Расстояние между крайней нижней ниткой газопроводов и крайней верхней нефтепроводов составляет примерно 120-150 м, что соответствует требованиям соблюдения охранной зоны, но не исключает взаимного влияния ремонтных работ на характер и интенсивность русловых деформаций в створах переходов. Коридор переходов расположен на свободно меандриру-юпдем участке реки Иртыш. Он пересекает русло в верхней половине излучины, сползаюпдей вниз по реке. К сползанию приводит размыв выпуклого и намыв вогнутого берега в верхней половине излучины, и происходит смена направленности деформации в нижней ее половине. Вблизи нефтепро-водного коридора естественная скорость размыва по норма- ли к нему достигает 5 м/год. Высота донных гряд - микроформ не превышает 2,5 м, возможный диапазон сезонных деформаций в полтора раза меньше этой величины. В половодье скорость течения на поверхности не превышает 1,7 м/с, придонные скорости достигают 0,8 м/с. Донные отложения на участке переходов представлены в основном песком, супесью и суглинком. Диаметр фракций для супесчаных грунтов в среднем составляет 0,12 мм, а для песчаных - 0,36 мм. Наблюдения за взвешенными наносами показали, что сток их в течение года распределяется неравномерно. Наибольшие расходы взвешенных наносов происходят в период половодья (4900 кг/с). Годовой сток взвешенных наносов составляет 98 % обпдего объема наносов, транспортируемых рекой. Анализируя результаты и последствия выполнения ремонтных работ, специалисты предприятий, эксплуатируюпдих магистральные трубопроводы, пришли к выводу, что взаимная несогласованность запдитных мероприятий не только ведет к излишнему расходованию средств, но и снижает безопасность эксплуатации подводного перехода. На цветном вкладыше (фото 3), выполненном с помопдью компьютера и напоминаю идем картину художника-абстракциониста, все аномалии размыва дна водотока отображаются на экране монитора изменением цвета. Оператор во время просмотра данных всесторонне изучает геометрические размеры намытых и размытых участков трубопровода, производит измерения объемов работ и включает эту информацию в отчет. Приведенные аномалии дают возможность вынести решение и наметить дальнейшие планы по обеспечению безопасности подводного перехода. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||