Главная Переработка нефти и газа правила помогут сохранить целостность скважины и улуч-П1ить скольжение при ее разбуривании и протаскивании трубопровода: 1) контроль используемой воды; 2) контроль вязкости бурового раствора; 3) контроль за потерей воды из бурового раствора. Потеря устойчивости формы протаскиваемого трубопровода может произойти при комбинации растягиваюпдего напряжения, вызванного осевой нагрузкой, напряжения изгиба вследствие искривления скважины и напряжения от давления жидкости или газа, транспортируемого по трубопроводу. В результате происходит образование гофр или даже сплюпди-вание поперечного сечения, что приводит к разрушению трубопровода. При проектировании трубопроводов, сооружаемых способом направленного бурения, должны проводиться исследования возможной потери устойчивости формы, подбор физико-механических характеристик труб и расчет усилий и напряжений при их протаскивании и дальнейшей эксплуатации. Для балластировки трубопровода в скважине используется заполнение протаскиваемой трубы водой. Эта труба не пе-ремепдается вместе с трубопроводом, она как бы выползает из него. Заполнение производится только в трубах большого диаметра, но так, чтобы трубопровод не стал слишком тяжелым. Иногда в трубопроводе размепдается полиэтиленовая труба, которая и заполняется водой, постепенно продвигаясь в нем. При необходимости прикладывать дополнительное усилие применяется трубопротаскиваюпдее устройство, так называемая А-рама. При работе с помопдью А-рамы начало протаскивания обязательно идет от буровой установки. Оператор буровой установки прикладьшает необходимое начальное усилие, в течение некоторого времени сохраняет его постоянным (50 % от максимального паспортного усилия), затем по радио дает сигнал на А-раму. Протаскивание начинается, и после того, как труба пошла, дается сигнал на буровую установку. При этом усилие на буровой установке не нарастает, так как труба должна двигаться равномерно. Это делается еще и для того, чтобы трубу не поднимало вертикальной составляюпдей силы протаскивания сильно к верху скважины. При работе с расширителями на обоих берегах должна соблюдаться синхронность в работах. Тяговое устройство (трактор, установка, лебедка) должно работать только при врапдаюпдейся трубе. Каждый цикл работ должен заканчи- ваться в удобной точке. Это может быть, например, расстояние, равное длине буровой П1танги (9 м). Реактивный крутяпдий момент возникает в трубе и направлен против направления врапдения трубы. Особенно критический момент наступает, когда оператор на установке хочет быстро изменить направление бурения. Когда оператор уже прекратил врапдение, труба еще врапдается за счет сил скручивания. При работе с трубой на противоположном конце у людей должна быть ясность, вся ли труба раскрутилась. Это фиксируется прибором у оператора-бурильпдика. Даже при небольпюм крутяпдем моменте могут быть несчастные случаи. У оператора есть два способа снять реактивный крутяпдий момент: 1 - врапдать трубу назад на 1-2 оборота; 2 - продвигать трубу в скважину поступательно. Раскручивание особенно опасно при работе с тисками на противоположном берегу (длинные ручки которых могут быть причиной травмы). Чем мягче породы, тем меньп1е должны быть остановки. Часто при протаскивании приходится останавливаться, чтобы приварить очередную секцию. Во время остановки (на момент остановки) записываются все показания приборов - при бурении пилотной скважины и ее расп1ирении. Срыв бурения может произойти по разным причинам. Наиболее типичные из них: неправильный показатель рН воды; неправильный показатель вязкости бурового раствора; буровой раствор используется не в обоих процессах - бурении пилотной скважины и обратном протаскивании; добавление полимера в воду до того, как добавлен бентонит; нагнетание раствора до того, как он будет полностью выработан; перемеп1ивание и нагнетание раствора "в полете", т.е. до того, как он будет полностью готов; СЛИП1КОМ быстрое обратное протаскивание; раствор не выходит наружу скважины, т.е. нет циркуляции; чрезмерный изгиб буровой трубы; СЛИП1КОМ неровная траектория бурения с больп1им количеством изгибов и поворотов, создаюпдих трение; использование расп1ирителя со слип1ком маленьким диаметром; использование в неплотных грунтах расп1ирителя для плотных грунтов. Подводные переходы, построенные методом ННБ, имеют срок эксплуатации до 50 лет. Поэтому изоляционное покрытие труб, прокладываемых методом ННБ, должно быть усиленного типа. Этого же требуют и условия протаскивания. Конструкция покрытия (толпдина, материалы) выбирается с учетом характеристики грунтов, назначения трубопровода, условий воздействия на изоляцию сил трения при протаскивании в скважине. Запдита трубопроводов от коррозии, исходя из возможных изменений коррозионных условий при длительных сроках эксплуатации нефтепроводов, должна осуществляться комплексно: защитными и изоляционными покрытиями и средствами электрохимической защиты. Физико-механические свойства изоляционного покрытия (сопротивление ударной нагрузке, отслаиванию и сдвигу, прочность на разрыв и др.) после нанесения его на трубы в заводских условиях и изоляции сварных стыков плетей в полевых условиях должны соответствовать требованиям ГОСТ Р5И64-98. Одновременно с защитой трубопровода от коррозии с помощью изоляционного покрытия применяется и электрохимическая защита. Для проектирования и строительства подводных переходов методом ННБ необходимо комплексное изучение природных условий района строительства с целью получения необходимых и достаточных материалов. В состав инженерных изысканий при строительстве или капитальном ремонте подводных переходов методом ННБ входят: геодезическая съемка, геологические, гидрологические, гидрометрические, гидрометеорологические, геокриологические, экологические изыскания и камеральная обработка полученных данных. Полученные в результате инженерных изысканий и обработанные материалы должны быть достаточны для выбора проектной организацией варианта строительства перехода трубопровода способом ННБ. Особенное внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными геологическими условиями. К таким условиям относятся: прерывистость и разрывы пластов, наличие скальных пород или больпюго количества гравия, наличие карстовых пород и оползней, интенсивные русловые и береговые деформации, наличие многочисленных протоков и островов. На таких участках, а также на криволинейных участках предполагаемого перехода следует бурить разве- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||