Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

лед нефтью не смазывается, к нему нефть не пристает. Нижняя поверхность льда в линзах, имеюпдихся подо льдом, по мере вновь поступаюпдих порций нефти образует своеобразный неподвижный монослой. Поэтому скорость распространения нефтяного пятна в основном зависит от интенсивности поступления нефти, а толгцина пленки - от скорости течения реки, величины сил трения на границах лед - нефть, нефть - вода.

Было зафиксировано, что за первые сутки после аварии до закрытия береговых задвижек нефтяное пятно распространилось по течению на 2 км, а после закрытия - егце на 2,6 км.

В январе - феврале температура воздуха опускалась днем до -32 С, а ночью даже до -40 С, и толщина льда удваивалась. Теплопроводность льда равна 2,3 Вт/м-К. Нефть обладает более низкой теплопроводностью и колеблется в пределах 0,008- 0,16 Вт/м-К, поэтому даже при сильных морозах толщина льда на фарватере оставалась прежней (5 см), а ниже слоя нефти образовался второй слой льда толщиной около 1 мм. Таким образом нефть оказалась законсервированной. По данным лабораторных анализов концентрация нефти в воде стабилизировалась и не отличалась от фоновой выгпе створа перехода.

Толщина второго слоя льда также не увеличилась. При уборке замазученного льда нефть легко отделялась от верхнего слоя, оставаясь на воде. При этом нижний слой льда раскалывался на куски от малейгпего сотрясения, превращаясь в гпугу. Эта гпуга мегпала работе нефтесборщиков, но оказалась прекрасным материалом для снижения скорости течения на поверхности реки и удержания нефти перед боновым заграждением. Нефть со смесью ледяной гпуги и снега приходилось подгонять лопатами к нефтесборщикам фирмы "Vikoma", а гпугу - вылавливать сачками и собирать в специальное контейнеры. С января 1996 г. остававгпаяся подо льдом нефть не вызывала дополнительного загрязнения воды, что контролировалось регулярным отбором проб.

Было принято регпение о сжигании нефти. Для этого перпендикулярно оси стрежня течения разрабатывались майны гпириной 50 см с интервалом 50 м от бонового заграждения. По мере накопления майны нефтью ее поджигали. Интенсивное горение продолжалось около 2 ч, после чего фронт пламени сужался по длине и гпирине до самозатухания. За ночь майны замерзали, оставалась лунка диаметром около 50 см с пленкой нефти.



Последующие 2 - 3 дня делали лунки, расчищали их ото льда и снега и вновь сжигали накопившуюся нефть. Работа по выжиганию нефти продолжалась до середины марта.

Боновое заграждение сдерживало расширение загрязнения русла нефтью. Незначительное подныривание нефти под боновое заграждение наблюдалось только в те дни, когда по неблагополучным метеоусловиям запрещалось выжигание нефти по санитарным условиям.

Для задержания нефти, прошедшей за зиму, было устроено боновое заграждение. Оставшаяся подо льдом нефть освобождалась путем раскалывания льда катерами БМК и направлялась к боновым заграждениям, закрепленным на берегу к анкеру, а в русле - тросом. Лед подавался катером к ковшу экскаватора, установленного на берегу, где его складировали до растаивания. Загрязнение от нефти составляло 10-12 л на 100 м льда.

На тиховодных участках (их было шесть) образовались заторы нефти из льда и шуги. В этих рубежах образовались компактные пятна нефти, которые поджигались. Сгорала примерно половина нефти, собравшейся в заторе. На последнем рубеже продукты горения в фракции мазута были собраны вакуум-установкой Poweraas 9L/9842-3 фирмы "Vikoma", установленной на катамаране, и утилизированы по технологии, предложенной межведомственной комиссией.

После завершения работ по устранению загрязнения был проведен контроль степени загрязнения воды на акватории реки длиной 460 км с участием представителей Башкирии и Татарстана. На шестикилометровом участке от места выхода нефти до последнего рубежа было проведено траление дна для подтверждения его чистоты с участием Башкирского территориального управления Госкомохранприроды.

Большие трудности при авариях на подводных переходах возникают при очистке берегов.

Ориентировочно на 1 км береговой полосы отлагается 1 - 2 т маловязкой нефти, 5 -8 т нефти средней вязкости и 20 - 30 т высоковязкой и застывшей нефти.

При понижении уровня воды в реке разлитая на воде нефть может оказаться на берегу на значительном расстоянии от воды. В этом случае ее смыв к приемному устройству нефтесборщика не возможен. Если позволяют рельеф и прочность грунта, то применяют бульдозеры, скрепера, ковшовые экскаваторы, иногда со специальными навесными устройствами. Сгребая нефть, машины захватывают слой грунта.



Для вывоза загрязненного грунта используют автомобили повышенной и высокой проходимости. Следует помнить, что при углах наклона береговой полосы более 6° машины могут сползать по скользкой поверхности.

Если рельеф местности не позволяет использовать землеройные машины, сбор нефти на расстоянии до 50 - 60 м от места приема производят вакуум- или пневмотранспортными установками (рис. 35). Для того чтобы избежать пробок и закупорки приемной линии пневмотранспортера, в нее подают горячую воду (на 5-10 °С выше температуры застывания нефти), при этом количество воды, подаваемой в приемную линию, по объему должно быть равно количеству собираемой нефти.

Очистку укрепленного берега производят следующим образом. Устраивают плавающее заграждение на расстоянии 1-2 м от берега, а нефть, скопившуюся между камнями, посыпают сорбентом, вымывают струей воды в сторону заграждения и собирают с помощью переносных нефтесбор-ных устройств.

С береговой растительности нефть смывают струей воды, подаваемой под давлением 0,6 - 0,8 МПа. При низкой температуре воздуха используют воду, подогретую до 30 - 40 °С. Загрязненную нефтью водную растительность скашивают с помощью специальных косилок, установленных на лодках, или вручную.


Рис. 35. Сбор нефти с помощью вакуумных автомобилей у мелкого берега:

1 - ручные приемные устройства для сбора нефти с поверхности; 2 - вакуумные автомобили




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65



Яндекс.Метрика