Главная Переработка нефти и газа Рис. 30. Конструкция буя ВБ-2 с газогенератором: а - конструкция буя; б - положение буя перед всплытием; а всплывшего буя на поверхности положение рыма, к которому крепится свободный конец буйрепа. Нижний конец троса соединен с донным якорем 1. При установке буя корпус, имеюпдий положительную плавучесть и закрепленный за рым U-образными скобами, натягивает трос, который удерживает буй от всплытия. Поскольку корпус может поворачиваться вокруг рыма, а ось врагце-ния находится вне корпуса, то возникаюгций врагцаюгций момент заставляет корпус буя принять рабочее положение. После получения сигнала вызова газогенератор приводится в действие, а эластичная оболочка заполняется газом. Конструкция приобретает дополнительную плавучесть. Так как объем газа в эластичной облочке превышает объем поплавка, корпус поворачивается и занимает положение, показанное на рис. 30, б. Скобы выходят из зацепления с рымом, и буй всплывает, разматывая буйреп. Положение буя после всплытия показано на рис. 30, а. Применение всплываюгцих буев ускоряет проведение аварийно-восстановительных работ. При возникновении аварий кроме наземной проводят воздушную разведку с помогцью летательных аппаратов. Использование летательных аппаратов с лазерной или радиолокационной аппаратурой на борту позволяет в короткий пе- риод времени получить оперативную информацию о пространственно-временной структуре нефтяного загрязнения, составить карту, определить толгцину нефтяной пленки, фракционный состав нефти на разных участках акватории, а также выработать стратегию сбора нефти. В основе лазерных методов определения толгцины нефтяной пленки и границы загрязнения лежит спектральный анализ флуоресценции нефти. Менее точным и информативным, чем лазерный, является радиолокационный метод, который заключается в использовании и анализе амплитудных характеристик радиоволн, излучаемых радиолокатором и отраженных от поверхности воды. Достоинство радиолокационного метода перед лазерным заключается в возможности применения его в любую погоду, при отсутствии видимости и в ночное время. В состав радиолокационного комплекса, устанавливаемого на борту летательных аппаратов, входят сканируюгций СВЧ-генератор, радиометр (РМ-0,8) и ИК-сканер "Вулкан", которые позволяют производить обзор местности гпириной до 12 км. Информация обрабатывается и отображается прибором, расположенным на борту летательного аппарата (для оперативного наблюдения) и регистрируется для наземной обработки в аналоговом (емкость памяти 1 байт) и цифровом виде (емкость памяти 200 Мбайт). При разрывах стенки трубопроводов происходит залповый выброс нефти и опорожнение его на определенном участке за счет разницы высот на дне и берегу. Свигци и малые трегцины могут служить источником загрязнения водоемов в течение некоторого времени, до определения места утечек. При незначительных давлениях такие повреждения затягиваются слоем парафина и механических примесей, содержагцихся в нефти. Утечка из гцелевого отверстия возрастает быстрее, чем из круглого. Эта разница особенно заметна при малых отверстиях. Если плогцадь переменного сечения отверстия превыгпает 1 мм, то его форма не влияет на величину утечки. При определении выхода продукта из круглого отверстия обычно используют следуюгцую формулу: О = д/2дЯ, где S - плогцадь поперечного сечения круглого отверстия; Н - напор; \х - коэффициент выхода продукта через отверстие, = l/(§ + XL/D), где § - коэффициент местного гидравлического сопротивления при выходе продукта из гцели; Х - коэффициент гидравлического сопротивления трения, зависягцей от числа Рей-нольдса Re и абсолютной шероховатости трубы А; L, D - соответственно длина и диаметр трубопровода. Коэффициент Х для всех режимов течения жидкости в трубопроводе определяют по обобгценной формуле Альтшуля X = ail(A/D + 68/ReJ 0,25 Для определения коэффициента местного гидравлического сопротивления § по графику находят коэффициент скорости Ф для круглого отверстия диаметром d, а затем определяют При вытекании нефти из гцели, образованной при разрыве стенки трубопровода (рис. 31), вместо диаметра круглого отверстия необходимо ввести параметр, характеризуюгций 10 10 10 Ю" 10 Re Рис. 31. Определение выхода нефти из повреждения (трещины) в трубопроводе: а - характеристики живого" сечения трещины в трубопроводе; б - рас- четная схема участка напора; а [1, 8, ф (по Альтшулю) график для определения коэффициентов 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||