Главная Переработка нефти и газа Для обеспечения безопасной эксплуатации подводных переходов необходимо знать не только показатели физического старения трубы, но и деградацию других ее элементов (изоляционного покрытия, арматуры, заглубление в дно водоема и т.п.), фактическое состояние повреждений, профилактики, ремонта, модернизации, организации управления долговечностью всего объекта. Надежность и безопасность подводных трубопроводов характеризует ряд факторов техногенного и природного характера, приведенных в табл. 3. Таблица 3 Основные факторы, определяющие состояние подводного перехода Группа факторов Факторы Дефекты тела трубы и сварных швов Внешние антропогенные механические воздействия Коррозия Качество труб Качество строительно-монтажных работ Конструктивно-технологические факторы Природные воздействия Эксплуатационные факторы Потери металла; его расслоение; задиры; продольные и поперечные трещины; дефекты геометрии трубы, вмятины, гофры Глубина заложения трубопровода; уровень антропогенной активности; степень защиты наземного оборудования; согласование со сторонними организациями проведения работ в охранной зоне Нормативная обеспеченность средствами ЭХЗ; состояние изоляционного покрытия; коррозионная активность грунта; наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи трассы трубопровода; стресс-коррозия (коррозия под напряжением); биокоррозия Технология изготовления и марка стали труб; поставщик труб; продолжительность эксплуатации трубопровода Категория участка по сложности производства работ; контроль качества строительных и сварочно-монтажных работ; технология и сезон строительства (прокладки) Толщина стенки трубы; надежность защиты от гидравлических ударов; надежность телемеханики; система контроля утечек; наличие деталей полевого изготовления; наличие на участке линейной арматуры и наземных узлов разветвленной конфигурации Несущая способность грунтов; наличие оползней, карста; водная и ветровая эрозия; сейсмичность района Эксплуатационная документация; состояние охранной зоны; частота патрулирования (обходов, облетов) трассы; периодичность и качество диагностики и ремонта; квалификация работников; организация обучения персонала; качество связи; система оповещения; план ведения аварийных работ; тех-оснащенность Как видно из табл. 3, факторы для упрощения сведены в группы, которые могут характеризовать в какой-то мере степень возможного риска и степень планирования мероприятий как по каждому из факторов воздействия, так и по отдельной группе в целом. Такие же техногенные факторы риска на подводных трубопроводах, как обнажение трубы и критическая длина провисающих участков, по теории надежности относятся к дефектам второстепенной неисправности. Второстепенная неисправность - это ухудп1ение нормального состояния сооружения, которое не влияет на выполнение основных функций трубопровода. При приближении длины провисающего участка трубы к критическому значению (Lp) ситуация на подводном переходе приравнивается к аварийной. Она зависит от характера гидрологической ситуации не только на рассматриваемом переходе, но и на соседних, которые могут быть расположены в одном технологическом коридоре и принадлежать другим предприятиям. Важным элементом системы безопасности является выбор критических элементов, их ранжирование по критериям безопасности [16, 18]. Для оценки безопасности подводных переходов магистральных трубопроводов могут служить предельные значения количественных и качественных показателей состояния сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии и утвержденные в установленном порядке органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью сооружений. Эти критерии нап1ли отражение в строительных нормах и правилах, ведомственных руководящих документах, государственных стандартах. 3.2. ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА В соответствии с "Положением о декларации безопасности промып1ленного объекта Российской Федерации" (постановление Правительства РФ № 675 от 1.07.1995 г.) для проектируемых и действующих объектов, деятельность которых связана с повып1енной опасностью, разрабатывается декларация. Целью ее является обеспечение контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Декларация должна содержать: анализ риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; оценку условий развития и их возможных последствий, в том числе выбросов в окружаюпдую природную среду вредных вепдеств; характеристику систем контроля за безопасностью; сведения об объеме и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповепдения персонала предприятия и населения о возникновении чрезвычайной ситуации; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов; сведения о подготовке и поддержании в готовности к применению сил и средств; сведения об обучении работников объекта способам за-пдиты и действиям в чрезвычайных условиях. Главным условием обеспечения надежности магистрального нефтепровода является гарантия того, что в течение всего периода эксплуатации не наступит ни одно из недопустимых предельных состояний. Федеральный закон "О промып1ленной безопасности опасных производственных объектов от 20 июня 1997 г. определил правовые, экономические и социальные основы безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов, направил предприятия на предупреждение аварий и обеспечение их готовности к локализации и ликвидации последствий этих аварий. Аварии подводных переходов магистральных нефтепроводов наносят наиболее опдутимый ущерб. Поэтому первым nia-гом к повып1ению оценки опасности подводных переходов является определение степени риска аварийных выходов нефти и количественное определение ущерба, который может быть нанесен персоналу, занятому транспортом нефти, населению, материальным объектам и окружающей природной среде. "Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах" утверждена Минтопэнерго РФ 1 ноября 1995 г., а основы расчета приведены в "Методическом руководстве по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах" (приведены в [18]). 0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||